Смекни!
smekni.com

Философское мировоззрение 2 (стр. 26 из 30)

44 вопрос

Материя как фил категория.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, к-ая дана чел-ку в ощущениях его, к-ая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие». Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же харак-ристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность. Следовательно, она может рассм-ться в качестве своеобразного обоснования существования не только матер-ого мира, но и дух-ого. Матер-ый мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды, молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали.

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без к-ых она не может существовать. Такие свойства наз-ся атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время. Строение и формы материального мира.

Существует 3 основных типа организации матер-ого мира: Неживой, живой, социально-организованный. Социально-организ-ный тип материи – живые люди и биотехнические системы. В то же время нежив. и жив. материя определ. образом представлена в социально-организ-ой материи. 2 основных уровня органи зации матер-ого мира: 1) макроуровень. В нежив. системе это – тела, планеты, звезды, галактики, метагалактики), в жив. – макро организмы, попу ляции. В соц-ой орг. Материи – макроэкономика, этнос, тех. системы. 2) Микро уровень: клетки, микроорганизмы, экономика (микро).

Матер-ый мир представлен также различными матер-ыми формами: Существуют 3 основные формы организ. Матер. Мира: тела, вещество, поле. Долгое время считалось, что поле не явл. формой организации матер. Мира. А посему этот вопрос решался на уровне таких понятий как эфир и пустота. Поле явл. самой сложной формой организации матер. Мира, поэтому современная наука знает лишь небольшое кол-во полей. Именно поле явл-ся основным связующим звеном единого матер мира. Поле – это есть проникающая связующая материя. Самые сложные поля связаны с чел-ом, с его существованием, именно чел. способен улавливать отражать поля, именно чел-ом вырабатываются самые сложные поля, такие как биологич. Поля, психич., биолотех., интеллектуальные. Эти обстоятельства связаны прежде всего с деятельностью чел. Мира, как главного инструмента взаимодействия социально организованной материи.

Осн-ые формы, виды движения в матер. мире.

Вся совокупность матер. Взаимодействия. В науке классифицируется по основным формам и видам движения. Виды движения являются составными частями определенной формы. Виды движения: тепловые, электрические, электро магнитные, световые. Традиционно класси фикация основных форм движения рассм-вается в рамках работы Энгельса «Диалектика природы»., где дана классификация основных форм движения матер. От простейших к сложным. Это: механическая форма, физическая, химическая, биологическая, соц. Организованная. Каждая из последующих форм движения включает в себя все предыдущие и базируется на них. Выделяется новая форма движения материи: психическая как особый случай движения на уровне соц. Организованной материи. - Возникла самостоятельная наука психология, т.е. каждая относительно самостоят-ная наука изучает определ-ую форму движения материи или определенный ее вид. Встал вопрос об особых формах движения в матер-ом мире – синтетических, формах движения, на основе изучения к-рых и возникли столовые (стоковые !?) науки, как самые передовые науки: биохимия, биофизика, соц. Механика. Синтетические орг. Движения самые сложные на сегодняшний день формы. Стык всех форм движения в матер. Мире реализован на 2-х уровнях: 1) Чел-кие индивиды, как материальные существа. 2) Уровень постоянной массы. Здесь происходит особый, уникальный синтез всех ф. Форм движения осуществляется на чел-ких индивидах. Поэтому чел. определяется в современной науке как микрокосмос. Микрокосмос всех форм движения осуществляется на уровне постоянной людской массы т.е. людная масса есть средоточение космоса.

45 Человек как объект филосовского анализа.

