Смекни!
smekni.com

Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии Крылова А А Маничева С А (стр. 52 из 138)

Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в протокол ее номер и название запечатленной на ней эмоции (об этом можно узнать на оборотной стороне фотографии). Далее он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить основной признак эмоционального состояния и дать ему оценку. Все ответы испытуемого экспериментатор фиксирует в протоколе для каждой новой фотографии отдельно. Интенсивность проявления признака оценивается по 2-балльной шкале:

2 - признак проявляется отчетливо,

1 - признак едва проявляется.

Студены в паре меняются ролями и экспериментатор становится испытуемым, а испытуемый - экспериментатором. Следует позаботиться, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, т. е. исходный набор 10-20 фотографий следует разделить на две части До начала опытов.

В опыте 2 занятия все студенты группы становятся испытуемыми. Преподаватель или его помощники показывают фильмы всей группе студентов одновременно. Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просмотренные киносюжеты. Каждый киносюжет преподаватель показывает 2-3 раза. Для того чтобы не влиять на оценки, даваемые испытуемыми, названия киносюжетов преподаватель сообщает им лишь после предъявления всех фильмов, т. е. когда все оценки уже проставлены в протоколе. Перед демонстрацией кинофильмов преподаватель знакомит группу студентов с инструкцией.

Инструкция испытуемым: «Вам будут предложены киносюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафиксировать в протоколе частоту проявления каждого признака в киносюжете».

По ходу демонстрации киносюжета испытуемый записывает в графе «Частота появления», сколько раз во время просмотра фильма он заметил искомый признак.

Обработка результатов, согласно двум частям задания, состоит оценки фотографий и оценки киносюжета.

I. Оценка фотографий:

1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интенсивность проявления признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждой из предъявленных фотографий.

2. Построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов и на ось ординат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом - их интенсивность.

II. Оценка киносюжета:

1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных полученных при оценке каждого киносюжета.

2. Построить гистограммы и профили эмоций аналогично таковым при оценке фотографий.

Анализируя результаты выполнения обеих частей задания, необходимо сравнить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам киносюжетов. Выделите наиболее и наименее информативные признаки. Сравните между собой профили полярных эмоций. Обратите внимание на то, что сходные эмоции имеют близкие профили. Сравните суммарную интенсивность и частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональных состояниях - общую эмоциональность, чувствительность к эмоциогенным ситуациям. В выводах указать, что каждая эмоция имеет свой паттерн.

Контрольные вопросы

1. Что такое экспрессия?

2. Из чего складывается пантомимика?

3. Каковы наиболее информативные признаки эмоций?

Занятие 8.2 САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Вводные замечания. Для получения сведений об осознаваемых ощущениях эмоций исследователь может воспользоваться либо методом самоотчета испытуемого, либо применить несколько более усовершенствованный его вариант - метод самооценки по шкалированному списку определений эмоциональных состояний, или анкетам. Анализ самоотчетов позволяет выяснить например, обстоятельства возникновения эмоций, характер восприятия субъектом своих органических реакций, каковы у него преобладающие чувства, сознает ли он нарушение собственной психической деятельности. Достоинство метода самоотчета в том, что испытуемый сообщает о себе то, что считает нужным сообщить. Но в этом одновременно состоит и недостаток этого метода. Другим недостатком метода самоотчета является трудность измерения эмоций. В этом отношении метод анкетирования или предъявления заранее подобранных и «отрегулированных» шкал представляется более перспективным.

В данном лабораторном занятии для самооценки эмоциональных переживаний мы воспользуемся шкалой дифференциальных эмоций Изарда * (шкала приведена далее - см. форму 26).

* Изард К. Эмоции человека. М., 1980. 439 с.

Стимульный материал (в данном занятии - киносюжеты или фрагменты музыкальных произведений) должен быть предварительно расклассифицирован экспертами, например в соответствии со шкалой эмоциональных состояний Е. А. Зинченко*.

