Смекни!
smekni.com

Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения, Князев А.М. (стр. 7 из 40)

Название технологии Коэффициент акмеологич-ности
Выступление слушателя в роли преподавателя 0,54
Деловая игра 0,63
Блиц-игра 0,52
Организационно-деятельностная игра 0,58
Организационно-коммуникативная игра 0,51
Организационно-мыслительная игра 0,49
Рефлексивная игра 0, 47
Социально-психологический тренинг 0,55
Тренинг аутопсихологической компетентности 0,53
Профессионально-ситуативный тренинг 0,65
Акмеологический тренинг 0,67
Акмеологический тренинг программно-целевой направленности 0,69

Приведенный коэффициент каждой из представленных технологий отражает степень акмеологичности данных технологий и степень направленности на формирование (развитие, коррекцию) социально-профессиональных компетентностей (компетенций) в целом.

В качестве акмеологических условий, обеспечивающих оптимизацию акмеологических технологий, позволяющих развивать социально-профессиональную компетентность личности, можно выделить:

1. Целеполагание использования данной технологии в системе активно-игрового обучения, соотнесенное с общей целевой направленностью системы.

2. Наличие критериальных оснований, позволяющих определить степень акмеологичности системно используемых технологий.

3. Образовательную среду вуза как пространство социальных коммуникаций, способствующую междисциплинарному подходу к проблеме, на рассмотрение которой направлено целевым образом применение акмеологической технологии.

4. Подготовленность преподавателей к разработке (конструированию) и системному применению акмеологических технологий.

5. Соотнесенность системы активно-игрового обучения с системно-структурным образованием, в качестве которого выступает профессиональная компетентность (Дж. Равен, В.Г. Зазыкин, И.А. Зимняя, Е.А. Куликова, А.Ф. Фоминых и др.), а также с профессиональными задачами и видами профессиональной деятельности, отмеченными в профессиограмме специалистов.

6. Наличие программы, плана и системной модели курса, построенного на основе применения акмеологических технологий.

7. Наличие эффективной обратной связи, позволяющей получить представление о достигнутом результате системного применения акмеологических технологий в рамках курса в соотнесении с изначально существующей целью и поставленными задачами.

В качестве факторов, обеспечивающих оптимизацию акмеологических технологий в систем активно-игрового обучения, рассматриваются:

1. Высокая степень мотивации обучающихся к участию в активно-игровом обучении и достижению поставленной цели.

2. Наличие эмоционально-позитивного фона активно-игрового обучения, стимулирующего деятельность и развитие обучающихся.

3. Наличие необходимых пособий и методических разработок, схем, презентаций, влияющих на восприятие обучающимися предлагаемого материала.

4. Авторитетность преподавателя (преподавателей), реализующих системное активно-игровое обучение с использованием акмеологических технологий.

5. Изначальное наличие у обучающихся в определенной степени выраженной социально-перцептивной, социально-психологической, аутопсихологической, коммуникативной, рефлексивной, акмеологической когнитивной компетентностей.

6. Наличие представлений у обучающихся относительно особенностей системного обучения с использованием акмеологических технологий и опыта участия в системном обучении, построенном на основе использования акмелогических технологий.

Таким образом, создание условий, обеспечивающих оптимизацию акмеологических технологий в системе активно-игрового обучения, способствует, развитию обучающихся, формированию общей социальной и профессиональной компетентности. Учет факторов, сопряженных с оптимизацией акмеологических технологий, позволяет снизить вероятность напряжения обучающихся в деятельности, облегчить решение социальных и профессиональных задач.

Вопросы для самопроверки:

1. Приведите основания различения понятий «компетенция», «компетентность».

2. Обоснуйте появление в нормативных документах, регламентирующих образование, призывов к формированию (развитию) компетентности обучающихся.

3. Приведите принципиальные различия обучения, построенного на формировании (развитии) знаний, умений, навыков, сравнительно с обучением, ориентированным на развитие компетентности.

4. Приведите подходы исследователей к определению структуры компетенции (компетентности).

