Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии 6 (стр. 13 из 17)

Предписание содержит правило, по которому осуществляются практические действия. Оно рационально, если соответствует 1) желаниям человека; 2) законам действительности и 3) уровню познания и практики. Именно в этом смысле, например, действия профессионального шофера соответствуют дорожной обстановке.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Обобщение – переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Если это более общее понятие уже известно (переход от современного понятия «свет» к понятию «электромагнитное излучение»), обобщение называют формальным, если оно открывается впервые (открытие Максвеллом электромагнитной природы света) – содержательным. Формальное обобщение – это поэтапное отбрасывание из содержания понятия информации о все более общих признаках, что ведет к уменьшению его содержания и росту его объема: человек – примат – млекопитающее – животное – предмет – объект.

Содержательное обобщение и индукция. Содержательное обобщение – вид открытия. Первая задача открытия – обнаружить новый признак, скажем, электромагнитный характер видимого света. Вторая - определить, какой части предметов фиксированного класса он присущ. Эта вторая задача решается полной, неполной или научной индукцией. Следовательно, в любое открытие индукция входит как составная часть. Если выясняется, что признак (например, электромагнитная природа) присущ не только всем предметам фиксированного класса (например, видимому свету), но не только им, открытие этого признака называют обобщением.

Пример. Есть класс излучений: радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, гамма-излучение, альфа- и бета-излучение. На одном примерен - видимого света открыт новый признак: электромагнитный характер. Задача индукции – ответить на вопрос, какой части класса излучений он присущ? Ответ: всем, за исключением альфа и бета излучения. Альфа-излучение – поток атомов гелия (два протона и два нейтрона), бета-излучение – поток электронов и протонов. В науке обобщение ценится очень высоко, поскольку позволяет применить его результаты на практике к большему количеству объектов, чем раньше.

Ограничение - процедура, обратная обобщению - переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, например, от понятия «электромагнитное излучение» к понятию «свет». Применение информации обо всем классе к одному из его подклассов. Знание, что свет – это электромагнитное излучение, позволяет более профессионально оперировать с ним.

Абстрагирование. Исключение из сферы внимания части уже известного содержания предмета. Чтобы абстрагироваться от чего-то это что-то нужно знать. Иначе не от чего будет абстрагироваться. Отсюда следует, что абстрагирование не дает нового знания.

Формальное обобщение предполагает, что все признаки исследуемого объекта, например, Наполеона нам известны и упорядочены в проядке возрастания степени их общности: Наполеон – император – француз – человек - млекопитающее – предмет – объект. Формальное обобщение достигается абстрагированием от все более общих признаков данного предмета. Но абстрагирование и обобщение – не синонимы: переход от понятия «разумное бесперое двуногое» к понятию «бесперое двуногое» является абстрагированием, но не обобщдением.

Различают абстрагирование от объекта и абстрагирование объекта: абстрагирование от размеров тела (материальная точка) и абстрагирование именно размеров тела.

Сравнение. «Все познается сравнением». Познавательный акт, в результате которого констатируются отношения между явлениями, в простейшем случае – отношения сходства и несходства, в более сложных - отношения зависимости. Отсюда следует, что все определенности бытия – это отношения. Если этот вывод принять, то поговорка «Все познается сравнением» верна. Если считать, что не все свойства можно истолковать как отношения, то ее нужно сузить: сравнением познаются не все определенности бытия, а только отношения.

Идеация и идеализация

Чистые и смешанные объекты. Все реальные объекты представляют собой смесь исследуемого и постороннего содержания, Объекты, содержащие исследуемое содержание в чистом виде, называют чистыми. Чистые объекты существуют лишь в воображении. В реальном пространстве-времени их нет. Нет, например, предмета, который состоял бы только из атомов меди. Объекты, которые наряду с исследуемым включают и постороннее содержание, называют смешанными. «Смешанный объект» и «чистый объект» – фундаментальные философские категории. Об этом свидетельствует уже тот факт, что для обозначения процедуры преобразования смешанного объекта в чистый существует чуть ли не полдюжины терминов: «идеация», «идеализация», «абсолютизация», «выделение предмета в чистом виде», «предельный переход». Наша задача - рассмотреть сходство, различие и взаимосвязь смешанных и чистых объектов, и на этой основе понять смысл двух процедур – идеации и идеализации.

Их значение для науки заключается в том, что именно с введенной Галилеем идеализации, которую поэтому называют галилеевской идеализацией, ведет свою родословную наука в современном смысле слова.

