Смекни!
smekni.com

Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения, Князев А.М. (стр. 8 из 40)

При этом анализ исследуемой игротехнической деятельности показывает, что одним из важных условий, обу­словливающих педагогическую совместимость с обучающимися, является сила чувств, сила переживаний педагога на уровне суггестивного дейст­вия. Чем ярче и многообразнее включенное переживание педагога, тем больше его самоутверждение в опыте обучающихся.

Вместе с тем, в педагогической деятельности взаимоотношения с аудиторией зависят от самочувствия педагога. Подобное мы наблюдаем и в театральном искусстве. К. С. Станиславский, например, видел основу своей системы не в таланте и темпераменте актера, а в его сце­ническом самочувствии. Нельзя не согласиться с тем, что наличие нервно-психического напряжения определенного уровня – нормально и естественно. Здоровое переживание, неудовлетворенность достигнутым должны сопровождать педагогическую деятельность специалиста, ориентированного на дальнейший профессиональный педагогический рост.

Если наблюдать за работой талантливого педагога, то по­коряет естественность, привлекательность, грация, уме­ние с первого взгляда на аудиторию определять особенности взаимодействия с ней. Педагог должен чувствовать аудиторию.

В связи с этим, К. С. Станиславский характеризует стадии ор­ганичного процесса общения актера, которые соотнесены с общением педагогическим[20]:

Первая стадия. Выход артиста на сцену... Рассматрива­ние всех присутствующих. Ориентирование и выбор объекта.

Вторая стадия. Подход к объекту, привлечение на себя его внимания.

Третья стадия. Зондирование души объекта щупальцами глаз.

Четвертая стадия. Передача своих видений объекту.

Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный обмен лучеис­пускания и лучевосприятия душевных токов.

По мнению великого театрального педагога, преподаватель должен владеть арсеналом средств, при помощи ко­торых он доносит свой опыт, свои видения. «Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении преподавателя есть еще жест, движение, ритмика... Но прежде всего глаза! Именно они помогают педагогу приковать к себе внимание».

По мнению известных педагогов (И.А. Зязюна, И.Ф. Кривоноса, Н.Н. Тарасевича, Н.М. Пивовара и др.), есть несколько методов завоевания внимания аудитории, крайние из них — пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется внимание аудитории в единый узел педагогического действия.

Агрессивный метод совершенно противоположен пассивному. По этому пути идут сильные, умные, экспрессивные педагоги, Их чувства высвобождаются через интеллект мощным потоком и моментально приковывают к себе внимание аудитории. С натренированной уверенностью педагог такого склада как бы гипнотизирует слушателей. Хотя такая гипнотизация непродолжительна, все же различными приемами ее можно поддерживать столько, сколько потребуется для реализации педагогической задачи. Часто для этого используются темпоритмы и своеобразная педагогическая монотония, при помощи которых педагог завоевывает сознание обучающихся, доводя их до кульминации чувственных переживаний. Эти кульминации как раз способствуют формированию установок, убеждений личности. Их проявление обусловливается тренированностью педагога, его психотехникой, требующей уверенности и точности приемов.

Педагогический процесс требует своеобразной «магии» межличностного взаимодействия.

Таким образом, тот, кто хочет проникнуть в тайны педагогического управления людьми, должен проникнуть в тайны управления собой. До тех пор, пока собственные особенности и особенности аудитории остаются тайной, педагог не сможет выстраивать эффективного педагогического взаимодействия. Но также до тех пор, пока педагог не выработает мастерства подчинять себя педагогической цели, пока не осмыс­лит своих личных возможностей воздействия на аудиторию, она по-настоящему не воспримет его информацию.

Будучи «менеджером» и «режиссером» занятия, педагог обязан владеть определенными качествами. К таким качествам чаще всего относят умение управлять своим поведением. Вполне понятно, что к этому педагога надо специально готовить. Единственный путь — систематическое обучение в практике активно-игровой квазипрофессиональной педагогической деятельности, т. е. прежде всего практический путь, построенный на научной основе.

При этом заметим, что каждый талантливый педагог отмечен неповторимостью, все посредственные похожи друг на друга.

К. С. Станиславский, придавая большое значение развитию у актера воображения и внимания, выделял 4 типа людей, включенных в профессию актера:

I тип — с инициативой, воображение работает самостоятельно, неустанно, без особых усилий. Режиссеру с таким актером рабо­тать очень легко.

II тип — без инициативы, но легко схватывает то, что подска­зывают, и самостоятельно развивает. Значит, этому типу людей достаточна хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людь­ми тоже нетрудно работать.

III тип — схватывает подсказку, но не развивает ее, нет к это­му способностей. С такими актерами у режиссера постоянно воз­никают трудности. Выход — в постепенном развитии способностей

IV тип — сам не творит и не схватывает того, что дают. В этом случае К. С. Станиславский категоричен: нельзя такому человеку быть артистом. И вполне оправдана эта категоричность.

Очевидно, что данная классификация может быть распространена и на педагогов. При этом естественно, что проведение занятий в активно-игровой форме требует инициативы, воображения, самостоятельности.

2.2. Режиссура в педагогической деятельности

Сама деятельность преподавателя, реализующего игровые технологии, т.е. игротехническая деятельность преподавателя достаточно сложна и содержит в себе три составляющих: педагогическую (преподаватель), технологическую (технология) и игровую (игра). Известный игротехник, исследователь активно-игровых технологий обучения Н.В. Борисова дает характеристику изменениям в преподавателе и стиле его работы, неизбежным при использовании активно-игровых педагогических технологий:

1. Обучение должно включать весь интеллектуальный потенциал человека, значит, преподаватель должен не только научиться думать самостоятельно, но и организовывать мыслительную деятельность обучающихся.

2. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельности и в деятельности. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.

3. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. Преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовать учебную деятельность по освоению профессии.

4. Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучающихся, а также обучающихся между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы ее организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги самостоятельная и исследовательская работа.

5. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон - все это становится перманентной доминантой отношений[21].

В этом контексте Н.В. Борисова рассматривает преподавателя не только как специалиста в предметной области, но и прежде всего как педагога-менеджера и режиссера, несущего личную ответственность перед обучающимися и самим собой как за «постановку» сценария игропроцесса, так и за результат. При этом вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить учебный процесс с использованием активно-игровых технологий, как строить характер взаимодействия с обучающимися до сих пор остаются для многих педагогов “terra incognita”. Возникает целый ряд вопросов:

Как строить отношения с обучающимися: я - один, их - тридцать?

Как держать внимание тридцати?

Как построить процесс обучающей игры с учетом психического восприятия каждого обучающегося?

Как сделать, чтобы конкретный учебный предмет был интересен?

Как найти баланс между “хочу” и “надо”?

В какие игры играть с обучающимися?

Как управлять собой в игропроцессе?

Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?

В решении этих вопросов особое место занимает театральная педагогика.

Не случайно психологи на основании проведенных исследований отмечают наличии у людей “драматического инстинкта”. Такой «драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу, их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, - писал известный американский ученый Стенли Холл, - является для педагогов открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы”[22].