Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии 6 (стр. 3 из 17)

Третья точка зрения на субстрат объективной реальности возникает, когда встает вопрос о соотношении двух субстанций – материальной и духовной, материи и духа. Идеализм считает, что первичен дух, а материя вторична: это инобытие духа, ступень его деградации. Материализм, наоборот, полагает, что первична материя, а дух, человеческое сознание – это свойство материи, но не вечное, а такое, которое возникает на высшем этапе ее эволюции. Логически возможна и третья точка зрения: материя и сознание – две субстанции, не зависящие друг от друга. Философов, разделяющих эту точку зрения, называют дуалистами.

Но этим дело не заканчивается. Признав существование мира вне и независимо от моего сознания, материалист и объективный идеалист оказываются перед очередным вопросом, который не имеет смысла для субъективного идеалиста: ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? Рассмотрим логически возможные ответы на него. См. схему 2.

Для субъективного идеалиста этот вопрос не имеет смысла. Агностик отказывается отвечать на него так же, как и на вопрос о существовании объективного мира.

Для объективного идеалиста мир познаваем. Он именно таков, каким мы его себе представляем, поскольку Бог – не обманщик.

Материалист признает познаваемость мира, поскольку считает свое сознание закономерным продуктом развития этого мира.

Особое место среди ответов на этот вопрос занимает точка зрения Канта. Он считает, что мир существует за границами нашего сознания, но познать его невозможно.

Большую трудность вопрос о познаваемости мира представляет для дуализма. Материя и сознание для дуалиста – две субстанции, между которыми нет никакого сходства. Согласно же принципу монизма, лежащему в основе всей современной науки, взаимодействовать могут только сходные объекты, и чем больше сходство, тем богаче взаимодействие. Объекты, полностью лишенные сходства, взаимодействовать не в состоянии. Следовательно, взаимодействие вообще и процесс познания в частности можно объяснить только на основе монистического мировоззрения – либо материалистического, либо идеалистического.

Метод философии. Философ не ставит экспериментов и не осуществляет эмпирических наблюдений. Он начинает свою работу там, где ее заканчивают естественные науки. Философские выводы – это логические следствия из результатов, полученных конкретными науками и в соответствии с научными принципами, которыми пользуются эти науки. Вот почему ошибки конкретных наук воплощаются в философские ошибки. Например, ошибочное положение естественных наук о том, что человек последние десять тысяч лет не эволюционирует биологически, привело к ошибкам в развитии теории познания.

Натурфилософия. Иногда философы пытаются сами ответить на вопросы, которые входят в компетенцию конкретных наук, но на которые эти науки еще не в силах ответить. Так было на самой заре формирования философии, так нередко происходит и сейчас. Такую теорию называют натурфилософией. Натурфилософия «заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами… При этом ею были высказаны многие гениальные мысли предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора». Энгельс.

Функции философии.

Мировоззренческая. О мировоззренческой функции философии мы говорили, когда рассматривали место философии в системе культуры. Опираясь на данные конкретных наук, философияпродолжает дальнейшее движение к двум своим целям – предельно общей и предельно целостной картине мира.

Особенно важна мировоззренческая функция философии в критические моменты человеческой истории. СОВА МИНЕРВЫ ВЫЛЕТАЕТ В СУМЕРКИ, человек начинает ставить мировоззренческие вопросы, когда наступают сумерки существующей социальной системы или возникает кризис целей в его собственной жизни.

Методологическая. Гегель писал: философия так же помогает жить, как знание работы желудка - переваривать пищу. Отсюда делают вывод, что философия в качестве методологии конкретных наук бесполезна. Существует даже призыв: «Физика, бойся метафизики». Продолжим аналогию. Человеку со здоровым желудком медицина не нужна, она нужна человеку с больным желудком. Точно так же и философией начинают интересоваться, когда в обществе или в науке «что-то неладно». Сова Минервы вылетает ночью.

Будучи надстройкой над конкретными науками, философия не только использует их результаты для развития собственного содержания, но и оказывает обратное воздействие на них. Она является методологией конкретных наук.