Смешанный объект можно представить как единство контрадикторных противоположностей, А и не-А. Смоделируем все логически возможные соотношения А и не-А на отрезке числовой оси от минус до плюс единицы:

- 1_________0________+ 1

Плюс единице поставим в соответствие предмет, состоящий из А в чистом виде (например, предмет, состоящий только из атомов меди), минус единице – предмет, содержащий в чистом виде не-А (не содержащий ни одного атома меди), а бесконечному множеству точек между -1 и +1 – предметы, воплощающие все возможные комбинации А и не-А.

При чисто умозрительном подходе представляется очевидным, что только чистую медь, соответствующую +1, мы вправе называть медью и только вещество, не содержащее ни одного атома меди и соответствующее -1, - немедью. Только эти объекты, соответствующие двум крайним точкам на нашей числовой модели, могут быть предметом теории. А все бесконечное множество объектов, соответствующих бесконечному множеству точек между - 1 и + 1, является предметом лишь смешанного, эмпирического, нетеоретического знания. В класс предметов чистой науки этот смешанный объект можно включить лишь после того, как одна из двух контрадикторных противоположностей, А, будет выделена в чистом виде. В истории познания два решения этой задачи использовались идеация и идеализация. Эти процедуры часто отождествляют, но они не только различны, но и, в известном смысле, противоположны.

1. Идеация. Надежда получить нужную противоположность в чистом виде сопровождала человечество на всем протяжении его истории. Уже первобытные люди мечтали найти абсолютно съедобные растения, абсолютно надежных союзников, идеальных, имеющих готовые ответы на все вопросы вождей, и т.д. Об этом же мечтали и ученые: Аристотеля, Галилея и Ньютона интересовало движение, полностью лишенное трения, химиков-теоретиков – абсолютно чистое вещество, физиков-теоретиков - абсолютно черное тело, поглощающее все падающее на него электромагнитное излучение, создателей компьютеров – абсолютно чистый полупроводник и т.д.

Но реально создать объекты, содержание которых исчерпывалось бы лишь одной из двух контрадикторных противоположностей, не удавалось. И люди нашли выход: создали их в воображении. Такая процедура называется идеацией и отличается от идеализации – истолкования реального, «этого», объекта как чистого. Когда девушка создает образ идеального юноши, она осуществляет акт идеации, когда она видит воплощение этого образа в конкретном человеке, она осуществляет акт идеализации. Процедура идеации использовалась уже в религиозных мифах: ад, рай, Бог Сатана и т.д. – это классические примеры идеации. Наиболее широкого применения идеация получила в науке.

Но поскольку у первых ученых не было возможности осуществить ее на основе исследования реальных вещей, ее выдумывали: когда Аристотеля спрашивали, что произойдет с движущимся телом, если исчезнет трение, он говорил: оно мгновенно приобретет бесконечно большую скорость. Переход от идеацииexverbum к идеацииexres произошел в 17 веке. Эту гносеологическуюреволюцию совершил Галилей. Именно поэтому современную науку называют галилеевской.

Галилей обсуждал тот же вопрос, что и Аристотель: что произойдет с движущимся телом, если устранить трение, т.е. если реально выделить пространственное перемещение в чистом виде? Но, в отличие от Аристотеля, он искал ответ не в словах, а в эксперименте: выстилая пергаментом желоба, по которым катал шары, он реально уменьшал трение. При этом он, конечно, не надеялся устранить его полностью. Ему важно было выявить тенденцию, которая, как оказалось, состояла в том, что по мере уменьшения трения тело двигалось все дальше и все равномернее. Затем Галилей поставил тот же вопрос, что и Аристотель: что произойдет, если трение исчезнет? Ответ оказался качественно отличным от аристотелевского: тело будет двигаться равномерно и прямолинейно. Именно этот продукт идеации exres и описывает механика Ньютона.

2. Идеализация. У каждого смешанного объекта существует интервал, в границах которого он, взаимодействуя с другим объектом, ведет себя как одна как чистый. Например, сплав, состоящий из золота лишь на 37,5 %, - как, идеальное, абсолютное золото. Трактовка реального, «этого», смешанного объекта как чистого называется его идеализацией, а интервал, в котором она правомерна, - интервалом идеализации (абсолютизации, выделения предмета в чистом виде). Продукт идеации находится на платоновском небе, продукт идеализации можно держать в руках. Оставаясь строго в границах интервала идеализации, мы получаем возможность не только применять чистую теорию в практических действиях со смешанным объектом, но и разрабатывать ее на основе экспериментов со смешанным, но идеализированным объектом. В последнем случае смешанный объект рассматривается как экземплификация чистого объекта.