Смекни!
smekni.com

Учебник по международному частному праву (стр. 81 из 90)

Например, если речь идет о какой-либо статье Граж­данского кодекса Бельгии, то она должна применяться так, как ее положения толкуются бельгийским Касса­ционным судом. То обстоятельство, что в Бельгии, как и во Франции, действует один и тот же Кодекс Наполео­на и что Кассационный суд Франции толкует эту статью

373


иначе, значения не имеет. Неправильное применение иностранного закона в той же мере, как и ошибка в при­менении отечественного закона, служит в РФ основанием для пересмотра судебного решения (в отличие, напри­мер, от практики ФРГ, Франции и ряда других стран).

Суд применяет не только иностранные законы, но также обычаи и судебную практику иностранных госу­дарств в тех пределах, в каких последние признаются источниками права в этих государствах. Содержание иностранного права может быть как установлено самим судом, так и доказано сторонами, заинтересованными в применении этого права.

Суд обязан установить содержание иностранного права. Для этого он может обращаться к содействию сторон, запрашивать тексты законов иностранных госу­дарств у соответствующих учреждений и научных орга­низаций. Для получения сведений об иностранном зако­нодательстве суды (а также государственные нотариаль­ные конторы) обращаются в Министерство юстиции РФ, которое при необходимости запрашивает в уста­новленном порядке соответствующие учреждения ино­странных государств.

Согласно ст. 157 Основ гражданского законодатель­ства 1991 года, при применении иностранного права суд, арбитражный суд, третейский суд или административный орган устанавливают содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государ­стве.

В целях установления содержания норм иностранно­го права суд, арбитражный суд, третейский суд или административный орган могут обратиться в установлен­ном порядке за содействием и разъяснением к министру юстиции и иным компетентным органам или учрежде­ниям в РФ и за границей либо привлечь экспертов.

Лица, участвующие в деле, вправе представить доку­менты, подтверждающие содержание соответствующих норм иностранного права.

Точно так же Министерство юстиции РФ сносится с соответствующими органами государств, заключивших договоры о правовой помощи по вопросам предостав­ления сведений о действующем в РФ или действовавшем в СССР законодательстве (п. 1 постановления «О мерах

374


по выполнению международных договоров СССР о пра­вовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.

Если, несмотря на все попытки, установить содержа­ние иностранного закона не удастся, то суду придется применить российское право. В законодательном поряд­ке этот вопрос получил решение в п. 2 ст. 157 Основ гражданского законодательства 1991 года, предусматри­вающей следующее положение: «Если содержание норм иностранного права, несмотря на принятые в соответст­вии с настоящей статьей меры, не установлено, приме­няется советское право». Такой подход к решению этого вопроса соответствует практике других государств.

В этой связи отметим, что в Законе о международном частном праве Венгрии 1979 года предусмотрено сле­дующее правило: «Если содержание иностранного закона не может быть установлено, то следует применять вен­герский закон» (ч. 3 § 5).

§ 6. ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ ПОРУЧЕНИЙ

По общему правилу, суд может выполнять процес­суальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей тре­буется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.

Особенно часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содейст­вием к судебным органам другого государства. Первый случай — вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей. Например, во Франции откры­вается наследство, а один из наследников проживает в Москве. Французский суд обращается к нашему суду с просьбой вручить извещение этому наследнику о слу­шании дела. Нужно не просто передать документы, а вручить их официальньм образом, засвидетельствовать, что они получены определенным лицом и что оно было ознакомлено с их содержанием.

Второй случай — выполнение отдельных процессу-

375


альных действий, и в частности допрос свидетелей, на­ходящихся за границей. Если суд считает, что для выяс­нения обстоятельств по данному делу необходимо до­просить свидетеля, проживающего за границей, он зара­нее составляет список вопросов, которые должны быть поставлены свидетелю. Допрос производится через судеб­ные органы той страны, в которой проживает свидетель.

Таким образом, под судебным поручением понимает­ся обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре истори­чески сложившихся порядка.

Первый порядок — непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б.

Второй порядок — дипломатический. Он заключает­ся в том, что суд государства А обращается к своему Министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД госу­дарства Б с нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его ис­полнении.

Третий порядок — выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначен­ным судом государства А. Этот порядок был применен сначала в Англии, а затем в США. Состоит он в следую­щем: если суду США надо допросить свидетеля, про­живающего во Франции, то американский суд назначает кого-либо из французских граждан, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет мате­риалы допроса в американский суд. Но этот уполномочен­ный не имеет права принимать какие бы то ни было при­нудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок — выполнение судебных поруче­ний путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т. п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его централь­ному органу другой страны.

Порядок выполнения судебных поручений устанавли­вается в каждой стране ее внутренним законодательством

376


и международными соглашениями. Основной многосто­ронней конвенцией, регулирующей порядок исполнения судебных поручений, является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года. Конвенция допускает возможность направления поручений из одно­го государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их компетент­ным властям государства пребывания. При присоедине­нии к Гаагской конвенции 1954 года СССР сделал заяв­ление о том, что судебные поручения должны направ­ляться в СССР в дипломатическом порядке через МИД СССР (соответственно в РФ через МИД РФ).

Согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года, документы передаются через центральные органы (как правило, ими являются ми­нистерства юстиции стран-участниц), что, однако, не исключает других способов передачи, причем страны-участницы обязаны использовать при этом единообраз­ные формуляры. Порядок передачи судебных поруче­ний четко предусмотрен Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым де­лам 1970 года. Обе эти конвенции заменяют в отноше­ниях стран-участниц соответствующие разделы Гаагской конвенции 1954 года.

Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 года заменяет положения разд. Ill—VI Гаагской конвенции 1954 года. В основном эта конвенция с неко­торыми изменениями воспроизводит положения Гааг­ской конвенции 1954 года. Наиболее существенное изме­нение касается порядка сношений при оказании правовой помощи. Если, как отмечалось выше. Гаагская конвенция 1954 года допускала возможность направления поруче­ний из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их соот­ветствующим властям, то конвенция 1980 года ввела порядок сношений судов через центральные органы, при котором передача поручений в основном должна осу­ществляться через эти органы, а не по дипломатическим и консульским каналам, хотя каждое государство может использовать для такой передачи и эти каналы. Таким образом, конвенция 1980 года допускает для каждого государства лишь возможность использования диплома-

377


тического порядка, но не предусматривает такой обя­занности.

СССР заключил двусторонние соглашения об испол­нении судебных поручений с США (1935 г.), Францией (1936 г.), Бельгией (1945—1946 гг.), ФРГ (1956— 1957 гг.). Взаимное исполнение судебных поручений предусмотрено также Соглашением между СССР и Австрией по вопросам гражданского процесса от 11 мар­та 1970 г.. Конвенцией между СССР и Италией о право­вой помощи по гражданским делам 1979 года, договорами о правовой помощи с Ираком (1973 г.), Финляндией (1978 г.), Грецией (1981 г.), Алжиром (1982 г.), Кипром (1984 г.), Сирией (1984 г.), Тунисом (1984 г.), НДРЙ (1985 г.). Все эти соглашения предусматривают дипло­матический порядок исполнения судебных поручений и действуют для РФ.