Смекни!
smekni.com

Нравственные проблемы социализма (общины) (стр. 2 из 17)

Сейчас у нас все признаки “великой депрессии”. Продуктов и товаров много, но покупательная способность низкая. Заводы, предприятия или разворованы или работают в полсилы. Причина нашей депрессии - отсталое производство в противовес высокотехнологичному Западному (если бы не мы, то и перепроизводство), ориентированное и на наш рынок, открытая торговля, и в результате - неконкурентоспособность почти всего нашего хозяйства. Нарушена материальная (продовольственная, товарная, военная) и духовная безопасность – произошло падение нравственности и здравого смысла в деятельности. Есть все условия для достойного функционирования - дешевая и пока еще квалифицированная рабочая сила, ресурсы, но нет воли ни у правительства, ни у народа, раз оно такое правительство выбирает.

Во всех социал-демократических странах “на вооружении” капиталистический социализм (социализм акционеров), но он недолговечен и подобен кристаллообразованию в благоприятной среде - в конце концов крупные кристаллы пожирают мелкие. Капитал сосредотачивается в центрах роста. Глобализм? Золотой телец, как властелин народов? Власть богатых “приматов” над еще более примитивным населением? И здесь позволю себе пророчество - будущее за добровольным социализмом, в котором будут все виды собственности - государственная, общинная и частная. Вид собственности будет определяться нравственными и физическими силами каждого, обеспечивающие заслуженную социальность. Просто и по детски наивно - “это машина папина, т.к. он умеет на ней ездить и чинить. А пользуемся и ухаживаем за ней мы все. Поэтому у нас много работы и мы достойно живем.” Крупная капиталистическая собственность, действующая в интересах социума названа Глазьевым функциональной. Капитал важен, но для всех. В России чаще, чем на Западе, общее благосостояние было важнее собственного (благодаря православию и его староверческой части), т.к. именно при нем удовлетворяются нравственные качества, совесть, ответственность за “врученную мне Богом” семью, коллектив, радость за их защищенность и за ответную любовь.

А может ли быть рыночный или планово-рыночный социализм (социалистический капитализм, добровольный, свободный, нравственный, если большинство таково), о котором когда-то заговорил Косыгин? Так что мы хотим построить? За какое мироустройство нам не будет стыдно перед предками и что оставим детям? Сохраним, если не Россию, то хотя бы планету?

Человек, как вершина творения, повторяет и вмещает в себя весь мир. Поймем жизнь в естественной, неиспорченной природе – поймем и себя. Аналог рыночным отношениям – естественный отбор двух типов, внутривидовой и межвидовой. Первый – мягкий, где конкуренция идет только между самками и между самцами за улучшение вида, второй отбор – с кровью, и не за улучшение, а на уничтожение видов. Социализм – забота о социуме – внутривидовой естественный отбор, капитализм – забота о капитале – межвидовой (между имущими, как разными видами и между имущими и неимущими). В первом всегда будут существенные нравственные проблемы, обусловленные совместным проживанием, во втором нравственные проблемы отсутствуют. “Нет человека - нет проблем.” (Л. Берия). А если какие-то проблемы остались, то только по причине, что чистого капитализма быть не может. Забота о капитале невозможна без использования какой-то социальности, а высокая социальность не отрицает разумного накопления капитала. Социализм абсолютен и может обходиться без накопления капитала, капитализм же относителен и без социальности не существует. Теоретически – человечество – один вид, практически же их много. И определяют эти “виды” разный жизненный интерес и опыт, разный жизненный уровень и разные моральные законы. Один вид в первую очередь желает жить, творить, что не возможно без широкой взаимопомощи, другие “виды” – потреблять (и обязательно самое лучшее), а потом, возможно, что-то и творить, но лучше паразитировать. Всегда существовали две противодействующие идеи развития человечества - эгоистическая (Западная - соперничество) и совестливая (Восточная - содружество, община). На примерах семей или малых коллективов ясно, что для смены любых режимов не обязательно нужна революция - достаточна и эволюция. Капитализм, в котором все - товар: способности, здоровье, рабочая сила, и нет места дружбе, перетекает в социализм точно так же, как недоверчивость - в доверие, ненависть или безразличие - в уважение или в любовь, жесткость - в мягкость и т.д. Социализм в капитализм - обратный процесс. Где прогресс или регресс, добровольная духовная “любовь-рабство” или рабство тварное? Доверие “включает” путь вверх, к общению, к знанию, к счастью; недоверие - “выключатель”, занавес - в замкнутость, вырождение и темноту. Такой человек, семья, коллектив - двоичники по жизни. И, конечно, не в материальном, а в духовном плане. Социалистический капитализм должен утратить отрицательные качества каждой системы хозяйствования и не в ущерб обеим.

