Смекни!
smekni.com

Философское мировоззрение 2 (стр. 14 из 30)

26 герменевтика

Наука о понимании, истолковании текстов, особый классический метод науки о языке, позволяющий осмысленно толковать памятники древней литературы. Франс Гадамер-нем ф-ф, один из главных представителей философии герменевтики 220 в., создал теорию понимания.В 19 в начинается развитие т.н. свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Превращается в специфический метод общих наук, призванных обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установления общего, закона. В 20 в г постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики.Г-связующее звено между философскими и историческими науками.

Наука о понимании, истолковании текстов. Герм-ка являлась особым классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы.

Гадамер (р. 1900), нем. философ, один из главных представителей ф-софии герменевтики сер.20 в.Гадамер создал теорию понимания.

Искусство и теория истолкования, имеющее целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматического значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Священного писания”. В 19 в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика превращается в специфический метод общих наук, призванный обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопостав ляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установ лением общего, закона.В 20 в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики. Так у Гадамера герменевтика приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык», социальной философии, поскольку понимание есть форма существования общественной жизни и «критики идеологии». Проблема понимания по Гадамеру и есть философия. Результатом оказывается замыкание философии в кругу языка, что роднит гермевтику с неопозитивистским анализом языка. (герменевтика По древнегреческому преданию бог Гермес - вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание. Герм-тику часто определяют как способ философствования, центром к-ого явл. интерпретация, понимание текстов. Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему Однако вещи закрыты от человека, у них есть своиграницы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и человека. Пример. Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность. Основные положения герменевтики - Бытие человека-в-мире. - Соотносительность человека и мира (вещей). - Заброшенность чел. в мир, его забота, страх, временность. - Потаенность вещи, ее сокрытость. - Философия как вопрошание. - Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность. - Горизонты человека и вещи. - Понимание как слияние границ чел. и вещи. - Герменевтический круг. - Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта, вовлеченности в традиции интерпретатора. - Историчность интерпретации. - Сближение герменевтики с поэтикой. - Главное дело человека.- понять суть дела.) Дильтей (1833—1911), расширил понятие герм-тики до ее понимания как особой фил-кой дисциплины, выступающей своеобр-ой методо логией наук о духе. Он пытается объединить в этой науке психол-кие и объективные методы. Методика понимания, наряду с ее логич-ими харак-ками и особенностями дополняется в его трудах еще двумя компонентами проявления жизни. Это, во-первых, поступки, совершая которые чел. исходит не только из знания, но и иных мотивов. И, во-вт-ых, переживания, к-ые определяют глубину восприятия чел. мира, других людей и т.д. Переживание лежит в основе худож-ых форм самовыражения чел. (искусство), где истинность в объективирован ном смысле недостижима, а оценка осуществл. с помощью иных категорий, напр. правды, лжи, эстетических оценок. Жизни (тексты), но как более общий метод понимания всех проявлений чел-ой духовности (поступки, жесты, мимика и пр.). Собственно говоря, понимать мы можем все, что позволяет нам выявлять духовные самовыражения исследуемого объекта. Общей базой понимания выступает язык, точнее, язык данной культуры, к-ый влияет на восприятие и ретрансляцию информации о внешнем и дух. мире. Поэтому люди одной культуры, одного этноса могут понимать то, что для людей иной культуры требует дополнит-ного истолкования. 27 вопрос

Понятие мировоззрения. Типы и уровни м-ия