Смекни!
smekni.com

Философское мировоззрение 2 (стр. 28 из 30)

47 вопрос

Проблема познания в философии

Познание – отражение действительности в сознании человека. Раздел философии, изучающий познание наз. гносеология. Гносеология – учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. По поводу возможности познания сформировались два направления: Оптимизм – утверждение принципиальной познаваемости мира. Скептицизм – сомнение в принципиальной возможности познавания мира. Агностицизм – полное отрицание возможности познания. В докантовской философии под субъектом понимали единично – оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом, то, на что направлена позитивная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных констукций. Субъект по Канту – это духовное образование, то что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Познание является отражением действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико – материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта. Виды познания. Говоря о познании следует обсудить большое разнообразие его видов. Житейское знание - основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Научное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что оно за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Практическое знание. Цель ученого – открытие закономерности. Цель инженера – создание новой вещи, на основе законов, открытых учеными. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего и сферу прошлого. Большинство философов Нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник (Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты). Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта (Декарт, Лейбниц, Гегель). Интуитивистские направления философии. Интуиция может восприниматься по–разному: как божественное озарение, чувственное озарение, как особое психическое состояние. В современной философии – рационалистическая традиция. Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания). Наличие органов чувств – необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. В чувственном познании человека имеет место непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов чувств. Формы чувственного познания: Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета. Ощущения можно рассматривать как простейший и исходный элемент чувственного познания. Комбинирование различных ощущений дает человеку восприятие предмета. Восприятие – это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. Многократно воспринимая тот или иной предмет человек может воспроизвести его в своей памяти – это представление. Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее). Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок и разум. Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека. Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны. Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление – это активный процесс, напр. на постановку проблем и их решение. Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно – атом мысли. Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные. Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое. (У Аристотеля это–силлогизм–роза – цветок, цветок–растение, роза–растение). Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории Сомнение, Мнение, Интуиция. Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя. В реальном познании ч.п. и. рац. п. Находятся в единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии. Обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практичская деятельность, а во вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий.

48 вопрос

Закон взаимоперехода количества и качества.

Диалектика как научная концепция развития существует в системе законов и категорий. Категории отражают причинную обусловленность, взаимосвязь развивающегося мира. Законы объясняют развитие мира. Закон – это необходимая, существенная, устойчивое и повторяющаяся связь между явлениями, объектами и их элементами и свойствами. Законы классифицируют по внутреннему содержанию: законы строения, законы функционирования, законы развития. По форме проявления на динамические и статические. По форме действия на частные, общие и всеобщие. Законы диалектики – это всеобщие или универсальные законы, объясняющие, раскрывающие специфику развития всех объектов и явлений окружающей действительности.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Данный закон объясняет механизм любого развивающегося процесса или явления, т.е. объясняет, как происходит развитие. Чтобы раскрыть содержание данного закона необходимо определить - качество, количество, свойство, мера, скачок.

Качество-это такая внутренняя присущая предметам определенность, которая обнаруживается в целостной совокупности их существенных свойств, то благодаря чему предмет является данным. Качество тесно связано со структурой предмета и с характером его связи и свойств. Качество неотделимо от предметов и их отношений. В одном отношении предмет обладает одним определенным свойством.

Количество- это пространственно временное бытие качества или определенность вещи, характеризующая величину, темпы и степень ее развития. Для установления количества мы сравниваем предмет, исследуемый и его элементы с определенным эталоном. Количество выражается в определенных единицах измерения. Отличительный признак количественной определенности состоит в том, что изменение количества в границах меры не приводит к качественным преобразованиям, т.е. количественная определенность не так тесно связана с состоянием вещи как качественная.

Свойство- это внешнее обнаружение качества при взаимодействии одного объекта с другим. Качество никогда не сводится к сумме свойств и представляет собой интегративное единство. Всякое свойство или качество предмета проявляется при взаимодействии данного предмета с другими предметами выступает как относительное.