Смекни!
smekni.com

Учебник по международному частному праву (стр. 21 из 90)

«льгот или преимуществ, вытекающих из таможенного союза и/или зоны свободной торговли, членом которых является или может стать каждая из стран».

2. От режима наибольшего благоприятствования сле­дует отличать национальный режим. В силу этого режи­ма иностранным гражданам и юридическим лицам предо­ставляется такой же режим, какой предоставляется оте­чественным гражданам и юридическим лицам. Посколь­ку на иностранных физических и юридических лиц рас­пространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юриди­ческие лица, все они ставятся в равное положение. От­личие национального режима от режима наибольшего благоприятствования состоит в том, что в силу послед­него в равное положение ставятся иностранные орга­низации и иностранные граждане между собой. Нацио­нальный режим может применяться и в отношении хо­зяйственной деятельности иностранных лиц, и в отноше­нии товаров иностранного производства.

Наша договорная практика, как отмечалось выше,

4* '


в торговых отношениях с другими странами исходит из принципа наибольшего благоприятствования и к при­менению национального режима в области торговли от­носится в общем отрицательно. Национальный режим применяется в торговых договорах в ограниченных слу­чаях, например по некоторым вопросам торгового море­плавания. Кроме того, предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного до-­ступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о право­вой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе нацио­нального режима). По отдельным вопросам, например в отношении доступа в суды, национальный режим предусмотрен в договорах о торговом мореплавании.

Большое практическое значение приобрело предо­ставление в РФ национального режима иностранцам на основе многосторонних соглашений в области авторско­го права и прав на изобретения и товарные знаки.

3. При определении общего правового статуса иност­ранных граждан в РФ решающее значение имеет прин­цип национального режима. Согласно Конституции РФ, лица, не являющиеся гражданами РФ и законно нахо­дящиеся на ее территории, пользуются правами граждан России (ст. 37). В соответствии со ст. 3 Закона о право­вом положении иностранных граждан в СССР иностран­цам предоставляется национальный режим, что означает предоставление им в России таких же прав, что и россий­ским гражданам, за некоторыми изъятиями, установлен­ными в законодательстве. Таким образом, в силу нацио­нального режима иностранные граждане, и в первую оче­редь постоянно проживающие в РФ, ставятся в равное положение г российскими гражданами, они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане.

Принцип национального режима закреплен в ряде положений нашего законодательства (ст. 160 Основ вражданского законодательства — в отношении граж­данской правоспособности иностранцев; ст. 160 Кодекса о браке и семье — в отношении семейных прав иност­ранцев; ст. 5 Закона РФ об авторском праве и смежных правах — в отношении авторских прав на произведения, впервые опубликованные в России, и т. д.).

100


Таким образом, в России национальный режим при­меняется в отношении прав иностранцев согласно пра­вилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами.

§ 7. ВЗАИМНОСТЬ И РЕТОРСИЯ

1. Проблема взаимности непосредственно связана с такой объективной реальностью современного мира, как взаимозависимость государств. Наше государство неиз­менно выступает за укрепление экономических, научно-технических, культурных и иных связей с другами стра­нами, поскольку и они стоят за укрепление деловых связей с Россией. Обе стороны должны стремиться к развитию таких связей на началах равноправия. Равно­правие находит свое выражение и во взаимном призна­нии государствами действия их законов независимо от принадлежности государства к той или иной обществен­ной формации. Без этого сотрудничество между страна­ми невозможно.

В России признаются те права, которые возникают на основе иностранного законодательства. Во всех этих случаях следует говорить о взаимности в широком смыс­ле. Доктрина международного частного права понимает взаимность и в более узком смысле, а именно как взаим­ное предоставление определенного режима (националь­ного, наибольшего благоприятствования) или каких-либо прав иностранным гражданам и иностранным юридиче­ским лицам.

