Смекни!
smekni.com

Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии Крылова А А Маничева С А (стр. 117 из 138)

После того как ЗАЙЦЕВ и СОРОКИН ушли, развязав ГАВРИЛОВА, но оставив его с привязанной к нему сзади доской, он снял куртку, откинул ее с доской и, ощущая сильную боль в ногах, сел. При этом он испытывал крайнюю озлобленность, чувство глубокого стыда, унижения человеческого достоинства. Особое впечатление произвело на него «предательство» СОРОКИНА, которого он считал своим приятелем.

После ухода ЗАЙЦЕВА и СОРОКИНА прошло около 20 мин, когда вернулись с обеденного перерыва и приступили к работе остальные рабочие. ГАВРИЛОВ также приступил к работе, начав кладку кирпичей. До прихода ЗАЙЦЕВА и СОРОКИНА он уложил, с его слов, 15-20 кирпичей. При возвращении ЗАЙЦЕВА и СОРОКИНА ГАВРИЛОВ обернулся к ним, они обменялись взглядом с СОРОКИНЫМ, при этом СОРОКИН цинично выразился в адрес ГАВРИЛОВА. Новое оскорбление вызвало сильное волнение у ГАВРИЛОВА; по его словам, он не в состоянии был работать и начал ходить по площадке. Появилось стремление «проучить» обидчика. При этом, как показал ГАВРИЛОВ, он выбирал момент, чтобы СОРОКИН остался один. СОРОКИН, получив распоряжение мастера, пошел работать в соседнюю комнату. ГАВРИЛОВ сразу же пошел за ним, предварительно убедившись в том, что никто не обращает на него внимания. По показаниям ГАВРИЛОВА, подтвержденным во время экспертизы, после возвращения СОРОКИНА с обеда, когда тот снова цинично оскорбил ГАВРИЛОВА, до того момента, когда СОРОКИН пошел в соседнюю комнату и следом за ним устремился ГАВРИЛОВ, прошло около 10 мин. В это время ГАВРИЛОВ старался не показать СОРОКИНУ и окружающим, что он что-то замышляет, старался не привлечь внимание к себе ни внешним видом, ни поведением. По показаниям свидетельницы РОМАНОВОЙ, видевшей ГАВРИЛОВА в это время, она не заметила «возбужденного состояния» ГАВРИЛОВА. Забежав вслед за СОРОКИНЫМ в комнату, ГАВРИЛОВ, сильно волнуясь, схватил молоток и нанес три удара СОРОКИНУ по голове. При этом ГАВРИЛОВ, по его показаниям, «убить СОРОКИНА... не хотел и поэтому удары наносил молотком не со всей силой». Когда к ним подбежал ЗАЙЦЕВ, схватил ГАВРИЛОВА за руку и крикнул «брось молоток», ГАВРИЛОВ бросил молоток и отошел в сторону (показания 29.10). В другом месте (показания 23.10) ГАВРИЛОВ отмечает, что молоток выпал у него из рук от нервного перенапряжения, что этот момент он плохо помнит, «потому что был не в себе, я пришел в себя, когда меня трясли рабочие и говорили: "Что ты наделал?"».

СОРОКИН от полученных ударов вскоре скончался.

При проведении экспертизы, в том числе и путем экспериментально-психологического исследования, установлено, что в структуре личности и характера ГАВРИЛОВА доминируют такие особенности, как выраженные установки личности на социально одобряемые виды деятельности, добросовестность, скромность, застенчивость, повышенная эмоциональность, склонность к глубоким переживаниям, уступчивости, конформности. Вместе с тем у испытуемого при достаточно развитом интеллекте обнаруживается некоторое снижение уровня социально-групповой адаптации, умеренно выраженное замедление реакций, затруднение при выборе решений.

Главным вопросом, поставленным перед экспертизой, является вопрос о том, не находился ли ГАВРИЛОВ в период нанесения им ударов СОРОКИНУ в состоянии физиологического аффекта - внезапно возникшего сильного душевного волнения.

Занятие 13.8 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Вводные замечания. Дорожно-транспортными называются происшествия, возникшие в результате столкновения, опрокидывания транспортных средств, наездов на пешеходов или на какие-либо препятствия, - происшествия, которые привели к гибели или травмам людей, повреждению транспортных средств, грузов, сооружений или причинили иной материальный ущерб.

Цель психологической экспертизы дорожно-транспортных происшествий (ДТП) состоит в том, чтобы помочь следствию или суду разобраться в человеческом факторе ДТП, т. е. в тех психобиологических, психофизических, психофизиологических, психических и социально-психологических особенностях условий, которые способствовали или прямо повлекли за собой ДТП и его последствия. Задачами психологической экспертизы являются: выявление, объяснение и обоснование действия указанных психологически значимых факторов в конкретной ситуации ДТП.