Знание о признаках, присущих всем явлениям объективного мира, мы используем в качестве форм мышления. Возьмем пример: сначала взошло солнце, затем нагрелся камень. Это эмпирический факт, для его констатации достаточно чувственного познания. А теперь наложим на него две философские категории – «причина» и «следствие». Знание переходит на новую ступень, оно становится рациональным. Другой пример: закон отрицания отрицания, гласящий, что в процессе развития объект возвращается к старому на высшей ступени.

Классовость и партийность философии. Положение о классовости и партийности сыграло губительную роль в развитии нашей философии и науки. Достаточно было «доказать», что концепция автора «льет воду на мельницу реакционной буржуазии», чтобы и сама концепция, и ее автор были обречены. Никакого исследования концепции по существу не требовалось. Говорили о классовости даже в физике и математике. Сегодня противоположная крайность – сам разговор о классовости считается признаком реакционности. Между тем, без ответа на вопрос «кому это выгодно» часто невозможно понять смысл не только социальных, но и естественнонаучных концепций.

Существует афоризм: «Если бы аксиомы геометрии задевали интересы людей, то и они опровергались бы». Мой вопрос: задевают ли интересы людей положения философии? Субъективный идеализм и скептицизм является теоретической основой для отказа от преобразования мира. Он получает широкое распространение в наиболее трудные периоды истории. Знаменитый вопрос Пилата «Что есть истина?» на самом деле был риторическим: сам он считал, что истина недостижима. Тем, кто любой ценой хотел бы сохранить существующее положение вещей, такая точка зрения может быть выгодной.

Сравним с этой точки зрения еще два положения: «Ничто не ново под луной» и «Вселенная развивается от низшего к высшему». Они также влияют на социальное поведение человека. Диалектика, говорил Маркс, внушает буржуазии злобу и ужас, ибо в рациональное понимание настоящего вкладывает мысль о его неизбежной гибели.

Метафизика. Итак, по одному основанию мы разделили философские системы на материалистические и идеалистические. Теперь по другому основанию разделим их на метафизические и диалектические.

Слово «метафизика» пережило долгую историю и часто меняло свой смысл. Буквально оно означает «после физики». «Метафизикой» комментаторы назвали основной труд Аристотеля, который в списке его трудов стоял после «Физики» и включал в себя все его собственно философские рассуждения. Многие и сегодня метафизикой называют философию. Гегель называл метафизикой предшествующую ему философию, понимание мира как не развивающегося и состоящего из не связанных между собой элементов. Ее он противопоставлял своей собственной философии как диалектической. Это понимание метафизики перешло затем в марксистскую философию.

Метафизический взгляд на мир имеет великое методологическое оправдание. Особенно понятно это на примере медицины. Сначала нужно было проанатомировать тело, отделить один его орган от другого и рассмотреть вне связи с другими его органами. Такой орган, естественно, не может функционировать. Он неподвижен. Такой метод исследования, практиковавшийся сотни лет, перешел в привычку, распространяемую на весь мир в целом, он стал методом философствования.

Диалектика. Но после того как части органического целого были исследованы по отдельности, стало возможным исследовать их взаимосвязь и развитие. Философию, рассматривающую и мир в целом, и каждую область этого мира во взаимосвязи и развитии, стали называть диалектикой. Первоначально диалектикой в полном соответствии с этимологией этого слова (dialegomai – веду беседу, спор) понимали как теорию диалога. В диалоге посредством борьбы противоположных мнений достигали согласия по обсуждаемой проблемы, рождалась истина. Гегель, будучи объективным идеалистом, полагал, что мир в своей сущности имеет идеальную, духовную природу и развивается он также в результате борьбы противоположностей – тезиса и антитезиса. Маркс и Энгельс поставили диалектику «с головы на ноги», истолковали борьбу противоположностей как столкновение материальных сил. Так возник материалистически понимаемый диалектический метод, диалектика соединилась с материализмом.