* Зинченко Е. А. Метод экспертного визуального определения эмоционального состояния рабочих на производстве//Психол. журн. 1983. Т. 4. № 2. С. 59-63.

Шкала эмоциональных состояний

1 - сильное отрицательное: сильное неудовольствие, ярость, отчаяние, ужас;

2 - слабое отрицательное: слабое неудовольствие, гнев, огорчение, обида, тревога, страх;

3 - нейтральное: спокойствие, уверенность;

4 - слабое положительное: слабое удовольствие, удовлетворенность;

5 - сильное положительное: сильное удовольствие, радость, восторг.

Стимульный материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждый его фрагмент вызывал у испытуемого эмоцию, приблизительно соответствующую одному из пунктов приведенной выше шкалы. Интенсивность переживаемой испытуемым эмоции при оценке стимульного материала также может быть оценена в баллах, в данном задании от 1 до 5, причем чем сильнее эмоция, тем выше балл.

Лабораторное занятие состоит из двух частей: в 1-м опыте испытуемый оценивает интенсивность возникающих у него эмоций, а во 2-м опыте - частоту возникновения эмоций.

Аппаратура и стимульный материал. Магнитофон, кинопроектор, 5 магнитозаписей фрагментов музыкальных произведений (или киносюжетов) комедийного, трагедийного и нейтрального содержания (весь материал должен быть предварительно прошкалирован). Длительность всех фрагментов музыкальных произведений (или киносюжетов) одинакова. Это особенно важно для 2-го опыта.

К занятию должны быть заранее заготовлены формы для протокольных записей в количестве, соответствующем числу предъявляемых музыкальных произведений (или киносюжетов) - в нашем случае будет 5 протоколов. При этом каждый протокол должен состоять из двух частей соответственно двум частям занятия (форма 26): I - для оценки интенсивности эмоций и II - для оценки частоты появления эмоций.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 26

Основная эмоция

Градация основной эмоции

I.Оценка интенсивности

II. Оценка частоты эмоций

для градаций основной эмоции

для основной эмоции суммарно

для градации основной эмоции

для основной эмоции суммарно

1

2

3

4

5

Интерес
Внимательный Концентрированный Собранный
Радость Наслаждающийся Счастливый Радостный
Удивление Удивленный Изумленный Пораженный
Горе Унылый Печальный Сломленный
Отвращение Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение
Презрение Презрительный Пренебрегающий Надменный
Страх Пугающий Страшный Сеющий панику
Стыд Застенчивый Робкий Стыдливый
Вина Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся

Порядок работы. Занятие групповое. Стимульный материал предъявляет преподаватель (или его помощник) всей группе студентов одновременно предъявление осуществляется в случайном порядке. Каждый студент оценивает возникающие у него эмоции сам и сам ведет протокольные записи. Приступая к каждому из опытов, экспериментатор знакомит всю группу с инструкцией.

Инструкция испытуемым для 1-го опыта: «Вам будут предъявлены 5 музыкальных произведений (киносюжетов). Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе их прослушивания (просмотра) оценивать интенсивность возникающих у вас эмоций в соответствии со списком шкалы Изарда. В протоколе вы должны ставить знак плюс под той цифрой графы "Оценка интенсивности", которая, на ваш взгляд, более всего соответствует интенсивности возникающих у вас эмоций. При этом учитывайте, что большее число означает и более интенсивную эмоцию».

Инструкция для 2-го опыта: «Вам будут предъявлены 5 музыкальных произведений (или киносюжетов). Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе их прослушивания (или просмотра) отмечать все случаи возникновения у вас эмоций в соответствии со списком шкалы Изарда. В предложенном протоколе вы должны ставить знак плюс в графе "Оценка частоты" всякий раз, как только вы решите, что у вас возникает эмоция, указанная в списке».

Обработка результатов соответственно двум опытам задания состоит из двух частей.

I. Оценка интенсивности эмоций:

1. Подсчитать суммарный балл интенсивности каждой основной эмоции; он складывается из оценок интенсивности трех градаций.