Смекни!
smekni.com

Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения, Князев А.М. (стр. 12 из 40)

- Чертежная бумага формата A3 — это прекрасный формат для рисования, создания «ориентировочных карт», письмен­ной документации групповой работы.

- Листы ватмана.

- Карточки формата А6 или А7, белые и цветные — они универсальны, их можно использовать в качестве бэйджиков с именами участников, названиями рабочих групп, а также во время проведения групповых игр и упражнений.

- Клеящиеся листочки различных цветов — их легко сгруп­пировать на плакатном листе или использовать для создания «карт», это обогащает работу.

- Маркировочные полоски различных цветов — эти полос­ки (на которых нельзя писать) можно легко и быстро менять местами, их применяют в ситуациях голосования, при осу­ществлении социометрических выборов.

- Катушка с клейкой лентой — с ее помощью вы можете зак­реплять на стенах плакаты или листы. Художественные тво­рения или интеллектуальные результаты работы группы придают атмосфере в помещении личностную ноту. Они сти­мулируют участников и являются прекрасным подтверждени­ем продуктивности работы группы.

- Фломастеры, восковые карандаши и мелки разных цве­тов — в основном используются для цветных набросков и ри­сунков и дают участникам возможность применять свой «визуальный интеллект» и фантазию. Должны находиться в сумке любого ведущего.

- Карандаши, шариковые ручки — всегда есть участники, которые так торопятся, что забывают пись­менные принадлежности. Для них будет большим облегчени­ем узнать, что забывчивость не исключает их из процесса.

- Ножницы — они необходимы для создания «реквизита».

- Карандашный клей или клей в тюбиках — это средство для создания трехмерных объектов. Помогает мастерить что-либо, создавать модели или даже изготовить групповой «тотем».

- Компьютер с аккустическими системами – как средство, объединяющее в себе демонстрационный, видео, аудио центр и экспертно-диагностический комплекс. Компьютерная техника предоставляет практически неограниченные возможности применения информации в рамках активно-игровой технологии, в том числе, востребованной из сети Интернет

- Клубок нитей — с его помощью можно наглядно демон­стрировать социометрические процессы, показывать линии, связи

, временные линии или плести «сети принадлежности». Естественно, клубок также можно использовать в арт-терапии, другими словами — это универсальное средство, пробуждаю­щее фантазию и любопытство участников.

- Будильник — необходим для всех видов деятельности, где нужно учитывать время.

- Декоративные свечи — усиливают эмоциональное воздей­ствие ритуалов и упражнений. «Живое» пламя вызывает особую реакцию. Поэтому можно зажечь свечи, когда у кого-то из участников день рождения, когда происходит представле­ние или по другому праздничному поводу.

- Спички — с их помощью можно создавать впечатляющие картинки, пояснять понятия, представлять взаимосвязи и ха­рактеризовать системы. Они подходят для загадок и голово­ломок. Зажечь спички можно во время медитаций или групповых ритуалов.

- Шелковые шарфы и шифоновые платки — их можно ис­пользовать в упражнениях, где участники некоторое время не должны ничего видеть. Платки и шарфы также прекрасно под­ходят для танцевальных, двигательных и расслабляющих уп­ражнений. Легкость, с которой платок развевается в воздухе, стимулирует фантазию участников.

- Коробка с монетами — важный реквизит для разного рода аукционов, а также для игр, связанных с властью, влиянием и ценой.

- Различные минералы (горный хрусталь, аметист, розо­вый кварц и т. п.) — прекрасно подходят для групповых ри­туалов и воображаемых путешествий.

- Куклы, надеваемые на руку, применяются, если преподаватель относится к тем ведущим, которые иногда рассказывают группе анекдоты или истории (стимулируя их мыслительный процесс), то куклы помогут в этом. Всегда есть участники, которым легче вос­принимать слова из «уст» куклы, чем из уст ведущего. Куклы создают игровую и радостную атмосферу и помогают с легкос­тью обойти всевозможные сопротивления, возникающие в группе.

- Сборники афоризмов или мудрых изречений — старинные мудрости хорошо стимулируют мышление, выходящее за пре­делы сиюминутных психологических тенденций. Они несколько громоздки, но при этом заслуживают доверия. К оконча­нию работы группы особенно хорошо подобрать короткую ци­тату. Интригует возможность использования такого сборника в качестве «оракула». Можно вслепую раскрыть книгу на любой странице и зачитать группе отрывок. Почти всегда об­наруживается поразительная связь с происходящим, которая пробуждает любопытство и мотивацию. Важно использовать тексты, которые что-то значат для вас самих.

