Смекни!
smekni.com

Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии Крылова А А Маничева С А (стр. 128 из 138)

Овладение настройкой голоса и закрепление вибрации губ при фонации подготавливают переход к знакомству с различными атаками звука.

2. Отработка мягкой атаки звука. Производство трех видов атаки звука - твердой, мягкой и придыхательной - зависит от плотности смыкания голосовых складок и от силы подскладочного давления. Сначала выполняется наиболее привычная твердая атака при произнесении открытых гласных «а», «э» и слов с этими гласными в абсолютном начале: «арктика», «август», «астра», «этика», «Элла». При этом голосовые складки, плотно смыкаясь, как бы сопротивляются подскладочному давлению, и звук получается короткий, твердый с легким щелчком в области гортани и напряжением.

Далее отрабатывается мягкая атака на закрытых гласных «у», «о», «и» и на словах с этими гласными в абсолютном начале: «ус», «уж», «ум», «уши» «улица», «ужин», «опыт», «осень», «оптика», «игры», «Игорь». При этом голосовые складки мягко и менее плотно смыкаются с умеренным подскладоч-ным давлением, свободным колебанием голосовых складок, в результате чего звук - более удлиненный, обогащенный обертонами, свободный и мягкий, как бы сдуваемый с губ. Правильно полученный звук закрепляется во фразах типа: «урну с водой уронив, об утес ее дева разбила», «уходит день не привяжешь за плетень», «ученье - путь к уменью», «острое словечко колет сердечко», «и строгает, и валяет, и гладит, и катает, а все языком» «это утро, радость эта; это мощь и дня, и света, этот синий свод», «а в Енисее синева», «а Иван овес унес», «ах ахнуло эхо». При проговаривании этих фраз следует избегать форсированности и напряженности, но сохранять достаточную громкость.

Придыхательная атака создается звучанием, допускающим утечку выдоха через неплотное смыкание голосовых складок - имеется небольшая щель, и в результате вместе с гласным слышится звук «х». На материале, приведенном выше, она отрабатывается при наличии голосовых судорог и спастике мышц.

3. Расширение диапазона голоса. Наиболее частым недостатком является пользование узким диапазоном: чаще - высоким, реже - низким, а иногда - форсированным средним. Упражнение начинается с расширения тональности в двух направлениях: понижении и повышении, отрабатываются свободные «низы» и легкие «верхи». Умение говорить низко требует хорошего высокого регистра голоса и наоборот. Сначала имитируется звучание большого колокола: «боммм, боммм, боммм» в низкой тональности, а также - «буммм», буммм, буммм», при этом руку для контроля следует держать на грудине и ощущать ее вибрацию ладонью. Затем следует перенести звучание в высокий регистр: «биммм», биммм, биммм», «диммм, диммм, диммм» - как бы зазвонили небольшие колокола, далее следует объединить оба звучания в единое среднее - «баммм, баммм, баммм», «бэммм, бэммм, бэммм». Наконец используются различные звукосочетания с увеличением их количества на одном выдохе, а также тексты. В работе над голосом и его настройкой широко применяются звонкие согласные «м», «в», «з», «ж», «л», «н», «р» как изолированно, так и в сочетаниях. Упражнения с согласными звуками дают возможность приблизить звучание к костным стенкам лицевого скелета, грудины, косвенно воздействовать на внутригортанные мышцы и стимулировать их. Во время выполнения упражнений и чтения текстов следует учиться слушать себя, ощущать вибрацию в области передних зубов, губ и грудины, а также расслаблять мышцы окологортанной области и нижней челюсти.

В упражнениях на повышение - понижение голоса используются стихи с короткой и длинной строчкой. Например, «У лукоморья...» А. С. Пушкина, «Русалка» и отрывки из поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Чтение начинается на удобном для каждого, среднем, тоне звучания (миксте), далее тон поочередно от строчки к строчке то повышается, то понижается. При этом не следует достигать предельных возможностей, что может повлечь перенапряжение голосовых мышц. Понижение голоса производится более энергично и активно. Особое внимание обращается на ровный и интенсивный выдох к органам активной артикуляции.

4. Работа над силой голоса. Для упражнений по ослаблению - усилению голоса сначала используется счет с четким проговариванием каждого числа: от 1 до 6, голос постепенно усиливается , и от 6 до 1, голос ослабляется его. Затем тренировочным материалом могут служить стихи и проза. В этих упражнениях активизируется дыхание, используется вся его энергия и осуществляется контроль за устойчивостью среднего тона звука.