Проблема чел-ка занимает важнейшее место в ф-фии. Важность проблемы чел-ка связана с тем, что ф-фия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они связаны с местом чел. в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением чел. к об-ву и природе. Проблема чел. решалась по-разному ф-ими школами и направлениями, среди к-ых основные: объективно-идеалистич-ое понимание сущности чел., субъективно-идеал-кое, мета физически-идеалист-кое,диалектико-материалист кое, иррациональное. Особое знач. эта проблема имеет в диалектико-материалист-ой ф-фии. В ней была обозначена цель об-ва: обеспечение свободного развития каждого чел., его всесторон него развития. В соврем условиях при обос трении глобал проблем повысилась ответствен ность чел. за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Решение проблемы чел. имеет большое значение т к сегодня следует преодолеть ограниченный подход к чел. лишь как послушному исполнителю воли сильных личностей, политиков, вождей и полководцев. Чел. - явление очень сложное, поэтому исследование чел. - это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии и др., т.е. целого комплекса наук. Специфика ф-ого подхода состоит в том, что в ф-фии чел. Рассм-ся как целостность, чел. и мир ч-ка в его основных проявлениях. Еще античные ф-фы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность чел., называя его об-венным животным. Позднее проблема чел. Рассм-валась многими ф-фами, в том числе Г.В.Плехановым. Вопрос о соотно шении в чел. природного и соц решался по-разному. Здесь $-ют два односторонних подхода. Первый - это натуралист-ий подход к чел., преувелич-ющий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие об-ва. Этот подход продолжил представления о неизменности природы чел., не поддающейся никаким влияниям. Конечно, нельзя игнорировать в чел-ке его физ, генетическую, природную основу. Общность этой основы с животным миром видна уже в том, что чел-к наравне с животными нуждается в чистом воздухе, пище, воде. Здоровье чел. Завис. от состояния природной основы организма, явл. важным условием реализации чел-ком его соц ф-ций. Еще древние отмечали, что в здоровом теле здоровый дух. Своим биолог уровнем чел. включен в природную связь явлений, он подчиняется законам природы. Другая крайность при расмотрении проблемы чел. - это признание в нем только соц начала и игнорирование при этом биолог стороны его природы. Конечно, чел-к - это прежде всего существо социальное, но в то же время он явл. высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Чел. - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культур ном отношении, чел. отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей об-венной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивид бытия. На понимание сущности чел. очень большое оказывает не только ф-фия, но и религия. Так, ранее христианство выделяло в чел. прежде всего его разум, его нравственные начала, необх для жизнедеятельности об-ва. А средневековое христианство, с 1-ой стороны, считало чел. подобием бога, а с 2-ой, - средоточием земных демонических сил. Но церковь всегда обращалась к духовному началу в чел. Большинство совр ученых считает, что способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - отличительная особенность чел. И еще чел. обладает физ и дух-ной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только чел-к может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, готовой к моральной ответственности. Чел. всегда живет в определ-ую эпоху, он отражает ее и руководствуется определ-ыми правилами поведения, использует сложившееся об-венное сознание. Он обладает способностью не только воспринимать мир чувствами, познавать и осознавать его, но и действовать соответственно своим понятиям о добре и совести. Период становления чел-ка (антропогенез) и становления об-ва (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, к-ый продол жался в течение более 3 млн.лет. В процессе антропосоциогенеза большую роль сыграл труд, благодаря к-ому чел. получал все необх для своей жизнедеятельности и развивался сам и физически, и интеллектуально. Одновременно происходило формирование у чел-ка соц качеств. Соц сущность чел-ка выделена в определении Маркса. Он писал, что "сущность чел-ка не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех об-венных отношений..." Итак, чел. - это органическое противоречивое единство при- родного и об-венного, однако его сущность социальна. С понятием чел. тесно связано понятие инд-д. Под инд-ом мы понимаем отдель ного представителя чел рода. Понятия чел. и индивид соотносятся как общее и единичное. Инд. соединяет в себе общее, к-ое в то же время хар-тся специф-ими чертами. Инд. - это понятие, фиксирующее единичный, и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к чел-кому роду. Инд. Означ. отдельного