В животном мире социумы образуются по какой-либо нужде: безопасность, добыча пищи, сохранение тепла, вывод потомства. И это в неразумном диком мире (как многие считают), руководствующимся лишь инстинктами. Исчезает нужда, распадаются социумы. Поэтому образование социумов по причине нужды, это такое же участие видов в законе эволюции и естественного отбора. Естественный отбор, “рынок”, как и взаимопомощь (социальность) изобретать не надо, они сотворены вместе с миром. “Взаимная помощь, как фактор эволюции”. (Кропоткин).

Ветхозаветное человечество переняло эти законы (око - за око, зуб - за зуб, виндетта). Законы Моисея уже частично напоминают внутривидовые социальные отношения в животном мире, но до добровольной коммунистической жизни пчел в рое и муравьев в муравейнике (аналог – новозаветное учение Христа) не все люди созрели, правда, по происхождению они не такие древние. На уровне одноклеточных и содружества клеток чаще встречается и “жесткий рынок”, и “коммунизм”. Последний преобладает, и доказательство этому – существование жизни.

Посмотрим на наши семьи: “рыночные” семьи основаны на договоре между партнерами (недоверие), “капиталистические” – на неразумном увеличении богатства (в ущерб духовной любви и дружбе), социалистические – уважение между супругами, коммунистические – любовь между всеми членами семьи. К несчастью, в некоторых семьях до сих пор существует и рабовладельческий уклад (в некоторых чеченских семьях и родовых кланах - тейпах). Демократических семей очень мало - они неустойчивы, почти все семьи монархичны или тираничны. Если монарх от Бога, то его забота самая надежная. “Нет власти аще не от Бога”. Эту цитату из библии намеренно переводят неправильно, как “всякая власть от Бога”. На самом деле перевод должен быть: “если власть не от Бога (т.е. не по правде, не по совести), то она не власть”.

Власть нужна для установления порядка, уклада и в лучшем случае - справедливости. Справедливость же у всех разная, как “рубашка, которая ближе к телу”. “Разведчикам” материальных, душевных и духовных пространств некогда ею заниматься, у них интересы более высокие. “Созидателям - производителям” власть ради справедливости конечно нужна, но они могут выжить при любом режиме. “Паразитам и хищникам” власть нужнее всего, иначе им очень трудно выжить. Сейчас кто более ценен – производитель или торговец, ученый или банкир? Хотя не все торговцы и банкиры паразиты. Но там нужна высокая духовность, чтобы не брать лишнего, “знать меру”, т.е. иметь большой живой (положительный) опыт и способность его усваивать.

Власть может быть демократической, аристократической и монархической (справедливые) или олхократической, олигархической и тиранической (при загнивании). Степень доверия, как категория, входит в “нравственность” и пропорциональна ей. “Доверяй, но проверяй” – ученическая ступень, когда часть, стремящихся к высокой нравственности и интеллекту, их еще не достигли. Степень доверия определяет рациональную форму власти. Демократия – власть народа. Власть одновременно всех и каждого в отдельности. Она возможна в обществе с полным “согласием в разнообразии”, т.е. пока теоретически. Для разнообразного (плюс), но разобщенного (минус) общества, где нет взаимного доверия, и каждый хочет решать все вопросы по-своему, демократия не годится. Хотя стремиться к ней надо. Если нет доверия, то у власти, в конце концов, окажутся люди без нравственных принципов, для которых все методы решения любых вопросов и все методы прихода к власти пригодны.

Аристократия – власть элиты. Ее выбирают по энергии, мировоззрению, культуре, поступкам, а не по богатству. Когда-то, много веков назад, авторитет и богатство совпадали, но не сейчас. Аристократическое (парламентское) правление рационально при высокой гражданственности большинства и при налаженном быте, без войн и потрясений. Решение большинства вопросов происходит неторопливо, с опорой на наиболее активный и ответственный “демос”.

Монархическое (президентское) правление – универсальное, в мире и войнах, с ответственными и не очень ответственными гражданами. Оно удовлетворяет нравственные и разумные материальные притязания и их рост для всех – демоса и элиты. Во время войн и потрясений все вопросы и проблемы решаются быстро (с опорой на аристократию), в мирные времена монарх является последней решающей и утверждающей инстанцией и является всем “отцом” и судьей.