В работе над голосом (во избежание вреда) следует соблюдать некоторые правила: а) настройка голоса требует особой точности, вспомогательными приемами здесь могут быть: глубокое покашливание с закрытым ртом, метод «шумного глотания», произнесение сочетания типа «пррр» с покачиванием головы из стороны в сторону; б) при использовании в упражнениях звуков, звукосочетаний и слов не допускается их пение; в) для того чтобы в голосе прозвучали насыщенные тембральные оттенки, необходимо говорить в умеренном темпе и с соблюдением пауз. В целом профилактика расстройств речевого голоса слагается из использования его в естественном диапазоне средней тональности с мягкой атакой, проведения местного и общего закаливания, исключение недосыпания, курения и других токсических средств.

Обработка и анализ результатов. Результаты выполнения упражнений каждого этапа фиксируются в протоколе (форма 63). В заключении отражают динамику формирования речевого Дыхания (по первому этапу), степень овладения навыками четкого произношения (по второму этапу), навыки управления голосом (по третьему этапу) и дают соответствующие рекомендации для самостоятельной работы.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 63

Фамилия, имя, отчество ........................................................................…………………………………………………

Дата .............………………. Возраст................………………. Профессия .....................................………………….

Фонационный тренинг

Этапы тренинга

Корригируемые системы речи

Упражнения

Результаты коррекции

I Речевое дыхание
II Дикция
III Речевой голос

Заключение и рекомендации: ............................................................…………………………………

Контрольные вопросы

1. Какова роль дыхания в процессах речеобразования?

2. Какими оптимальными качествами должен обладать голос лектора, преподавателя?

3. Каковы приемы отработки дикции?

4. В чем состоит профилактика расстройств голосовой функции?

3анятие 14.6 ТРЕНИРОВКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Вводные замечания. Умение читать текст «про себя» складывается из совокупности навыков восприятия и осмысления прочитанного. Навыки зрительного восприятия в большой степени определяют общую результативность чтения. В настоящее время успешно применяется целая система упражнений для тренировки зрительного восприятия. Совершенствование приемов техники чтения позволяет повысить темп чтения и овладеть приемами более продуктивного чтения.

Цель занятия. Обучение некоторым тренировочным упражнениям в целях повышения скорости чтения.

Оснащение. Для измерения стартовой скорости чтения используются в основном газетные тексты. (При групповом исследовании желательно иметь одинаковые тексты на всю группу испытуемых.) Для тренировочных упражнений необходимы специально подготовленные тексты (см. прил. 14.6.1-14.6.3) и секундомер.

Порядок работы. Занятие можно проводить в обычном учебном помещении или в домашних условиях.

В начале занятия необходимо измерить скорость чтения (методика определения скорости чтения описана в занятии 11.5). Далее проводится ряд тренировочных упражнений.

Упражнение 1

Тренировка чтения методом скольжения

Задача упражнения - научиться чтению текста по вертикали. Для тренировок используется газетный текст. По центру газетного столбца проводят цветным карандашом вертикальную линию. Текст многократно прочитывается, чтобы добиться плавного скольжения взгляда, сопровождаемого движением руки.

Правила тренировки:

1) положите перед собой газетный столбец и возьмите указку;

2) поставьте конец указки в центр верхней строки;

3) равномерно ведите указку вниз по центру столбца;

4) ваш взгляд должен равномерно следовать на 2-3 строчки выше указки;

5) не ставьте перед собой задачи читать, пусть ваш взгляд равномерно «плывет» по тексту за движущейся указкой;

6) движения указки и глаз должны быть равномерными, не замедляйте движения ни по какой причине;

7) не позволяйте взгляду идти в сторону;

8) работайте до тех пор, пока не достигнете слаженного движения по тексту руки с указкой и взгляда.

Работа с текстом прекращается в тот момент, когда глаза могут воспринимать слова и фразы. Имеется в виду лишь распознавание слов и фраз, а не их осмысление (продумывание).

Упражнение 2

Тренировка с целью расширения поля зрительного восприятия

Для упражнения используются специально подготовленные тексты, напечатанные в две и четыре колонки (см. прил. 14.6.1 и 14.6.2).

Первый текст («Латинский язык») представлен в виде двух столбцов. Тренировка проводится с целью выработки умения сокращать количество фиксаций глаз на строке при условии вертикального скольжения по тексту. Необходимо научиться считывать два и более слов за одну фиксацию. Взгляд устанавливается в пробелах между словами так, чтобы отчетливо видеть каждое из двух слов, не передвигая глаза в стороны. Прочитав строку из двух слов, взгляд переводится на следующую строку, и так далее. При этом полезно пользоваться указкой, как и в предыдущем.упражнении.