Смекни!
smekni.com

Учебник по международному частному праву (стр. 65 из 90)

Статья 162 Кодекса о браке и семье предусматри­вает, что, когда браки советских граждан с иностран­ными гражданами заключены вне пределов СССР с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, эти браки признаются действительными в РСФСР, если к признанию нет препятствий, вытекаю­щих из ст. 15, 16 и 43 кодекса.

Иными словами, такой брак признается в РФ, если при его заключении не были нарушены материальные условия, необходимые для вступления в брак по россий­ским законам. Это правило понимается в РФ следую­щим образом: материальные условия действительности брака для лица, состоящего в нашем гражданстве, долж­ны всегда определяться по нашему праву, независимо от места совершения брака. Что же касается иностранца,

300


вступившего в брак с российским гражданином за гра­ницей, то от него нельзя требовать соблюдения всех предусмотренных российским законодательством мате­риальных условий вступления в брак; не может, напри­мер, быть признан недействительным такой брак на том основании, что применительно к иностранцу не были соблюдены условия о брачном возрасте, предусмотрен­ные нашим законом. Относительно же формы брака условия его действительности иные: брак, заключенный с соблюдением формы, установленной законом места его совершения, признается в РФ даже в том случае, если такая форма брака неизвестна советскому законода­тельству.

Так, советский гражданин Л. вступил в 1937 году в Тегеране в брак с иранской подданной Амалиеи П. Брак был совершен в русской православной церкви в Тегеране. Религиозная форма брака допускалась иранским законодательством. В 1958 году Л., к тому времени уже проживавший в Тбилиси, вступил в брак с Раисой Ш. В 1960 году Л. умер. Амалия П., претендуя на наследство, возбу­дила в суде Грузинской ССР дело о признании второго брака Л. недействительным. Дело рассматривалось в ряде судебных инстанций, и окончательное решение было вынесено в пользу истицы. Тем самым была признана действительность брака советского гражданина, заключенного за границей с соблюдением формы брака по законо­дательству места его совершения.

Если при регистрации браков российских граждан и иностранцев в местных органах за границей по законам этой страны требуется предоставление специальной справки о праве российского гражданина вступить в брак с иностранцем, то такую справку могут выдавать по просьбе вступающих в брак консулы РФ.

В то же время в консульских конвенциях, заклю­ченных с иностранными государствами, может быть предусмотрена обязанность консула вести учет браков, совершенных по законам государства пребывания кон­сула, если по крайней мере одно из лиц, вступающих в брак, является гражданином страны консула.

Консульский устав СССР не содержит препятствий к тому, чтобы советские консулы регистрировали браки советских граждан с иностранцами (как с гражданами страны пребывания консула, так и с гражданами третьей страны). Такой брак, заключенный в соответствии с на­шим законодательством, будет признан действительным в РФ. Однако он может не получить признания в стране пребывания консула, если по законам этой страны

301


не допускаются консульские браки, которые заключают­ся не между гражданами страны, назначившей консула. Это правило действует и для консулов РФ.

4. Заключение за фаницей браков между российски­ми гражданами. Браки между российскими гражданами, проживающими вне пределов РФ, заключаются в кон­сульских учреждениях РФ. Регистрация брака является одним из актов гражданского состояния. При заключе­нии брака в консульствах РФ за границей, так же как и при совершении консулом других актов гражданского состояния, применяется законодательство Российской Федерации, гражданами которой являются лица, всту­пающие в брак.

Согласно ст. 42 Консульского устава СССР, «в соот­ветствии с законодательством СССР и союзных рес­публик консул регистрирует акты гражданского состоя­ния граждан СССР». Из этого следует, что: 1) регистра­ция брака в нашем посольстве или консульстве прирав­нивается к регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния; 2) при регистрации браков кон­сулом должны соблюдаться материальные условия, необ­ходимые для заключения брака по нашему законода­тельству.

Признание такого брака в государстве пребывания консула будет иметь место, если это вытекает из мест­ного закона или предусмотрено консульской конвенцией РФ с данным государством.

