Смекни!
smekni.com

Философское мировоззрение 2 (стр. 20 из 30)

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ, культуры и практики общения. Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др. Современную науку можно определить как сферуисследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения,экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно- исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение иобществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, онпревращается в соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение. Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей икультуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулирвоздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли. Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения.Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента.

Проблема исторического прогресса является одной из центральных во всех значительных философских учениях. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. Поэтому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Развитие - это особый тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые изменения типа "вода - пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени (например,эволюция литосферы, экосистем, истори- ческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диалектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс (от лат. движение вперед, успех), тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом. 16.2. Социальный прогресс и его критерий.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначаль- но было чисто оценочным. Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимиз- мом,уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного поз- нания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. В основе исторического развития лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демогра- фическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения.

36 вопрос

Социальная структура общества.

Соц структура об-ва предполагает рассмотрение об-ва как целостной с-мы, имеющей внутр дифференциацию, причем различные части этой с-мы находятся в тесной взаимосвязи м\у собой. Различные соц общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют м\у собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов. Вся сложная совокупность соц общностей, которая $-ет в соврем условиях представляет собой не просто некое м-во параллельно сосуществующих соц сил, а органическую соц с-му, качественно определенную об-венную целостность. В том и состоит сложность $-ия и функционирования соц структуры о-ва, что в ней различные соц общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя м\у собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые соц образования. Вопросам изучения соц структуры о-ва уделяли большое внимание ф-фы разных времен и поколений. Так, уже в период развития античной ф-фии древнегреческий ф-ф Платон выделял в соц структуре об-ва след сословия: ф-фы, которые управляют государством, воинов, которые охраняют его от врагов, и работников (крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально). В европейской ф-фии XVII-XVIII века изучению проблем соц структуры об-ва много внимания уделяли такие ф-фы, как Гоббс, Фурье, Руссо и т.д. Немецкий ф-ф Гегель в своих трудах, прежде всего в "Ф-фии права" развернул глубокую и всестороннюю картину соц отношений, которая была затем всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса. Проблемы, связанные с изучением соц структуры об-ва, нашли свое отражение в трудах как советских, так и зарубежных ф-фов ХХ века, причем необх отметить, что подход ко многим сторонам этой проблемы, как в прошлом, так и в настоящее время остается различным, Для диалектико-материалистического понимания истории особенно характерно то, что в качестве основы соц структуры об-ва рассматривается развитие материального производства и те различия,которые связаны с материальными сторонами жизни людей. Исходя из этого под соц структурой об-ва понимается историч сложившаяся относительно устойчивая с-ма связей и отношений м\у такими элементами об-ва как целого, какими являются классы и иные соц группы, соц-профессиональные и соц-демографические группы, историче формы общности, семья.. Соц структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление об-ва по жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры являются соц-классовая, соц-профессиональная, соц-демографическая, этническая, поселенческая и т.д. Соц структура в узком смысле слова - это соц-классовая структура, совокупность классов,соц слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. Соц-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. На всем протяжении истории $-ла тесная взаимосвязь м\у различными элементами соц структуры. В определенные эпохи различные соц общности (классы, нации и т д) начинали играть ведущую роль в истор событиях. Соц структура об-ва носит конкретно-истор характер. Каждой общественно-экономич формации свойственна своя соц структура, и в широком, и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные соц общности играют определяющую роль. Хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики,торговли, науки и к-ры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии об-венной жизни России в ХIХ веке. В этой связи необх отдельно остановиться на роли соц-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в соц структуре о-ва. Известно достаточно много фактов истории свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили небольшой отпечаток на соц жизнь об-ва, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные эконом интересы людей. Поэтому соц-классовая структура об-ва играет ведущую роль в соц жизни об-ва. Не менее важное значение принадлежит и другим соц общностям людей (этническим, профессиональным, соц-демографическим и т.