Смекни!
smekni.com

Учебник по международному частному праву (стр. 26 из 90)

В литературе по международному частному праву был выдвинут и третий критерий определения нацио­нальности юридического лица — место деятельности (его восприняло законодательство Италии). Этот кри­терий получил применение в практике развивающихся стран.

В ряде случаев в законодательстве и судебной прак­тике упомянутые критерии установления национальности , юридического лица отбрасываются со ссылкой на то, что эти критерии исходят из формальной точки зре­ния, а подлинную принадлежность капитала по таким формальным признакам определить нельзя. Когда нужно установить, кому в действительности принадлежит юри­дическое лицо, кто его контролирует, используется «тео­рия контроля». Эта теория была первоначально сфор­мулирована во время первой мировой войны и приме­нялась в судебной практике в борьбе с нарушением за­конодательства о «враждебных иностранцах».

Этот вопрос впервые возник в английской судебной практике в известном деле Даймлера (1916 г.). В Англии была учреждена акционерная компания по продаже -шин. Ее капитал состоял из 25 тыс. акций, из них только одна принадлежала англичанину, а остальные находились в руках германских собственников. Компания

122


бь1ла зарегистрирована по английским законам. С точки зрения английского права компания — английское юри­дическое лицо. Однако суд признал, что в данном слу­чае надо установить, кто контролирует юридическое ли­цо, и соответственно с этим решил вопрос о его факти­ческой принадлежности.

В дальнейшем критерий контроля был воспринят законодательством ряда государств, предусматриваю­щим, что,под «враждебным юридическим лицом» пони­мается юридическое лицо, контролируемое лицами враж­дебной национальности. Критерий контроля применялся после второй мировой войны во всех случаях, когда особенно важно было установить действительную при­надлежность юридического лица. Как и другае право­вые категории, этот критерий используется различ­ными государствами в зависимости от целей их эконо­мической политики.

Законодательство и практика различных государств при решении вопроса о национальной принадлежности юридических лиц не ограничиваются формальными критериями. В реальной экономической жизни большое значение имеет критерий контроля, который может в отдельных случаях сочетаться с другими критериями. В последние годы в западной литературе по международ­ному частному праву все чаще государственная принад­лежность отделяется от личного статута юридического лица. Более того, предлагается вообще не применять категорию личного статута для решения всех коллизион­ных вопросов, касающихся данного юридического лица. По этому пути идет в ряде стран и законодательная практика. В зависимости от конкретной цели выбирается определенный критерий. Так, для определения подсуд­ности в США применяется принцип инкорпорации, а для целей налогообложения — принцип места деятель­ности.

Как уже отмечалось, юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их дея­тельность не ограничивается территорией этого государ­ства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возни­кают два вопроса: во-первых, о признании правосубъект-ности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятель-

123


ности на территории данного государства и об усло­виях такой деятельности.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних догово­ров, прежде всего торговых.

Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. В боль­шинстве стран такая деятельность иностранного юри­дического лица возможна, но при выполнении определен­ных правил, условий, установленных национальным за­конодательством.

Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами, в которых уста­навливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан либо на принципе наиболь­шего благоприятствования, либо на принципе националь­ного режима. В интересах крупнейших монополий стра­нами — членами ЕС подготовлен проект устава «компа­нии европейского права». Учреждение «европейской ком­пании» дает возможность юридическим лицам отдель­ной страны распространить хозяйственную деятельность на всю территорию Общего рынка.

§ 2. ИНОСТРАННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В РФ

1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего зако­нодательства, так и положениями международных до­говоров РФ с другими государствами.

Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридиче­ских лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация (ч. I ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 г.).

Согласно многосторонней Конвенции о правовой по­мощи стран СНГ от 22 января 1993 г. правоспособ­ность юридического лица определяется законодатель­ством государства, по законам которого оно было учреж­дено.

В торговых договорах предусматривается взаимное предбставление определенного режима юридическим ли-

124


цам договаривающихся государств, а также взаимное признание правосубъектности юридических лиц. В этих целях в договорах содержатся и критерии определения национальности юридических лиц. Однако во взаимоот­ношениях РФ с другими странами определение нацио­нальности юридического лица не имеет того значения, которое оно имеет во взаимоотношениях других госу­дарств. Это объясняется тем, что под юридическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пре­бывания на территории РФ. Участие иностранного капитала в совместных предприятиях, учрежденных в РФ, не меняет дела, поскольку все они являются юридическими лицами права России.

Вопрос об определении национальности иностран­ных юридических лиц возникает главным образом при признании их правосубъектности, что является необхо­димой предпосылкой для заключения с ними сделок.

Приведем ряд примеров из договорной практики. В ст. 10 торгового договора между СССР и Финлян­дией 1947 года говорится, что будет предоставляться определенный режим юридическим лицам, образованным согласно финляндским законам. Таким образом, в этом договоре, как и в ряде других, национальность юриди­ческого лица определяется по месту его учреждения.

Однако иногда используется и другой критерий. Так, в ст. 10 торгового договора между СССР и Австрией 1955 года указано, что соответствующие права предо­ставляются в одной стране юридическим лицам, имею­щим свое место пребывания на территории другой страны.

Таким образом, в советской договорной практике применялись обычно два критерия для определения на­циональности юридических лиц: место учреждения юри­дического лица и место его пребывания.

Итак, в торговых договорах, заключенных Советским Союзом с иностранными государствами, во-первых, опре­деляется, к какому государству относится соответст­вующее юридическое лицо, поскольку там устанавливает­ся принцип определения национальности юридических лиц; во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц, то есть в СССР признается соответствующее юридическое лицо,

125


созданное, например, в Финляндии, а в Финляндии при­знаются юридические лица, созданные в СССР; и нако­нец, в-третьих, содержатся правила о режиме юриди­ческих лиц, о режиме наибольшего благоприятствова­ния или национальном режиме. СССР, а затем РФ предоставляют по торговым договорам иностранным юридическим лицам режим наибольшего благоприятство­вания. Что же касается национального режима, то он-предоставляется в определенных сферах (право на судеб­ную защиту, в области торгового мореплавания). Если торговым договором предусматривается режим наиболь­шего благоприятствования, то это значит, что ко всем иностранным юридическим лицам должны применяться одинаковые положения. Никакой дискриминации в от­ношении иностранного юридического лица какого-либо государства, с которым заключен договор на основе прин­ципа наибольшего благоприятствования, не допускается.

2. Какими правами пользуются иностранные юри­дические лица в России и других странах СНГ? Ино­странные предприятия и организации могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней тор­говле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, органи­зациями. При совершении сделок иностранное юриди­ческое лицо не может ссылаться на ограничение пол­номочий его органа или представителя, неизвестных праву страны, в которой орган или представитель ино­странного юридического лица совершает сделку (ч. 2 ст. 161 Основ 1991 г.).

Иностранные юридические лица имеют право на су­дебную защиту своих прав (см. гл. 17).

Во всех этих случаях каких-либо особых разреше­ний иностранным фирмам для заключения сделок или же для обеспечения охраны их прав -не требуется. Иное положение имело место в отношении хозяйствен­ной деятельности иностранных фирм на территории СССР. В условиях социалистической системы хозяйст­венная деятельность иностранных юридических лиц осу­ществлялась только в разрешительном порядке. Этот порядок препятствовал проникновению иностранного ка­питала в советскую экономику на всех этапах разви­тия Советского государства. В то же время такой поря­док не исключал привлечения в необходимых случаях