Смекни!
smekni.com

Нравственные проблемы социализма (общины) (стр. 11 из 17)

Одна из серьезных экономических проблем прошлого “социализма” - выбор толковых управленцев и организаторов. В Югославии и кой где у нас был опыт выбора начальства сотрудниками. Результат оказался выше, чем назначение сверху, но ниже, чем у собственников-акционеров. Возможная причина среднего результата - всеобщее голосование (а не только заинтересованных и ответственных), без поиска и привлечения со стороны. Хорошие управленцы всегда заняты своим делом, которое процветает. Их нужно искать, увидеть и уговорить - бухнуться перед ними на колени - “пожалуйста, володей нами”. Толковая и нравственная личность никогда не будет навязываться и выставлять свою кандидатуру. А к желающим руководить, но не имеющих своего успешного дела и благополучной семьи (самое важное из личных дел), надо относиться предельно осторожно. От “нечего делать” они и навязываются в руководители.

В том “социализме” были большие проблемы с открытием новых направлений в науке, в предпринимательстве, в изобретательстве и его внедрении. Преодолевалось кое что указаниями сверху, а до средних и мелких новаций руки не доходили. Причина старая - недоверие на всех уровнях, низкий интеллект руководящего партаппарата, громоздкая управляющая и внедряющая система.

Еще более серьезная проблема всех времен и народов - паразитизм. В природе среди социальных сообществ внутривидового паразитизма не наблюдается, хотя существует иждивенчество. Больная или старая пчела, способная лететь, умирает вне улья, лишних трутней из улья вытаскивают. Среди хищников и хищных насекомых все проще, их съедают. Но и среди людей приполярных областей существовал аналогичный обычай. В особо суровые зимы (раз в 30 -40 лет), когда иждивенчество было опасно для сохранения вида, старики добровольно уходили в снега или завещали себя съесть, благодаря чему община выживала. (“Гостеприимная арктика”. Стефансон.) В крестьянской России паразиты изгонялись из сел. Позже рассадниками паразитизма стали города, чем крупнее - тем больше. В настоящее время 80% населения живет в городах и паразитизм стал угрожать всему госорганизму. При капиталистической системе паразиты сразу выявляются, но их становится больше, так как главный принцип - выживание в одиночку - этому способствует. Там они видны издалека. При принудительном социализме их не видно, вернее - не всем видно. А кому видно, тому наплевать, т.к. всех вынуждают на такую жизнь - недобровольная нужда страшнее паразитизма и даже оправдывает его. Добровольный и рыночный (рынок уже не крохоборный) социализм быстро проявит паразитов, как и дикий капитализм, но оправдания им уже не будет. Все будут заинтересованы в этом.

Главный фактор выживаемости общественных насекомых - общее питание. Там все одинаково сыты или голодны. Современное человечество, преобразив цивилизацией землю настолько “утеплило климат”, что способно прокормить паразитов без опасности собственного вырождения. Способно дать им шанс заинтересоваться созидательной жизнью, но не позволять им плодиться быстрее тех, на ком они паразитируют, учитывая, что сытость - основной стимул размножения в природе. Общедоступное питание - дело десятое. Общедоступной должна быть правдивая информация - основное оружие борьбы с эгоизмом, коррупцией, паразитизмом, ленью и т.д. Предпосылки для этого уже есть.

Человеческие интересы разные. Способно ли будущее общество объединить их общей идеологией, найти общий интерес, чтобы не противоречить друг другу в главном, живом действии? Разные интересы хорошо видны на информационно-развлекательном поле, которое в настоящее время используется во вред человечеству, способствуя росту амбиций, настраивая на чужую виртуальную жизнь, отвлекая от созидательной деятельности. И тогда дом, семья, дружба передвигаются на задний план. Одни по телевизору смотрят только мыльные оперы или развлекаловку, другие - “Очевидное, невероятное”, Гордона, политические программы и новости, третьи - только спортивные программы, четвертые просто никогда не включают телевизор или “выбрасывают” его – “чтобы не мешал жить своей жизнью”. Все эти типы людей, при общей принятой культуре, различаются по степени проникновения в нее, находятся на разном расстоянии от принятой идеи, т.е. их приоритеты, их заинтересованность в духовном, душевном или материальном уровне – разная. При этом есть люди активные, с переизбытком физических и духовных сил, которые многого хотят и многое могут, способные на риск и авантюры, но все же физических сил и времени на все не хватает. И есть противоположные им, нуждающиеся только в “хлебе и зрелищах”. Но без первых многие были бы обречены на голод или вымирание, без вторых первые бы полностью не реализовались. Есть и третьи, как будто не нуждающиеся в помошниках по причине самоограничения или самодостаточности, но... - все же и у них есть главные наши помошники - соцкапитал, накопленный нашими предками. Осознание необходимости людей друг в друге заставит первых не эксплуатировать вторых, а помогать друг другу, первым - в реализации их дел и идей, вторым - в приобретении квалификации и интеллекта, достойного 21 века или в борьбе с ленью. Доходы первых и вторых не должны различаться на порядки, видимо достаточно 5-7 кратного различия, чтобы была возможность пользования соцкапиталом (обучение, библиотеки) для развития способностей (от рождения они были у каждого), но и оставался стимул для ещё большего развития всех квалификаций. Общая нравственность будет расти и от этого выиграют и первые (если они - элита, то поднимутся на еще более высокий уровень) и вторые.

