Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии 6 (стр. 4 из 17)

Структура философского знания:

1.Онтология – учение о бытии: гр. ontos - сущее, logos – понятие, мысль.

2.Гносеология - учение о познании. гр. gnosis – знание, познание.

3. Социальная философия (социология) - учение об обществе.

4.Философская антропология – учение о человеке. Anthropos – человек.

5. Аксиология – учение о ценностях. axios – ценный.

6.Этика – учение о нравственности. Гр. Ethos – обычай.

7. Эстетика – учение о прекрасном. Aisthtikos – относящийся к чувственному восприятию.

8. История философии.

Что первично? 1. Материализм - материя. 2. Идеализм - сознание. 3. Дуализм – то и другое.

Схема 1.

Что существует: Философское направление Я? Материальный мир? Бог?
Скептицизм (Д. Юм) да Не знаю Не знаю
Субъективный идеализм (Д. Беркли) да Нет нет
Материализм да да нет
Объективный идеализм да да да

Схема 2. Познаваем ли объективный мир:

Субъективный идеализм: вопрос лишен смысла

Скептицизм Юма: не знаю

Агностицизм Канта нет

Материализм да

Объективный идеализм да

Р.Декарт (1596 – 1650). Cogito ergo sum.

Д. Беркли (1684 – 1753. Esse est percipi.

Д. Юм. (1711 – 1776).

И. Кант. 1724 –1804

Лекция 4. Учение о бытии

1. Универсум. Религиозная, научная и философская картины мира.

2. Бытие. Основные формы бытия.

3. Материя и форма. Эволюция понятия «материя» и влияние на нее кризиса в физике на рубеже 19 – 20 в.в.

4. Движение, развитие, прогресс. Классификация форм движения.

5. Философия и конкретные науки о пространстве и времени.

Универсум (от лат. universum – мировое целое, мир, вселенная) - это все сущее, рассматриваемое в единстве. По объему «универсум» совпадает с понятиями «космос» и «Вселенная». Первоначально они не отличались и по содержанию. Например, первые философы пытались описать пространственную структуру универсума. Так, Аристотель считал, что в его центре находится Земля, за ней - планеты, а за планетами – сфера неподвижных звезд. Сегодня вопрос о пространственно-временной структуре вселенной перешел в ведение конкретной науки, астрономии, а понятие «универсум» приобрело чисто философский, предельный, пограничный смысл. В известном смысле оно антропоцентрично: задача философии - понять смысл человеческого бытия, а для этого необходимо понять каково его место в универсуме, для чего, в свою очередь, необходимо понять, что представляет собой сам универсум.

Понятие «универсум» имеет и гносеологический аспект: оно близко к понятию «универсум рассуждения». Универсум рассуждения биолога – живая природа, т.е. часть мира в целом,. Универсум философского рассуждения - целое, образованное из универсумов всех других рассуждений. Именно здесь, на пределе познавательных возможностей, приобретают смысл философские проблемы.

Солипсисты, материалисты и объективные идеалисты понимают универсум по-разному. Для солипсиста границы универсума совпадают с границами его собственного субъективного мира. Реалисты (материалисты и объективные идеалисты) полагают, что в универсум входит также и реальность, находящаяся за пределами их собственного сознания. Расходятся они в понимании природы этой реальности. Материалист полагает, что ее субстратом является материя, объективный идеалист – что она в своем существе духовна, идеальна. Различие этих трех трактовок универсума определяет и различие в трактовке задач познания. Самая сложная исследовательская программа у материалиста: в отличие от солипсиста, он не редуцирует предмет познания к содержанию своего собственного сознания и, в отличие от объективного идеалиста, не апеллирует к всеобъясняющей гипотезе о существовании Творца. Он стремится понять универсум из него самого.

Но не стоит абсолютизировать разницу между материализмом и двумя его оппонентами. Объективный идеалист вполне может рассматривать универсум в абстракции от воздействий на него Творца и таким образом найти общий язык с материалистом, а после этого они оба могут найти общий язык с солипсистом: есть процессы, протекающие в субъективной реальности, которые можно вполне успешно рассматривать в абстракции от их взаимодействия с объективным миром.

От категории «универсум» важно отличать категорию «мир»: говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. О множестве универсумов говорить не принято. Яснее же всего можно отличить «универсума» от близких ему понятий («космос», «вселенная», «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют», и т.д.) рассмотрев их в паре с их противопонятиями: «бытие» с «небытием», «сущее» - с «несущим», «единое» - с «многим», «реальность» - с «иллюзией» и т.д.