5. Приведите подходы и базовые основания, позволяющие осуществлять оценку социально-профессиональной компетентности личности.

6. Определите сущность активно-игровой технологии в связи с формированием (развитием) компетентности.

7. Определите принципиальные основания, объединяющие игровую и профессиональную деятельность.

8. Приведите основания классификации активно-игровых технологий.

9. Обоснуйте сущность системных игр, их связь с социально-профессиональной деятельностью.

10. Приведите основания системности активно-игровых технологий.

11. Выделите функциональную направленность активно-игровых технологий.

12. Определите принципы реализации активно-игровых технологий в систем высшего профессионального образования.

13. Выделите основания акмеологичности активно-игровых технологий.

14. дайте определение понятия «акмеологическая технология».

15. Приведите условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию применения акмеологических технологий в интересах формирования социально-профессиональных компетентностей личности.

Глава 2.

РЕЖИССУРА АКТИВНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Педагог как режиссер и актер сценарного педагогического действия

Учебный процесс - явление сложное, многогранное, динамичное. О том, что педагогическое действие сродни искусству, а активно-игровое обучение предполагает режиссуру - известно давно. Педагогическое искусство часто называют театром одного ак­тера. Поэтому для педагога важно знать некоторые принципы театрального действия, его законы. Преподавателю, как и актеру, следует помнить слова К. С. Станиславского из книги «Работа актера над собой», относящиеся к развитию способностей: «Что нужно делать на первых, вторых, третьих порах с начинающим и совершенно неопытным учеником? Какие нужны ему упражне­ния, наподобие сольфеджио? Какие гаммы, арпеджио для разви­тия творческого чувства и переживания нужны артисту (педаго­гу)»[17].

Такое понимание К. С. Станиславским действия как единства физи­ческого и психического исключает отдельное развитие внутренних или внешних, телесных или душевных элементов поведения пе­дагога и требует тесной связи метода и педагогической техники. Именно поэтому педагогическое мастерство (по К.С. Станиславскому) обусловливается тре­мя взаимосвязанными частями: педагогической теорией, педагоги­ческой техникой и методом работы над материалом.

Вместе с тем, теорию достаточно изучить, то педагогической техникой и методом нужно овладеть, т. е. выработать определенные практические навыки.

В овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют как природные задатки педагога, так и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания и практической деятельности.

Что такое педагогический талант? Определений, приводимых в историко-философских, педагогических, психологических, акмеологических, этико-эстетических исследованиях, предостаточно. Самыми удачными представляются опреде­ления актерского таланта, наиболее близкие к педагогическо­му, театральных педагогов-реформаторов отечественной сцены В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского. «Искусство актера очень сложно, и данные, какими актер овладевает зри­телем, разнообразные: заразительность, личное обаяние, правиль­ность интуиции, дикция, пластичность и красота жеста, способ­ность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и пр.»[18].

Сам К. С. Станиславский на им же поставленный вопрос: «Что такое талант?» — отвечает: «Талант — это счастливая комбина­ция многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей». Далее он перечисляет, в чем состоят творче­ские способности актера: «...наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), темперамент, фантазия, воображение, внутреннее и внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чув­ство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, иск­ренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сце­ничность и пр.». И добавляет: «Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта, то есть нужен хороший го­лос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр.»[19].

Несомненно, названные качества нужны педагогуглавному дейст­вующему лицу в театре одного актера. Очень важно понять, что неотъемлемое сложное качество педагога - обаяние. Оно может не совпадать с жизненным, кине­матографическим, телевизионным и даже сценическим. Это спе­цифически педагогическое обаяние.

В то же время, важное значение в активно-игровом обучении отводится совместимости в процессе общения педагога с обучающимися, которая осно­вывается на принципах взаимной доброжелательности, принци­пиальности и ответственности. В процессе общения педагог дол­жен обогащать обучающихся умственно, нравственно, эстетически. Однако это невозможно, если сам педагог не владеет системой умений, навыков, необходимых для понимания и оценки других людей.