5. Признание в РФ браков между иностранцами, заключенных за границей. До сих пор речь шла о заклю­чении за границей браков между нашими гражданами и так называемых смешанных браков. Что же касается браков иностранных граждан, заключенных вне преде­лов нашей страны по законам соответствующих госу­дарств, то они признаются действительными в РФ (ст. 162 Кодекса о браке и семье). Таким образом, в РФ признается действительным заключенный за грани­цей брак иностранцев во всех случаях, когда он признает­ся по одному из законодательств иностранного государст­ва, которое можно было бы применить в данном случае. Следовательно, если брак между иностранцами действи­телен по закону места его совершения либо по личному закону супругов, то он должен быть признан действи­тельным и в РФ. В какой степени это правило может

302


быть 01раничено в РФ оговоркой о публичном порядке?

Статья 169 Кодекса о браке и семье предусматривает, что «применение иностранных законов о браке и семье или признание основанных на этих законах актов граж­данского состояния не может иметь места, если такое применение или признание противоречило бы основам советского строя». В связи с этим правилом (о публич­ном порядке см. гл. 3), в частности, возникает вопрос, может ли полигамный брак, совершенный за границей в каком-либо государстве, допускающем такие браки, получить признание в России. Представляется, что такой брак не может быть объявлен в РФ недействительным. Поэтому наличие подобного брака, как и любого уже существующего, является препятствием для заключения нового брака в РФ.

6. Признание брака недействительным. К бракам, заключаемым российским гражданином и иностранцем в РФ, в полной мере применяются правила нашего законо­дательства о признании недействительными так называе­мых фиктивных браков. В прошлом на практике встре­чались случаи заключения таких браков, цель которых состояла не в создании семьи, а, например, в обходе правил выезда или въезда, действовавших в СССР.

В советском законодательстве не содержалось колли­зионных норм относительно действительности браков, заключенных с иностранцами, однако случаи признания иностранных решений об аннулировании брака имели место на практике.

§ 3. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

1. Расторжение брака с иностранцами в РФ. Согласно

российскому законодательству, расторжение брака про­изводится либо в судебном порядке, либо в органах загса. В органах загса осуществляется расторжение бра­ка по взаимному согласию супругов, не имеющих не­совершеннолетних детей, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом (ст. 38, 39 Кодекса о браке и семье РСФСР). Согласно законодательству о браке и семье, расторжение браков российских граж­дан с иностранными гражданами, а также браков иност­ранных граждан между собой в РФ производится по

303


российскому законодательству. Это означает, что указан­ные лица вправе расторгнуть брак как в суде, так и в органах загса (при наличии необходимых условий, уста­новленных законом). Российский суд рассматривает дела о расторжении брака нашего гражданина с иностран­цем и в тех случаях, когда оба супруга проживают за границей. Кроме того, в нашем суде возможно рассмот­рение дела о разводе супругов — российских граждан и в тех случаях, когда такие супруги проживают за границей.

Согласно ст. 163 Кодекса о браке и семье, «совет­ский гражданин, проживающий вне пределов СССР, вправе расторгнуть брак с проживающим вне пределов СССР супругом, независимо от его гражданства, в совет­ском суде».

Рассмотрение дел о расторжении брака при наличии иностранного элемента производится судами по тем же правилам, что и при расторжении браков между граж­данами, проживающими в РФ.

В исключительных случаях суды могут рассматри­вать дела и при отсутствии в судебном заседании одного из супругов. Так, по искам проживающих в РФ граж­дан наши суды рассматривают дела о расторжении брака, возбужденные против иностранцев, проживающих за границей. Дело может быть рассмотрено и в отсутст­вие ответчика-иностранца при условии, что будут обес­печены его процессуальные права. Ответчику направля­ются извещение о слушании дела и другие судебные документы. Это служит гарантией соблюдения прав иностранца, который может принять меры для защиты своих интересов.

При рассмотрении дел о расторжении брака суд применяет наше законодательство, если иное не вытекает из заключенных РФ с иностранными государствами международных договоров. Поскольку, кроме таких слу­чаев, предусмотренных международным договором, при­менение иностранного закона исключено, расторжение брака, произведенное в РФ, может быть не признано за рубежом. Российское семейное законодательство, в отли­чие от законодательства большинства иностранных госу­дарств, не содержит каких-либо специальных норм, которые бы предусматривали строго определенные пово­ды и основания для развода. Брак расторгается, если