Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Краткий учебник для вузов Рекомендовано Министерством (стр. 48 из 77)

Глава 8. Сущность, принципы и функции права

1. Понятие, признаки и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее бога­тое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в об­щесоциальном смысле (моральное право, политическое право, право народов и т. п.); во-вторых, право в специально-юридиче­ском, как инструмент, связанный с государством.

Однако и в этом, более узком понимании право разделяют на объективное и субъективное.

Право в объективном смысле — это система общеобяза­тельных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интере­сы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечивае­мых государством и направленных на урегулирование общест­венных отношений. Объективное право — это законодательст­во, юридические обычаи, юридические прецеденты и норма­тивные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выра­женные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует помнить, что не государство создает и предоставляет личности права; она их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное ко­ренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле налич­ных прав участников общественных отношений.

Признаки объективного права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) формальная определенность;

5) системность;

6) связь с государством.

Наиболее значимым признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с госу­дарством, которая выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспе­чивает его исполнение, в том числе и с помощью государствен­ного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмот­рения споров, наказания виновных и т. п.);

2) право, будучи нормативным выражением государствен­ной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управ­ленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций);

3) право выступает в качестве особого социального регуля­тора, критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регу­лятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (фор­мальная сторона);

2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).

Выделим следующие подходы к сущности права: классовый, в рамках которого право определяется как сис­тема гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю экономи­чески господствующего класса (здесь право используется в уз­ких целях как средство для обеспечения главным образом ин­тересов господствующего класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривает­ся как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономи­ческой свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиоз­ный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, нацио­нальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных догово­рах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Основные концепции правопоыимания.

Естественно-правовая теория

Логически наиболее завершена в период буржуазных ре­волюций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Ради­щев и другие.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное"
право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность есте­ственных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представи­телей данной теории, такие абстрактные нравственные ценно­сти, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменитель­ный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательст­ве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от бога.

Достоинства:

это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более сво­бодный строй;

в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т. е. безнравственными, что они должны приводиться в соответ­ствие с такими общечеловеческими ценностями, как справед­ливость, свобода, равенство и т. п.;

провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чи--новников и государственных структур.

Слабые стороны:

такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) "уменьшает" его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и про­тивозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть неодинаковым у различ­ных людей, весьма непросто;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием (которое действительно может быть разным).

Историческая школа права

Логически наиболее .завершена в конце XVIII — начале XIX вв. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и другие. Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указа­нию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (историче­ски сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юри­дические последствия). Законы же производив: от права обыч­ного, которое произрастает из недр "национального духа", глу­бин "народного сознания" и т. д.;

3) представители этой теории, которая возникла во време­на феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его "есте­ственные" права.

Достоинства:

впервые обращено серьезное внимание на культурно-исто­рические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.

Слабые стороны:

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядо­чением рыночных отношений.

Нормативистская теория права

Логически знаиболее завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.

Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, являет­ся представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", приня­тая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере долж­ного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логич­ности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администра­ции, которые тоже включаются в понятие права и тоже долж­ны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство пра­ва, как нормативность, и убедительно доказывается необходи­мость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегча­ет возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам зна­комиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;