Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии 6 (стр. 17 из 17)

2. Парадигмы несоизмеримы, при смене парадигмы происходит «переключение гештальта.»

ТЕХНИКА.

Совокупность устройств, создаваемых людьми и преобразующих природные объекты в средства удовлетворения человеческих потребностей. Основная часть производительных сил общества. Занимает в процессе труда промежуточное положение между человеком и природой.

На рубеже 19-20 в.в. возникла философия техники. Гносеологическая проблема философии техники – преобразование описывающего знания в предписывающее.

Основной закон развития техники - замена человеческих сил силами природы, передача технике функций человека.

Донаучная техника и техника, основанная на науке. Наука стала активно участвовать в разработке техники лишь с середины 19 в.

Три этапа развития техники:

1. Инструменты. 2. Машины. 3 Автоматы.

Виды техники: производящая энергию;производящая продукты.производственная, управляющаятранспорта и связинаучных исследований обучения военная культуры и быта медицинская

Изобретение парового двигателя – 1776 г. Электромотор – 1867 г.

Смысл техники:

1. Либо в освобождении человека от власти природы для реализации назначения человека

2. Либо в превращении его в придаток машины.

Следствием развития техники являются кризисы, прежде всего, экологический.

Две технические революции:

1. Аграрная в неолите (8 – 3 тысячелетие до н.э). Инструменты «удлинили руки» человека. Переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство). Глиняная посуда, прядение, ткачество.

2.Промышленная на рубеже 18-19 в. Машины заменили мускулы человека.

А как же современная?

Научно-техническая революция.

Началась на рубеже 70 – 80 г. 20 в. До середины 19 века наука практически не участвовала в технических революциях. Здесь научная революция объединилась с технической. Автоматы заменили интеллект. Компьютерная, микроэлектронная революция.

Это причина. А каковы следствия? - Произошла революция во всех других областях жизни:

1. Основой всех трансформаций является развитие внутреннего мира человека: интересов, ценностей, мотиваций, потребностей, эмоционального, интеллектуального и нравственного мира. Это позволяет говорить о возникновении «просвещенного общества». Центр производства переместился в создание программного обеспечения и массивов информации. Возникло информационное общество. Люди в разных местах связаны информационными сетями. Главное богатство современного общества – рыночный «интеллектуальный капитал». Возникли интеллектуальная собственность и информационный бизнес. Для защиты интеллектуальной собственности создана законодательная система. Главные инвестиции делаются в «человеческий капитал», в интеллектуальное формирование будущих поколений.

2.Началось формирование общества массового потребления. Больше половины занятых – в сфере услуг. За 50 лет создали столько же предметов потребления, сколько за всю предшествующую историю. Экономика предложения сменилась экономикой спроса - господство производителя сменилось господством потребителя.

3. Демократизация общества. Компромиссное решение социальных проблем.

4. Революция в денежной и рыночной системах общества.


[1] Аристотель. Метафизика. М. 1934. 1062b.

[2] : С. Петров. Методология на субстратния подход. София 1980. С. 246 – 247.

[3] Платон. Софист // Соч. в 4т. Т 2. М.1970. Примеч. 37 а. С. 583.

[4] Русская грамматика. М.1982. С. 462

[5] Аристотель. Вторая аналитика Соч. в 4 т. Т.2.. 103b. 20 - 35.

[6] Книгин А.Н. Учение о категориях. Томск. 2002. С. 25.

[7] Аристотель. Метафизика. 1020 а.

[8] Я определяю здесь качество не любой, а только первой сущности, т.е. индивидуального предмета. Распространить сказанное на вторые, третьи и т.д. сущности - задача чисто техническая.

[9] Гегель. Соч. Т.1. М.-Л. 1929. С. 157.

[10] Там же

[11] Анализ точек зрения отечественных философов на соотношение качества и свойства дан в книге: Лукьянов И.Ф. Сущность категории «свойство». М.1982.

[12] Аристотель. Метафизика. 1020 а.

[13] Отсюда кажущееся парадоксальным следствие: между просто разными объектами, скажем, цветом и звуком, меньше сходства, чем между противоположностями, скажем, черным и белым цветом.

[14] В другой терминологической традиции, менее удобной для наших целей, такие понятия называют противоречащими друг другу