- Удобная сумка для вашего реквизита — чтобы не искать нужные материалы перед каждым семинаром, все должно на­ходиться у преподавателя во вместительном «чемоданчике», который всегда под рукой. Это освободит вас от суеты. Реквизит должен быть разнообразным и периодически пополнять­ся во избежание частых повторений.

При этом возможен поиск применения ресурсов, которые случайно об­наружатся в группе или на месте проведения активно-игровой технологии: если вы работаете в помещении, где есть пианино, а некоторые участники в группе умеют играть на нем, то сама собой напрашивает­ся возможность использовать его для двигательных импровиза­ций или короткого воображаемого путешествия.

2.7. Условия проведения активно-игровых технологий

Для выбора помещения прежде всего следует учитывать обстановку и общую атмо­сферу в нем. В выбранном помещении должно быть достаточно естественного света и мало шумов. При этом имеет значение величина помещения, которое должно быть достаточно просторным, а у стены могут стоять столы, которые при необходимости возможно исполь­зовать. Стулья должны быть прочными и с прямыми спинками. Стены или часть стены должны позволять использовать наглядные пособия, устраивать выставки работ участников, писать мелом или фломастерами. Площадь для творческой работы участников должна быть достаточно большой.

При этом имеет значение расстановка стульев. Когда участники сидят за столами, атмосфера в комнате совсем иная, чем в том случае, когда они сидят по кругу и могут видеть друг друга. Для реализации неболь­шой технологии лучше всего расставить стулья по кругу. Это един­ственная геометрическая фигура, которая не предполагает иерархии. Преподаватель находится в кругу, как «первый среди равных». Все видят друг друга, нет столов, за которыми можно спрятать­ся. Любой физический барьер увеличивает психологическую ди­станцию и нарушает коммуникацию. Лучше всего, когда размер комнаты позволяет использовать различные варианты расстановки стуль­ев. (Это выгодно и для участников, так как они смогут использо­вать увиденное в повседневных ситуациях для улучшения коммуникации).

Ниже приведены классические способы расстановки стульев, преимущества и недостатки этих способов, а также обстоятель­ства, в которых их целесообразно использовать, предлагаемые известным специалистом по активно-игровым технологиям К. Фопелем, и доработанные авторами.

Модель «классная комната» подходит для больших групп (40-60 человек).


Участники по двое или по четверо сидят за столами, если воз­можно, некоторые столы расставляют полукругом. Стол ведуще­го стоит перед первым рядом. При такой расстановке ведущий находится в центре внимания и контролирует процесс коммуни­кации. За столами участникам удобно делать записи. Это иерар­хическая модель обучения, и служит она передаче «поверхност­ных знаний». Недостаток такой модели: участники быстрее устают, затруднено групповое взаимодействие. Однако возмож­на их совместная работа за столами.

Другая модель предполагает, что столы стоят в свободном порядке, за каждым из них сидят 2-3 участника, все могут относительно неплохо видеть друг друга. Стол ведущего включен в этот «неправильный» порядок. Эта пла­нировка все еще следует иерархической модели. Она подходит для тех форм работы, где надо много писать.

Вместе с тем, существует модель «работы в команде». Для нее вы можете либо исполь­зовать столы длиной около 2 метров, либо соединить несколько столов, чтобы за ними могли работать группы из 6-8 человек. Так как команды работают самостоятельно, не так уж важно, где на­ходится стол ведущего. Возникает автономная демократическая ситуация обучения. Помещение должно быть достаточно простор­ным, чтобы команды не мешали друг другу.


В целом предпочтительно, чтобы команды могли уединиться в маленьких комнатах, чтобы не отвлекаться. Когда участники работают в разных комнатах, возвращение в зал пленарных заседаний в установ­ленное время почти всегда проблематично, так как команда раз­вивает свой собственный рабочий ритм. Такой подход уединенной работы в командах часто использует известный специалист по активно-игровому обучению О.С. Анисимов.

Модель «конференции» не предполагает ограничений по количеству участников, вместе с тем, существенно затрудняет активно-игровой процесс, трансформируя его в лекционное занятие с элементами так называемых «блиц-игр» (Н.В. Борисова. А.М. Князев)