Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Краткий учебник для вузов Рекомендовано Министерством (стр. 55 из 77)

Однако сближение права и нравственности на современ­ном этапе вовсе не означает ослабления принудительной сторо­ны правовых норм. Правовые нормы обязательны для всех, не­зависимо от моральных убеждений. Если этих убеждений ока­зывается недостаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона, государственные органы вправе и должны применять все необ­ходимые меры принуждения к тем, кто поступает вопреки пра­вовым требованиям.

Социальные нормы, которые регулируют деятельность че­ловека, во многом зависят от его профессии. Особо следует ска­зать о моральных нормах профессиональной деятельности юри­ста. Профессия юриста имеет свою специфику. Его призвание — осуществлять интересы государства, воспитывать у челове­ка уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нару­шивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедливость — вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его при­менять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитании кадров правоохранитель­ных органов, строго следить за тем, чтобы на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались нравственно безупречные люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обо­стренным чувством справедливости.

3. Корпоративные нормы, их особенности и значение

Неотъемлемой частью системы нормативного регулирова­ния общественных отношений выступают корпоративные нормы. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивиду­альных воль отдельных членов различных негосударственных организаций, их слияния.

Нормы негосударственных, в том числе коммерческих, ор­ганизаций являются одним из видов социальных норм. Их осо­бенность состоит в том, что действие этих норм ограничено пре­делами той или иной организации и вследствие этого носит ло­кальный характер. Для выявления их взаимосвязи и специфи­ки первостепенное значение имеет классификация, критерием которой в данном случае служат вид регулируемых обществен­ных отношений и форма обеспечения их реализации. Общепри­знанным является подразделение этих норм на правовые и не­правовые.

Корпоративные нормы есть установленные правила пове­дения, выраженные в уставах, положениях, решениях различ­ных организаций для реализации и достижения целей их функ­ционирования.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние от­ношения: задачи и цели данной организации, компетенцию ор­ганов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).

Правовые нормы этих организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами; при этом они приобретают значение правового акта. Все негосудар­ственные организации могут принимать участие в правотвор­честве, однако осуществляют они эту функцию в различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право из­давать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации.

Механизм действия норм негосударственных организаций сходен с правовым. Они имеют политическое содержание, обес­печиваются при помощи организационных мер и санкций и т, д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере действия, категорич­ности, но имеют и преимущества: выражают активность и ини­циативу, являются самодеятельными, распространяют свое влия­ние за пределы правового регулирования.

Таким образом, общие черты норм права и корпоративных норм следующие: они содержат четкие, ярко выраженные пра­вила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними — в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то корпоративные нормы принимаются организациями и ими же, т. е. силой обще­ственного мнения данной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признавае­мый в нормах этих организаций.

4. Соотношение норм права и обычаев

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи — такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате многократного повторения становятся привычными. Они несколько менее связаны с правом, чем, на­пример, моральные нормы, но тем не менее не являются ней­тральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, прису­щих всем социальным нормам: являются общими, обязатель­ными правилами поведения людей, указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определен­ных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспече­ния. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-органи­зованном обществе; если обычаи не закрепляются в специаль­ных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечива­ются силой общественного мнения, то нормы права реализуют­ся с учетом возможности государственного принуждения.

Глава 12. Правосознание и правовая культура

1. Понятие и структура правосознания

Существуют различные формы общественного сознания: политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этиче­ское, религиозное, правовое.

Правосознание есть понимание права, совокупность пред­ставлений и чувств, выражающих отношение людей как к дей­ствующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую при­роду с правом и в силу этого вторично по отношению к сущест­вующим экономическим отношениям; формируется под непо­средственным воздействием объективно обусловленных потреб­ностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объектив­ных условий и процессов; является частью общественного соз­нания и поэтому испытывает на себе воздействие философских, идеологических и политических воззрений.

Первобытное понимание права — это не что иное, как пред­ставления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определен­ным общественным порядком и не противопоставляется обя­занности.

С возникновением права в собственном смысле слова юри­дические отношения стали рассматриваться не как индивиду­альные, а как всеобщие. Содержание правосознания измени­лось в корне. Общезначимость социальных связей отражается в сознании людей как такие общие признаки явлений, фактов, само наличие которых обязательно должно влечь возможность или обязанность определенного поведения, предписанного госу­дарственной властью. Иначе говоря, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия воплощаются в законах государства.

Понятия "юридические права" и "юридические обязанно­сти" возникают в результате потребности в государственном признании определенных интересов, т, е, в придании им обще­обязательного, общезначимого характера; в обеспечении этих интересов мерами государственного принуждения.

Таким образом, право и правосознание формируются в диа­лектическом единстве. Специфический признак последнего — взаимосвязь в сознании (индивидуальном, классовом и т. д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса и возможных, необходимых или существующих юридических прав и обязанностей. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.

Следовательно, правосознание — это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правовые взгляды и воплощающие их нормы права участ­вуют в детерминации поведения людей, всего хода историче­ского развития. Правосознание как часть правовой надстройки играет наряду с правом и вместе с ним активную роль в обще­ственной жизни. Оно включает как осознание обществом, клас­сом, социальной группой, индивидом потребности в общезначи­мых правилах поведения, которые должно установить государ­ство, так и оценку справедливости (или несправедливости) дей­ствующего правового порядка, перспектив, направлений разви­тия права,

В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диаметрально противоположно у господствующих и. угне­тенных классов. Поэтому право неразрывно связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, т. е. правосоз­нанием политических сил, стоящих у власти.

Правосознание формируется прежде всего передовыми представителями — идеологами стоящих у власти политиче­ских сил в процессе уяснения ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждающих ее принять форму государст­венной воли.

Юридический мотив воли — это особая идеологическая форма осознания людьми социальных потребностей и интере­сов, это сознательное стремление и требование опосредовать общественные связи нормами права. Чтобы получить санкцию закона, экономические факты в каждом отдельном случае долж­ны принять форму юридического мотива,