Смекни!
smekni.com

Антимонопольная политика России (стр. 18 из 73)

Необходимость оградить себя от экономического влияния капиталистических стран вызывалась и тем обстоятельством, что развитие мирового капиталистического хозяйства в начале 80-х годов определялось Западноевропейской интеграцией - Европейским экономическим сообществом, где, как поясняет А,. Ковалев, «на долю десяти стран, входящих в общий рынок, приходится более трети производства и около 50-ти процентов экспорта капиталистических стран. Создание в 1957 году и деятельность «Общего рынка» являлись выражением процесса интернационализации капиталистического производства и потребностей международного финансового капитала»[45]. Однако и само полнокровное функционирование Брюссельского центра лишало бы национальные государства средств контроля над собственным экономическим развитием. Далее автор указывает, что следствием образования ЕЭС стало обострение межстрановой конкуренции внутри сообщества. Фактически конкуренция национальных капитализмов в условиях деятельности внешнего политико-экономического центра ставила страны в такое же положение, в какое межотраслевая конкуренция ввергала предприятие. Любая попытка открытия национальных рынков, любой шаг, ведущий к свободе торговли, впрямую сталкивают национальные стоимости товаров с интернациональными. Для отдельных стран принятие таких правил означало бы потерю экономической самостоятельности[46].

Но в то же время практика показала, что участники ЕЭС выступали с некоторыми совместными акциями, как в связи с экономическим давлением других империалистических центров - США и Японии, так и для разрешения противоречий между государствами сообщества и развивающимися странами.[47] В этих экономических условиях постоянным признаком социалистической системы хозяйствования становились дефицит и нормирование предметов первой необходимости, искаженное соотношение цен, чрезмерный спрос, избыток денежной массы.

Программу структурных реформ, направленную на децентрализацию принятия решений по размещению денежных ресурсов, на повышение роли цен и финансовой системы в целом, начали социалистические правительства Польши и Венгрии в конце 70-х - начале 80-х годов. Вместе с тем, реформы экономики этих стран сохраняли пока еще ее социалистический характер. В СССР темпы роста капиталовложений в середине 80-х годов составляли порядка 35-40% валового внутреннего продукта, что приводило к постепенному падению темпов роста производства. В 1985-1987 гг. правящая КПСС утвердила план по ликвидации централизованного регулирования. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития страны, определившая программные установки о переводе экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития и радикальной реформе управления экономикой, суть которых - в переходе от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам руководства на всех уровнях, а исходный пункт - преобразование хозяйственного механизма основного звена экономики - предприятия и объединения.

Фундаментом этой перестройки явился Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», принятый седьмой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого Созыва (1987 г.). В совокупности с Законами СССР «О трудовых коллективах» и «О кооперации» реализация Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» предполагала создание повой экономической ситуации в народном хозяйстве. Предусматривалась система мер, обеспечивающая расширение полномочий общих собраний и советов трудовых коллективов в решении производственных, социальных и кадровых вопросов. К их компетенции отнесено принятие решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности предприятия. Управление государственными предприятиями его работниками сочеталось с принципом единоначалия, осуществляемым руководителем. Последний назначался трудовым коллективом и был ему подотчетен. Важнейшие, с точки зрения перестройки народнохозяйственного комплекса, нормы Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» устанавливают три основных принципа деятельности предприятий: самостоятельность, самофинансирование, самоуправление. Ставка делалась на интерес производителей: считалось, что хозяйствующим субъектам станет выгодно производить больше продукции лучшего качества, повышать эффективность, внедрять новую технику. Повысится их заинтересованность в получении прибыли.

Предприятия становятся независимыми от объединений, функции которых сводились к общей координации деятельности хозяйственных единиц.

Вместе с тем, само построение и организация регулирования советской экономикой предполагало, что право собственности на средства производства будет монопольно принадлежать государству.

Как справедливо отмечает Мануэль Хайндс, практически во всех социалистических странах Восточной Европы управление децентрализованной экономической системой, где оставался запрет на частную собственность на средства производства, потребовало отделения владения предприятиями от их управления.[48]

С учетом того, что государственный сектор экономики может развиваться только на основе повышения заинтересованности товаропроизводителей и расширения их круга, 26 мая 1988 года Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР»[49]. Как и Конституция СССР 1977 года, Закон о кооперации признавал кооперативную собственность разновидностью социалистической, объявлял ее неприкосновенной и находящейся под защитой государства наравне с государственной собственностью. Вместе с тем, принятие этого Закона было существенным этапом в создании нормативной базы для зарождения рыночных отношений.

Закон создал условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Он направил использование кооперативных форм для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии и товарах народного потребления, разнообразной продукции производственно-технического назначения, в работах и услугах, установил принципы развития кооперативной демократии, определил отношения государства и кооперации, гарантировал после долгого запрета свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открыл простор для самоуправления. Многие исследователи сходятся во мнении, что тем самым усиливался процесс демократизации хозяйственной жизни.[50]

Вместе с тем, в законе широко употреблялся понятийный аппарат социалистической эпохи. Отдельная статья (18) определяла планирование кооперативом производственно-финансовой деятельности и социального развития коллектива, хотя эти планы (или сметы доходов и расходов) могли утверждаться не государственными органами, а общим собранием членов кооператива. Регламентировалось, что кооперативы активно участвуют в экономическом соревновании с государственными и иными предприятиями и организациями за получение государственных заказов, добиваясь повышения качества продукции (работ, услуг), снижения себестоимости, цен (тарифов).

Понятия конкуренция или свободные хозяйственные связи в законодательстве не употреблялись.

С 1988 по 1990 годы был принят ряд правительственных актов, изменявших и регулировавших деятельность предприятий применительно к новым условиям хозяйствования, в частности, возможность участия советских предприятий во внешнеэкономической деятельности и повышение их заинтересованности в установлении контактов с зарубежными партнерами.[51] Общей тенденцией этого периода стало расширение перечня форм и видов собственности, а также стимулирование включения граждан в предпринимательскую деятельность. Наиболее значительными были Закон СССР «О собственности в СССР»70 и Закон СССР «О предприятиях в СССР»[52]. Акты содержали, соответственно, определение круга субъектов права собственности и форм собственности в СССР, допустимые организационно-правовые формы деятельности предприятий, порядок их создания и ликвидации, а также общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятий при многообразии форм собственности, устанавливали принципы экономической деятельности в условиях развития товарно-денежных отношений и регулируемого рынка.

Огромное значение в регулировании предпринимательской деятельности имели Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положение о ценных бумагах, утвержденные Постановлением СМ СССР № 590 от 19.06.1990 г.[53], согласно которым участниками акционерных обществ могли быть предприятия, учреждения и граждане. Акционерные общества не признавались предприятиями, несмотря на наличие у них таких признаков. Кроме того, практиковалось и создание акционерных объединений на основании специальных постановлений.

Начала антимонопольной политики государства в сфере народного хозяйства были заложены Постановлением СМ СССР от 16.08.90г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства»[54], Документ был направлен на выборное разукрупнение высокомонополизированных предприятий и организаций с учетом предложений трудовых коллективов. Планировался переход от централизованной системы ведомственного управления отраслью к самоуправлению путем создания добровольных объединений предприятий, с выходом предприятий из подчинения соответствующих министерств и ведомств, стимулирования развития малых форм предпринимательства. Предусматривалось упразднение системы жесткого планирования, совершенствование сферы материально-технического снабжения.