Разнообразие в единстве – показательна в этом смысле Япония. Всеобщее, обязательное высшее образование. Но и конкретный человек должен стараться быть разносторонним, разнообразно подготовленным к ожидаемым нуждам. Желательно, чтобы самая универсальная подготовка (мех-мат, био-химо-физика, системная нравственная психология) сочеталась с увлечениями (с\х, кузнечное, токарное, слесарное …), разными видами спорта и отдыхом (дальние походы: север-юг-горы-море). Потенциал человечества еще в зародыше. Не все “потянут мех-мат”. Важно стремление, нужда. Ваши дети это освоят. “Пружина жизни имеет психическую основу и движет эволюцией”. П.Тейяр.

“Продавать себя на рынке труда”? Новый вид рабства? Продавать себя какому строю, торгово-бандитскому, безнадежному или созидательному, обнадёживающему? “Две большие разницы”,- как говорят а Одессе. Продавать себя для блага своих детей, внуков, или им во вред? А для России открытые границы для любых товаров и капитала – смерть. Вымерзнем… Не будет сельского хозяйства, промышленности и т.д. Останутся только ресурсы, просторы и “сафари”.

Почему изобилие товара или услуг развращает? Ведь из-за “изобилия в услужливости” некоторые не любят ходить в ресторан, подсознательно ощущая себя паразитом, т.к. не могут ответить взаимной услужливостью. Любое другое изобилие действует также: “все есть, все готово в лучшем виде...Наверно, я здесь не нужен.” Каждый из нас в каком то деле разведчик, в каком-то - созидатель, а в третьем - иждивенец, а это один шаг до паразитизма. Все ли мы моем за собой посуду, выращиваем зерно или картошку? Специалисты заменяют это более квалифицированным трудом; но не владея более простыми операциями, мы теряем чувство эквивалента и большинство склонно переоценивать свой труд. Страдают от этого все, и в частности сельское хозяйство всего мира – хоть и понимая, что это “тяжелый, но неблагодарный труд”. К тому же эта продукция, в отличие от других товаров быстро портится, при ее производстве нельзя “качать права” - устраивать забастовки для выравнивания доходов. И получаем парадоксальную ситуацию - при недоедании и голоде большинства - самая необходимая и востребованная продукция во всем мире оказывается якобы нерентабельной.

У каждого человека своя, субъективная оценка определения разницы в доходах между квалифицированным и неквалифицированным, умственным и физическим трудом. Эквивалент между ними у каждого будет свой - по причине разного опыта владения всеми специальностями и типами труда. Для этого и существует рынок труда. Только какой рынок? Дикий, с обманом или мягкий, с взаимным доверием? Искушений у обоих торгующих сторон с избытком, но они нуждаются в друг друге. Покупающий труд выступает в роли отца, хозяина дома, дающий работу членам семьи или прислуге. От того, какой хозяин и от того, какие “дети или слуги” зависит атмосфера и нравственность “в семье”, ощущение прочности и удовлетворенности жизнью, или наоборот. Для удовлетворенности важна мера, гармония, что и есть нравственность - гармония земной жизни. *(Определение нравственности: это мировоззрение, реализующийся в способ гармоничного жизненного существования с выстраиванием ее ценностей в иерархию индивидуальным опытом. Нравственность относительна, абсолютна она только у Бога.)

Рынок и нравственность - противоречат ли они друг другу? Нравственность - доверие, поддержка, надо вроде бы всем делиться; жесткий рынок - недоверие, желание обмануть, “сорвать”. Но нравственность прежде всего - приоритет гармонии, а потом уже доверия. Высшая нравственность - всем делиться, если нет взаимно доверия, часто развращает берущего. Гармония будет соблюдаться, если нравственность дающего будет не далеко впереди от берущего, а “на полкорпуса”. Искушение для обоих сокращается до минимума. Выполняется христианский принцип доверия и заповедь -“не искушай”. В нравственной торговле на жестком рынке все же должно в какой-то мере присутствовать доверие, на мягком рынке - кроме доверия и эквивалентного обмена - обмен по сердцу, а если оно ёкнет, то можно что-то и подарить. Жесткий рынок (хитрость - на хитрость) развращает низкий интеллект. Высокий интеллект понимает его энергетическую переизбыточность и стремится к справедливому мягкому рынку, но взаимные отношения с уважением и любовью выше справедливости. Энергия дележки здесь минимальна, максимальна энергия творчества и созидания. Конкуренция (мягкая) при низкой нравственности – благо. Она способствует повышению нравственности и при достижении уважения, тем более дружбы – переходит в содружество.