Бытие и ничто

Бытие. По-гречески «бытие» в родительном падеже – «ontos». Отсюда - онтология – учение о бытии, первая философия. Но чтобы правильно истолковать смысл этого определения, необходимо учесть, что бытие в современной литературе понимается в трех смыслах:

Во-первых, как мир в целом, включающий в себя все сущее, в том числе и человеческое сознание. За границами так понимаемого бытия ничего нет. Противопонятие «бытия» - «ничто» - не имеет денотата. Нет объекта, который можно было бы представить как экземплификацию ничто. Но так понимает бытие лишь материалист. Для верующего вне бытия существует Бог, который внебытиен, сверхбытиен.

Второй смысл «бытия» содержится в выражениях «Бытие первично, сознание вторично», «Бытие определяет сознание» и т.д. Бытие понимается здесь как мир за границами человеческого сознания. Это второе значение термина «бытие» фундаментально для материализма. Вопрос об отношении мышления к так понимаемому бытию здесь считается основным вопросом философии.

Третий смысл термина предлагает экзистенциализм. Бытием, экзистенцией (от лат. ex(s)isto – существую) здесь называют ту часть мира в целом, которая остается за вычетом объективной реальности, т.е. субъективную реальность. Экзистенция - это бытие человека, постигаемое им непосредс­твенно.

Виды бытия. Это членение бытия как мира в целом можно продолжить. Выделяют бытие природы, человеческого общества, отдельного человека. Бытием можно называть даже отдельную вещь, в том же смысле, в каком мы называем человеком отдельного человека.

Бытие в третьем смысле, экзистенция, предметом онтологии не считалось никогда. Остается три возможности идентифицировать ее предмет. 1. Предмет онтологии – это все универсальные определенности бытия, находящегося за границами человеческого сознания. 2. Предмет онтологии – это определенности, общие явлениям как объективного, так и субъективного мира (и там, и там есть свойства, отношения, необходимости, случайности и т.д.). 3. В предмет онтологии входят универсальные определенности и первого, и второго типа.

Слова не имеют естественной, природной связи с обозначаемыми объектами, и поэтому не имеет смысла вопрос, какое из этих трех пониманий предмета онтологии истинно. Речь может идти лишь о том, насколько избранное понимание соответствует историческим традициям и насколько оно удобно для целей исследования. Нам удобнее третье, самое широкое понимание предмета онтологии.

Выражения «его земного бытия было 86 лет», «как твое житьё-бытьё?» и т.д. обнаруживают еще один философский, категориальный смысл термина «бытие»: в этих контекстах он означает не мир в целом и не его объективную часть, а дление – некий признак, присущий и миру в целом, и любому объекту этого мира. Когда говорят, что «бытие» - это не философская категория, поскольку бытием обладают предметы всех категорий, имеют в виду именно это значение термина. Его качественное отличие от рассмотренных выше проявляется, и когда мы начнем искать ему антоним. До сих пор мы считали антонимом «бытия» - «ничто». Но у бытия как дления два антонима - «возникновение» («становление») и «исчезновение». Образуется следующая цепочка понятий: «небытие» - «становление» –«бытие» – «исчезновение» - «небытие

Благодаря этой цепочке в статическую картину универсума проникает движение. Становление – это переход предмета из небытия в бытие, исчезновение – переход его из бытия в небытие. Теперь нам нужно различить небытие и ничто.

Небытие и ничто.В ряде контекстов эти термины отождествляют, например, в аристотелевской формулировке принципа сохранения: «Ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия»[1]. Но именно для того, чтобы привести трактовку процессов становления и исчезновения в соответствие с принципом сохранения, эти понятия необходимо строго различать. «Ничто» – это не имеющее денотата противопонятие «бытию». «Небытие» в современном дискурсе обычно трактуется как понятие, имеющее денотат: небытие жидкости - лед, небытие льда - жидкость. Пользуясь гегелевским языком, можно сказать, что небытиеобъекта – это его инобытие. Превращение небытия в бытие, т.е. становление, и превращение бытия в небытие, т.е. исчезновение, при такой трактовке понимаются в полном соответствии с принципами сохранения: что прибыло в одном месте, убыло в другом.

В сущности, становление и исчезновение – это один и тот же процесс. Разница лишь в том, с какой точки зрения мы на него смотрим: если нам нужен лед – замерзание воды – становление, если нам нужна вода, - тот же самый процесс – исчезновение.

Становление как возникновение из ничего и исчезновение как превращение в ничто, в рамках современной, галилеевской науки, базирующейся на принципе сохранения, – бессмыслица. Для тех же, кто отрицает универсальность этого принципа, трактовка возникновения и исчезновения как перехода от ничто к бытию и обратно вполне приемлема: верующие полагают, что Бог сотворил мир именно из ничего.