Смекни!
smekni.com

Философия управления (стр. 26 из 46)

Все изложенное относится к находящемуся на постиндустриальной фазе своего развития становящемуся информационному обществу. В связи с этим возникает ряд трудных для своего решения проблем, и «прежде всего это проблема владения информацией и знаниями»[220]. Именно теперь начинает в полной мере осуществляться прописная истина: «владеющие информацией и знаниями владеют миром», т.е. управляют им. Поэтому очень ценным становятся информационные ресурсы общества и государства. Так как главная задача постиндустриального общества заключается в переводе процессов организационного управления на принципы и методы поточно-индустриального производства (любое управление есть информационный процесс), то информация становится главным ресурсом, без которого невозможно дальнейшее поступательное и эффективное развитие современного общества. К специфическим особенностям информационных ресурсов, как известно, относится их не изнашиваемость и не уменьшаемость от использования, не уменьшаемость при делении, старение даже без использования, возможность глубокой и многоаспектной переработке, способность увеличиваться в объеме и получать новое качество, адаптация к быстрому и лавинообразному распространению, значительная подверженность воздействию большого числа дестабилизирующих факторов и способность как положительно, так и негативно влиять на человека. Не менее существенным обстоятельством, без которого не может просто существовать само информационное общество, является то, что его важнейшим «сырьем» являются образование и профессиональная подготовка[221]. Иными словами, речь идет о значимости всей системы знания, об изменении его роли в жизнедеятельности как социума, так и личности. Теперь решающая роль принадлежит профессиональному потенциалу личности, формирование и реализация которого в условиях информационного общества требует научного управления. Ведь в информационном обществе из-за специфичности человеческого способа существования между индивидами складываются иные отношения, чем в индустриальной цивилизации. Отношения в постиндустриальном обществе (обществе знаний) в гораздо большей степени насыщены информацией, чем в индустриальном социуме.

Специфичность человеческого способа существования детерминирована отношениями, благодаря которым в существовании каждого человека воспроизводится целостность, всеединство сущего (природы и общества). В научной литературе аргументировано показано, что категория «отношение» является исходной для определения связей реально существующего человека с окружающим его миром. Онтологической основой человеческого способа существования являются отношения познания и преобразования действительности[222]. Именно в осуществлении этих фундаментальных отношений проявляется специфика собственно человеческого существования, раскрывается его природа. Благодаря наличию такого рода отношений человек постигает сущее как целое, тогда как их индивидуализация позволяет выявить, осуществить развитие индивидуальной сущности человека, сформировать его личностный и профессиональный потенциал.

В информационном обществе отношения познания и преобразования действительности все больше приобретают информационных характер, что, в свою очередь оказывает воздействие на систему управления социумом, на парадигму философии управления. Современная информационная культура представляет собой единство традиционной культуры и электронных средств коммуникации. «Новые электронные средства не отделяются от традиционных культур - ониих абсорбируют. Примером является японское изобретение караоке, в 1990-х годах быстро распространившееся по всей Азии, которое, вероятно, в ближайшем будущем проникнет и в остальной мир… В целом в Европе, так же как в Америке или в Азии, мультимедиа, по-видимому, поддерживают, даже на ранней стадии своего развития, социальную/культурную структуру, характеризующуюся следующими чертами: во-первых, широкой социальной и культурной дифференциацией, ведущей к сегментации пользователей/зрителей, читателей/слушателей… во-вторых, ростом социальной стратификации среди пользователей. Выбор мультимедиа будет ограничен не только людьми, имеющими время и деньги для доступа, и странами с достаточным рыночным потенциалом; решающими в использовании взаимодействия для блага каждого пользователя будут культурные/образовательные различия… в-третьих, коммуникация всех видов сообщений в одной и той же системе, даже если система интерактивна и селективна (в сущности, именно благодаря этому), индуцирует интеграцию всех видов сообщений в общей когнитивной структуре. Прием аудиовизуальных новостей, образовательных передач и шоу на одном и том же средстве - это еще один шаг к смешению содержания, которое уже имеет место в массовом телевидении… Наконец, быть может, самая важная черта мультимедиа состоит в том, что они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии. Их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой. Все проявления культуры, от худших до лучших, от самых элитных до самых популярных, соединяются в этой цифровой вселенной, которая связывает в гигантском историческом супертексте прошлые, настоящие и будущие проявления коммуникативной мысли. Делая это, они строят новую символическую среду. Они делают виртуальность нашей реальностью»[223]. Изменяющая социокультурная реальность, возникшая информационная культура не могут не оказывать влияние на систему управления социумом и поведение человека, особенно на лежащую в ее основе философию управления.

Дело в том, что с новой, информационной культурой связан органически постмодернизм, который можно рассматривать в качестве адекватной социокультурной действительности философии управления. Сам понятие «постмодернизм» введено в начале 80-х годов французским философом Ф. Лиотаром и определен им как скептицизм по отношению к метарассказам — любым концепциям в духе рационалистических традиций Просвещения, которые претендуют на соответствие изучаемой реальности[224].

В построениях постмодернистской философии обычно выделяется следующие четыре основные темы. Во-первых, агностическая — ни одно значение не существует вне языка, поэтому истина представляет собою лингвистический феномен. Знание есть набор словесных конструкции различных групп людей, которые преследуют свои интересы. Эти конструкции можно только интерпретировать, но не оценивать по неким всеобщим стандартам, что превращает сферу знаний просто в гибкие сети языковых игр. Во-вторых, прагматическая — наша интеллектуальная продукция не только выражается в языке, но и осуществляется в практической деятельности. Критерием выступает успех, достижение задуманного, причем воплощение идеи означает ее операциональный характер, что совсем не тождественно истинности. Еще со времен Ницше известно, что истина - вовсе не субъективно-объективное отношение, соответствие наших представлений о предмете самому предмету, а просто стремление к власти над множеством ощущений к их упорядочению для достижения какой-то цели. В-третьих, эклектическая — сознательная установка на эклектизм, когда необходимость решить конкретную задачу заставляет использовать различные средства: можно пробовать одно, другое, третье, смешивать их, комбинировать — лишь бы получилось. В данном случае не имеет значение стремление к истине, главное здесь – решение задачи. Поэтому в искусстве и литературе постмодернизм представляет собой новый культурный коллаж, смешение различных стилей как принцип. Такой же и подход к истории, которая репрезентируется не как Большая история, т.е. взаимосвязь традиций, эпох, формаций периодов и т. д., а как «музей», набор разных фактов, древностей, реликвий, образов, деталей. Их иногда можно извлекать из забвения и использовать по тому или иному поводу. В-четвертых, анархо-демократическая. Знание распределено среди определенных групп людей, вовлеченных в языковые игры, которые нужны для организации власти. Не только госаппарат как корпорация чиновников, но и любые другие объединения или учреждения — ночлежка, тюрьма, больница, университет, школа, кабинет врача — все это формы организации власти. Так или иначе, они являются насилием над человеком и его сознанием, стремятся управлять поведением человека и контролировать его представления[225].

Философия постмодернизма исходит из значимости любой «инаковости», различий, многообразий, она настаивает на плюрализме, горизонтальных связях между индивидами в противовес вертикальным. Изложенные темы свидетельствуют о том, что постмодернизм как философия нацелен против ценностей модерна, индустриальной цивилизации. Постмодернистская философия отрицает порядок, иерархию замещает анархией, централизацию — рассеиванием, отбор нужного — комбинированием, этику — эстетикой, метафизику — иронией.