Сущность взаимности состоит в предоставлении фи­зическим и юридическим лицам иностранного государ­ства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего их государства бу­дут пользоваться аналогичными правами в данном ино­странном государстве. Вводя оговорку о взаимности в международный договор, государство преследует цель обеспечить своим организациям и гражданам за грани­цей пользование определенными правами. Поскольку в законодательствах государств имеются значительные различия, в отношении взаимности возникают опре-

101


деленные сложности. Они состоят в следующем. В меж­дународном частном праве обычно различают два вида взаимности: «материальную» и «формальную». Термины эти чисто условные. Под «материальной» взаимностью понимается предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства той же суммы конкрет­ных прав или полномочий, которыми пользуются отече­ственные граждане в данном иностранном государстве. При «формальной» взаимности иностранным физиче­ским и-юридическим лицам предоставляются правомо­чия, которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами.

С одной стороны, в силу принципа «формальной» взаимности иностранным гражданам в РФ предоставля­ются права, которыми обладают российские граждане, в том числе и. те права, которыми они не пользуются в своем государстве. С другой стороны, иностранцы не мо­гут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено российским законодатель­ством.

В отношениях России с иностранными государства­ми во многих случаев взаимное предоставление физиче­ским и юридическим лицам прав в одинаковом объеме невозможно в силу разных правовых систем.

Приведем конкретный пример. В большинстве госу­дарств существует право частной собственности на зем­лю. В России хотя право частной собственности на землю и было предусмотрено (в отношении ее граждан в 1990 г.), такое право не предоставляется иностранцам. Значит, «материальная» взаимность, то есть предоставле­ние иностранным гражданам, например гражданам Фран­ции, права собственности в РФ на земельный участок, была бы нарушением основ нашего строя. Поэтому фран­цузский гражданин может обладать в РФ только такими правами, какие имеют в РФ другие иностранные гражда­не. Что же касается российского гражданина во Франции, то он должен иметь те права, которые предоставляются во Франции иностранным гражданам. Объем этих прав в РФ и во Франции фактически может и не совпадать. Речь может идти о предоставлении на началах взаимности ли-

102


бо национального режима, либо режима наибольшего благоприятствования.

Таким образом, взаимность в нашей практике в облас­ти международного частного права понимается главным образом как «формальная», а не как «материальная». Таково общее правило. В отдельных случаях, например в областях авторского права, налогообложения, возмож­но в соответствии с международной практикой приме­нение «материальной» взаимности, что предусматривает­ся в соответствующих законодательных актах. Не следу­ет исключать создания определенного правового режима для хозяйственной деятельности иностранных юридиче­ских и физических лиц в особых экономических зонах. Но этот режим должен быть определен специальным законодательством (см. гл. 5).

2. В связи с взаимностью возникает вопрос о ретор­сии, то есть о применении ответных ограничений. Если одно государство принимает меры, наносящие неоснова­тельный в порядке дискриминации ущерб интересам дру­гого государства или его граждан, то это последнее госу­дарство может принять ответные ограничительные меры. Целью таких мер является обычно достижение отмены ограничений, установленных первым государством.

Если по отношению к нашему государству, нашим организациям или нашим гражданам будет применяться какое-либо ограничение дискриминационного порядка, то в РФ также может быть применена ответная мера ограничительного характера по отношению к гражданам и юридическим лицам данного государства. В наиболее общей форме этот принцип выражен в Законе о правовом положении иностранных граждан. Часть 3 ст. 3 этого за­кона предусматривает, что «в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограниче­ния прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР могут быть установлены ответные ограничения». Статья 162 Основ гражданского законодательства 1991 года предусматривает предоставление прав иностранцам в области гражданского права, признавая их граждан­скую правоспособность без требования взаимности, но в то же время в ней говорится следующее: «Правительст­вом СССР могут быть установлены ответные ограниче­ния в отношении граждан и юридических лиц тех госу­дарств, в которых имеются специальные ограничения