чел., наделенного индив-ыми св-вами, отличающими ее от других. Инд. уникален, единичен. В мире нельзя найти двух абсолютно одинаковых инд-дов, но при всей присущей ему неповторимости его нельзя превращать в простой синоним фил-кой категории "единичное". В этом случае понятие "инд-д" становится бессмысленным. Инд. - это соц явление, и чтобы понять, как он возникает, развивается и выражает себя, нужно исследовать те общ-ные отношения и ту социально-практич-ую деят-ть, в к-ых он $-ет. По мысли Маркса, "инд-д" - это общ-ое существо. Поэтому всякое проявление его жизни явл. проявлением и утверждением общ-ной жизни". Гегель расм-вал инд. в контексте социально-истор-ого целого как продукт деятель ного взаимодействия, в к-ом происходит опредмечивание чел-кой сущности. Было бы неверно видеть в инд-де некий абсолютно автономный социальный атом. Общие и единичные его св-ва связывают данного инд. с об-вом, с другими инд-ами. С понятием инд. тесно связано понятие индивид-сти. Индивид-ость - это уникальное воплощение общечел-кого в личности, это то самобытное, неповторимое в чел., что отличает его от других людей. Индивид-сть - это особенности хар-ра и псих развития, это неповторимая совокупность чел-ких св-в, хотя мера индив-сти может быть различной. Неповторимость хар-рна для каждой отдельной личности, она настолько органична, что если ее исключить, то исчезает и сама лич-сть. Гегель назвал ее словом "дурная", причем не осуждая, а имея в виду исключ неповторимость чел-кой индивид-сти, невозможность предвидеть точно ее состояние и поведение в определенных обстоятельствах. Одним из условий успешного развития об-ва явл. сосуществование в нем многообразия индивид-стей. Если бы все люди были одинаковы, то не было бы успешного развития разнообразных сфер к-ры, науки, соц жизни. Но в то же время для развития индивид-стей необх благоприятные соц предпосылки. След ключевым понятием в решении проблемы чел. Явл. понятие лич-ть. Оно отражает соц, сущностную х-тику чел. Личность, персона (от лат. - маска, роль актера). Так наз-ли инд-да уже в период античности, т.к. он явл. не только природным организмом, но выступает и в соц качестве. Все относящееся к лич-ти (персоне) наз. личностным, или персон-ым. В ходе истор развития, с накоплением знаний о чел. изменялось и понятие личности. Задачей ф-фии явл. исследование соц природы чел., различных форм ее проявления, определяющихся бытием чел. в качестве субъек та или объекта разнообразных видов общ-ной деятельности и отношений. Лич-ть - это результат исторо и индив-ного развития в конкретных соц условиях. Лич-ть - субъект и творец общ-ной истории. Сущность лич-ти определ-ся развитостью об-ва. Лич-сть несет в себе черты цивилизации, истор эпохи и определенного образа жизни. Чел. будучи включенным в практическую деят-ость, в обучение и воспитание, в различные сферы соц практики становится носителем общ-ной жизни, источником ее развития, представителем коллектива, соц группы,класса. Но чел. и об-во не тожд-венны, и лич-ть не простая сумма общ-ных отношений, а уникальная, органическая самореализ-яся с-ма с ансамблем всех об-венных отношений, к-ый неповторим в каждом чел., поэтому и уникальна чел-кая лич-ть. Лич-ть не только продукт своего времени, но и носитель соц св-в, связанных с его особым местом в общ-енной с-ме данного времени, и св-в индивид-ных. Отмечая роль соц среды в формировании лич-ти, необх отметить то, что чел. не пассивно воспринимает воздействие этой среды. Инд-д не только изменяется сам, но изменяет и само об-во. Лич-ть - это выражение общ-енных отношений и функций чел., как субъекта деят-ности, познания и совершенство вания мира. Она формируется в процессе деят-сти и общения. Именно труд, способность создавать орудия труда и с их пом-ю производить мат-ые и дух-ые ценности явл. важнейшим средством формир лич-ти. В различ ных видах деят-сти развиваются физ и интеллект -ные способности лич-ти. Развитые в процессе деят-сти способности и потребности лич-ть удовлет-яет прежде всего через труд. В труде же не только создаются мат-ные и дух-ые блага, но и объективируются важнейшие потребности лич-ти и прежде всего потреб-ть ее саморазвития, самореализации, самоутвержд-ния. Саморазв-тие лич-ти - это развитие преимущественно самой лич-тью трудовых, мировоззренческих, физ, нравств-ных, эстетич-их качеств. Самореал-ция предст. собой реализацию творческих возможностей лич-сти собственными усилиями. Потребность самореал-ии имеет большое знач-ие еще и потому, что она подводит нас к понятию смысла жизни, ибо она означ. Потр-сть реализации лич-тью смысла своего бытия. Самоутверж-ние - это утв-ие себя как лич-ти в мире, утв-ие собств-ого"Я" в отнош-ии к "не-Я". Гл. св-вом лич-ти явл. мировоззре ние. Благодаря определ. выработанному ею мировоззрению лич-ть может осознанно и целенаправленно реализовывать свои сущностные силы.