Смекни!
smekni.com

Производство по делам о нарушении таможенных правил (стр. 6 из 24)

В такого рода ситуациях таможенному контролю предъявляются документы, по содержанию и форме внешне отвечающие необходимым требованиям и порождающие у лица, представляющего их таможенному органу, право на беспрепятственное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Наполнение терминов “недействительные документы”, “документы, полученные незаконным путем” и т.п. зависит от конкретики ситуации, от того, легализуют ли таковые перемещение товаров и транспортных средств[9].

Согласно диспозиции ст. 278 ТК России, в качестве документов, необходимых для таможенных целей, правонарушителем представляются:

а) поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фальшивые документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных и т.п.);

б) недействительные документы, означающие, что их официальное предназначение иное, что они свидетельствуют о фактах, лишь совпадающих с рассматриваемым, или не имеют надлежащего статуса официального (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия);

в) документы, полученные незаконным путем, т.е. документы, полученные заинтересованным лицом в результате предоставления в качестве оснований для выдачи этих документов уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

г) документы, содержащие недостоверные сведения, т.е. документы, которые фактически являются подлинными, но в которые внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать и т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются ложными;

д) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам.

В варианте обманного использования документов недостоверности этих документов придается видимость правдоподобия, которая выявляется, как правило, лишь при сопоставлении и анализе всего пакета сделки.

Предъявление ненадлежащих, скажем так, документов должно находиться в причинно-следственной связи с незаконным перемещением товаров и транспортных средств, способствовать ему.

Вне такого контекста, вне определения степени влияния информации, содержащейся в документах, на решение таможенного органа по поводу товаров и транспортных средств налицо только “подделка... иного выдаваемого государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией документа, представляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим подделывателем или другим лицом…., использование заведомо подложного документа”.

Законодатель сознательно разделяет документы, содержащие недостоверные сведения, на необходимые для таможенных целей (ст. 278), и применяемые при декларировании (ст. 279). В этой части в обоих составах присутствует только видимая похожесть, но не более того, поскольку правовое пространство их применения, объективная сторона правонарушения разнятся существенно.

Например, в ситуации, когда при осуществлении таможенного контроля обнаруживается не соответствующий действительности сертификат качества, на основании которого в грузовой таможенной декларации указывается недостоверный код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, освобождающий товар от предоставления, скажем, лицензии на вывоз, оптимальная квалификация нарушения предполагает ст. 278 ТК России.

Недостоверные же сведения по формуле ст. 279 ТК России означают, в частности, неполную и поэтому недостоверную информацию в той фактуре в декларации, которая влияет на принимаемое таможенным органом принципиальное по существу решение о материализованных обязанностях держателя груза перед государством (в лице таможенного органа).

Следует иметь в виду, что с условием, оговоренным в абзаце втором пункта 5 ст. 18 ТК России, ст. 278 ТК России применима в случае ввоза товара только при фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации. То есть, действия, связанные с обманным использованием документов во внутренних таможнях, в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу было произведено с соблюдением тамо-женных правил, не образуют состава нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 278 ТК России. В зависимости от обстоятельств дела такие противоправные деяния могут квалифицироваться по другим статьям главы 39 ТК России (например, ст. 279, 282).

Статья 279. “Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств”. И в пассажирском, и в грузовом вариантах прохождения товаров и транспортных средств таможенного контроля наиболее распространенной формой нарушения являются действия, связанные с их ненадлежащим декларированием.

Не вызывающая, как правило, затруднений в правоприменительной практике, статья 279 ТК России, тем не менее, нуждается в пояснениях по некоторым ситуациям.

1. Представляется, что в случае выявления таможенными органами в результате контроля доставки непроведения получателем таможенного оформления товаров, доставленных по процедуре ДКД не в таможенный орган назначения, а непосредственно получателю, действия получателя, выразившиеся в недекларировании товара (т.е. противоправном бездействии), могут быть квалифицированы по чт. 1 ст. 279 ТК России.

2. По ч. 2 ст. 279 ТК России в торговом обороте квалифицируются действия, связанные с ошибками при заполнении грузовой таможенной декларации, если последние не повлияли и не могли повлиять на принятие таможенным органом решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размер таможенных платежей. В неторговом обороте по ч. 2 ст. 279 ТК России квалифицируются случаи заявления таможенному контролю неправильных данных о сумме вывозимой из России инвалюты, если ее размер не превышает 500 долларов США, так как в пределах упомянутой суммы для ее ввоза не требуется предъявления соответствующих разрешительных (оправдательных документов).

Подлежат квалификации по ч. 2 ст. 279 ТК РФ и случаи неправильного заявления таможенному контролю размера ввозимой в Россию инвалюты, так как на данный момент наличная иностранная валюта по действующему валютному и таможенному законодательству может ввозиться в Российскую Федерацию без каких-либо количественных ограничений и предъявления разрешительных документов. (Не исключено, однако, что в случае принятия соответствующих законов, направленных на борьбу с “отмыванием” доходов от преступной деятельности, решение о перемещении в Россию ввозимой инвалюты также будет зависеть от предъявления таможенному контролю разрешительных документов. Естественно, что при таком изменении законодательства заявление недостоверных сведений о ввозимой инвалюте будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 279 ТК России).

Статья 280. “Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими”.Диспозицией данной статьи установлено, что ответственность по ней наступает в случаях:

а) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

б) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля (ст. 277 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

в) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

г) транспортировки, хранения, приобретения недекларированных или недостоверно декларированных товаров и транспортных средств (ч. 1 ст. 279 ТК России), пользования или распоряжения этими товарами и транспортными средствами;

д) транспортировки, хранения, приобретения товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, используемых либо отчуждаемых без разрешения таможенного органа Российской Федерации в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы (ст. 281 ТК России).

Для привлечения лица к ответственности по ст. 280 ТК России необходимо следующее:

а) установленный факт совершения иным лицом, нежели лицо, привлекаемое к ответственности, нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279, 281 ТК России (т.е. субъектом ответственности по ст. 280 ТК России является не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, - они и подлежат привлечению к ответственности по этим статьям, - а так называемое “третье лицо”, совершающее с незаконно перемещенными либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст. 280 ТК России);

б) совершение привлекаемым к ответственности лицом действий по транспортировке, хранению, приобретению товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими;

в) совершение таких действий физическим лицом или должностным лицом умышленно или по неосторожности.