Для выполнения экспертизы необходимы: постановление о назначении психологической экспертизы, выносимое следователем или судьей, научные данные психологии и личный профессиональный опыт эксперта-психолога (или коллектива экспертов при так называемой комиссионной экспертизе). Каждый эксперт имеет право на ознакомление с материалами уголовного дела и дает подписку об уголовной ответственности за обоснованность выводов экспертизы.

Методика психологической экспертизы ДТП включает: ознакомление с представленными эксперту материалами; выполнение необходимых и достаточных для выявления истины исследований; составление заключения психологической экспертизы.

Рассмотрим эти этапы на конкретном примере из практики.

Постановление о назначении психологической экспертизы*

* Извлечено из реального постановления. Фамилии изменены, номер автомашины и несущественные для экспертизы обстоятельства опущены.

Старший помощник прокурора, майор юстиции Петров И. А., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении гражданина ИВАНОВА А. А.,

установил:

21 августа 1984 г. вечером ИВАНОВ был в ресторане, где, по его словам, выпил примерно 0,5 л шампанского.

Возвращаясь из ресторана около 24 ч на личной автомашине «Жигули» по неосвещенному участку дороги, ИВАНОВ перед разъездом со встречным грузовиком выключил свет фар и после разъезда еще свыше 20 м продолжал движение в темноте со скоростью 50-55 км/ч. Включив дальний свет, ИВАНОВ увидел в 17,2 м перед машиной пешехода СИДОРОВА, шедшего в том же направлении. Пытаясь его объехать, ИВАНОВ за 11,5 м до пешехода принял влево, но, когда до СИДОРОВА оставалось примерно 5 м, тот резко двинулся влево наперерез движению машины и был сбит передней правой частью «Жигулей». При этом СИДОРОВ упал на капот автомобиля, а затем на дорогу. Проехав еще некоторое время, ИВАНОВ остановился, подобрал пострадавшего и отвез в больницу, где СИДОРОВ умер. ИВАНОВ заявил в прокуратуру о случившемся лишь днем 22 августа и только в 17 ч прошел освидетельствование на алкоголь. Оказалось, что у ИВАНОВА «имеются остаточные следы алкогольного опьянения» (из акта медицинского освидетельствования ИВАНОВА).

Из заключения судебно-медицинского эксперта усматривается, что СИДОРОВУ в результате наезда причинены тяжкие телесные повреждения (задней левой поверхности тела и внутренних органов).

Осмотром автомобиля установлены деформации крыши у правой передней стойки кузова, разбитое справа лобовое стекло. По заключению эксперта-автотехника, ИВАНОВ мог предотвратить наезд, независимо от того, в каком направлении двигался пешеход - вперед или поперек проезжей части дороги, имеющей ширину 9,2 м. Пешеход СИДОРОВ перед наездом находился в 2,15 м от правой обочины.

Принимая во внимание, что по делу необходимо установить, соответствует ли поведение водителя ИВАНОВА и пешехода СИДОРОВА реальным возможностям человека среагировать в аналогичной ситуации, а для этого нужны специальные познания в области психологии, и руководствуясь статьями 78, 184 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР,

постановил:

1. Назначить по делу психологическую экспертизу, производство которой поручить эксперту-психологу (указаны должность, фамилия, имя и отчество эксперта).

2. На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:

- соответствует ли поведение водителя ИВАНОВА в данной дорожной ситуации, как он его объясняет, реальным возможностям реагирования в аналогичных условиях?

- обосновано ли психологически движение пешехода СИДОРОВА перед наездом на него автомобиля в сторону, противоположную правой обочине, т. е. к центру дороги?

Подпись майора юстиции Петрова И. А.

Ознакомившись с постановлением под углом зрения поставленных вопросов, можно предположить, что психологически значимыми условиями, определившими особенности реакции водителя, были алкогольное опьянение и неожиданность появления пешехода перед автомашиной после включения водителем дальнего света, а для пешехода - дефицит времени на выполнение правильных действий; кроме того, имело место совпадение реакции водителя (объезд слева) и реакции пешехода (оглянулся влево).

Для проверки этих предположений и обоснования ответов на поставленные перед экспертизой вопросы необходимо провести исследования, на основании которых формулируется экспертное заключение.

Текст экспертного заключения содержит три части: 1) вводную часть (без заголовка); 2) исследования по вопросам и 3) ответы на вопросы. Во вводной части указывается, кто и на каком основании проводил экспертизу, и дается подписка об ответственности. Во второй части излагается суть исследований. В третьей части повторяются вопросы и формулируются ответы экспертизы.

Заключение психологической экспертизы по уголовному делу гражданина Иванова

1

Согласно постановлению старшего помощника прокурора, майора юстиции Петрова И. А. экспертизу проводил (указать фамилию, имя и отчество, должность и место работы, место жительства эксперта).

Об ответственности по статьям 181-182 УПК РСФСР эксперт предупрежден.

Обстоятельства дела изложены в постановлении.

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: (повторяются вопросы, изложенные в постановлении).