д.). Такой подход к пониманию роли соц-классовой структуры и роли классов отличает диалектико-материалистическое понимание истории. В западной социологии в отличие от материалистической соц ф-фии особое место занимает теория соц стратификации, обозначающей с-му признаков и критериев соц расслоения, неравенства в об-ве, соц структуру об-ва со своих особых позиций. Различия м\у богатыми и бедными, борьба м\у ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных ф-фов. Платон, а затем и Аристотель, признавая естественность деления людей на господствующих и подчиненных, видели в борьбе м\у ними причины многих истор процессов. Факт $-ия классов был известен еще в античную эпоху. Существенный вклад в развитие учения о классах внесли классики английской полит экономии А.Смит и Д.Рикардо, которые пытались вскрыть эконом причины деления об-ва на классы. Так, А.Смит различал три класса: земледельцев, капиталистов и рабочих, считая основой их появления различные источники дохода - ренту, прибыль с капитала и заработную плату. Одни исследователи в качестве причин разделения об-ва на классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные различия. Другие исследователи за основу классового деления пытались принять различия в уровне дохода, в имущественном положении. Третьи считали, что классы отличаются друг от друга различным положением в об-ве, обусловленным волей божьей. Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был Е.Дюринг. Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен другими. Само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения об-ва, но оно само было следствием, а не причиной появления классов. Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущности классов, К.Маркс разработал научную, материалистическую теорию классов, связав их возникновение и $-ие с развитием материального производства. Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития об-ва. Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух процессов: развития производительных сил и об-венного разделения труда. Это развитие привело к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от земледелия, к первому и второму великому разделению труда, к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и обусловило соц дифференциацию людей, которая явилась основой для формирования классов. Решающим условием жизни и развития об-ва является материальное производство, т к оно составляет действительную основу деления о-ва на классы. Классы, это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе об-венного хозяйства". В этом определении выделяются след основные признаки принадлежности людей к тому или иному классу: 1) место в истор определенной с-ме о-венного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в об-венной организации труда; 4) способы получения и размеры доли об-венного богатства, которым реально располагает тот или иной класс. Во-вторых, глав признаками, по которым можно и нужно судить о принадлежности чел-ка к тому или иному классу являются эконом. Признаки. При изучении классов необх учитывать не только эконом признаки, но идеологические и психологические особенности, присущие представителям разных классов. Существенную роль в формировании классов играет и субъективный фактор: осознание классом своих интересов и создание им своих организаций. Во всех об-венно-эконом формациях $-ют основные и неосновные классы. Основные классы - это те, $-ие которых обусловлено данным способом производства. В каждой об-венно-эконом формации $-ют основные классы: в рабовладельческом об-ве это рабы и рабовладельцы, в феодальном - феодалы и крестьяне и т.д Классы, $-ие которых связано с сохранением остатков прежнего или развитием нового способа производства являются неосновными. Наряду с $-ем основных и неосновных классов в соц структуре об-ва выделяются различные об-венные группы, которые по своему об-венному положению в с-ме об-венного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые соци группы, слои, сословия, касты и т.д. Так, в России широкое распространение имели до революции такие сословия, как дворянство, купечество, духовенство, мещанство и т.д. Помимо этого в соц структуре, в широком, важную роль играют такие демографические группы, как молодежь, женщины, пенсионеры. Особое место занимают интегральные соц группы, объединяющие город и деревню, лиц физич и умств труда. Интеллигенция как об-венная группа, как соц слой занимает специфическое положение в соц структуре общества. Она характеризуется своим особым отношением к средствам производства. Интеллигенция - это соц группа, состоящая из людей, занятых профессионально умств трудом и пополняющая свои ряды из представителей разных классов об-ва. Интеллигенция оказывает значительное влияние на об-венное развитие. Эконом условия $-ия классов, их место в с-ме об-венного производства определяют интересы классов. Классовый интерес - это объективное отношение класса к $-му способу производства, об-венному и гос строю. Несовпадение коренных интересов классов является источником борьбы м\у ними. Интересы класса следует отличать от интересов об-ва в целом. Интерес класса - это интерес определенной об-венной группы людей, тогда как интерес об-ва - это интерес подавляющего числа членов об-ва. Глав интерес об-ва - это соц прогресс, обеспечение высокого уровня развития производительных сил, свободное развитие всех членов об-ва.