Смекни!
smekni.com

«Россия в процессе европейской интеграции: аспекты политического взаимодействия» (стр. 11 из 28)

Наличие такого набора своего рода противоречивых направлений связано с тем, что Россия своими отдельными частями и регионами встроена в разные политические миры: от «глобального сообщества» до «глубокого Юга», являющегося символом социального упадка и деградации. Тем самым общая геостратегия носит внутренне диверсифицированный характер, сочетая в себе различные установки, адаптирующие их к различным сегментам политической действительности. Иными словами, эти установки выступают формой политического компромисса, связывающего нашу страну с теми регионами мира, без взаимоотношений с которыми наше государство не способно полноценно функционировать и повышать свои политические статусы.

Геоэкономическая стратегия России

К задачам повышения геоэкономического позиционирования страны относятся вступление в ВТО на выгодных для России условиях, повышение конкурентоспособности на европейском рынке, а также последующее экономическое проникновение и закрепление на мировых рынках.

Первая задача выполнена к концу 2005 года больше чем на половину. Россия подписала с Евросоюзом протокол о присоединении к Всемирной торговой организации, теперь остается слово за США. Наконец-то обе стороны преодолели этот барьер, мешавший продвижению экономической интеграции России и ЕС. Сам факт подписания протокола, безусловно, позитивен, поскольку снимает один из основных взаимных раздражителей – разногласия по поводу условий вступления России в ВТО. Однако эксперты разошлись в оценке уступок, на которые Евросоюз вынудил пойти Москву, говоря о потерях для отдельных корпораций.

Чтобы повысить конкурентоспособность на европейском рынке, в условиях высокой вероятности сохранения экономического отставания России от постиндустриальных держав необходимо в первую очередь стимулировать развитие тех сфер и отраслей, которые в короткие сроки способны дать максимум эффективности. А это в первую очередь, как показывает практика, развитие сотрудничества в области транспорта, энергетики, торговли, культуры информационных и телекоммуникационных технологий. Как сказал президент в послании Федеральному Собранию в 2005 году: «Здесь необходима концентрация государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур – включая создание трансконтинентальных коридоров»[57].

Так местоположение России как естественного моста между целыми континентами резко повышает значение транспортных путей сообщения, которые представляют исключительный потенциал в деле геоэкономического влияния и геополитического позиционирования страны. Важным фактором повышения конкурентоспособности России становится развитие трансконтинентальной транспортной инфраструктуры, поскольку через территорию Российской Федерации пролегает кратчайший, наиболее удобный и безопасный маршрут из Европы в Азию и АТР. Введение в строй новых каналов коммуникаций между Европой и Азией, Западом и Востоком, Севером и Югом принесет существенные экономические выгоды и укрепит позиции государства в регионе. В этом отношении сегодняшний подход к проблемам транзита, увязывающий его прежде всего с проблемами обеспечения национальной безопасности, нуждается в пересмотре. Создание новых и модернизация существующих железнодорожных магистралей, систем авианавигации и управления авиапотоками, строительство современных транзитных аэропортов, сохранение системы компенсационных выплат за беспосадочные перелеты по ключевому транссибирскому маршруту – важные шаги в этом направлении.

Транспортная структура представляет собой четыре вида транспорта: морской, авиационный, железнодорожный и трубопроводный. По мнению В.И. Якунина для России на данный момент стратегически важным является железнодорожный, представляющий собой совокупность магистральных транспортных коммуникаций (МТК)[58]. На второй Общеевропейской конференции по транспорту, состоявшейся под эгидой Евросоюза в 1994 г. на острове Крит, были определены девять МТК, связывающих Западную Европу и страны Азии. Три из них проходят по территории России. В их числе «Запад-Восток» (МТК № 2): Берлин-Варшава-Минск-Москва и далее на Японию и Корейский полуостров; «Север-Юг» (МТК № 9): Европа-Россия (с ответвлением Кавказ – Средняя Азия) – Каспийское море – Персидский залив – Индия.

По мнению Якунина, доказательством этого является тот факт, что объемы продаж в этой сфере сопоставимы с объемами экспорта нефти, газа и металлов. «Уже в 2007-2008 гг. транспортные услуги должны, таким образом, превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью национального экспорта»[59]. Модернизация транспортной системы в первую очередь дает толчок для роста экспорта российских товаров, дает возможность повысить конкурентоспособность отечественной экономики на внешних рынках, а также смягчить отрицательные последствия вступления в ВТО. Кроме того, появляется дополнительный стимул для прокладывания широкой сети телекоммуникаций, связывающих различные направления. Развитие транспортных сетей становится инструментом налаживания культурного сотрудничества между народами, туризма и формирования обширной зоны мировой геокультуры, интенсификации отношений на евразийском континенте.

«Без сомнения, сегодня именно энергетика является важнейшим ресурсом социально-экономического развития, прогресса и прямо влияет на благополучия жителей планеты»[60]. На сегодняшний день козырной картой российской экономики и внешней политики является энергетика. Наша страна занимает первое место в мире по экспорту газа и второе – нефти и нефтепродуктов. Европа в частности зависит от российских энергоносителей более чем на 40%, и по прогнозам экспертов эта величина в ближайшие 10 лет еще больше увеличится. Хоть Евросоюз и ищет новые ресурсные источники с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов, а также лишить Россию теоретической возможности использовать свои поставки в качестве инструмента политического влияния, тем не менее, вопросы энергетической безопасности заставляют мировое сообщество объединять свои усилия с Россией. Именно поэтому предложенная Россией идея глобальной энергетической безопасности на саммите Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге не оставляет сомнений в том, что Россия вносит свой существенный, весомый вклад в обеспечение глобальной и региональной энергетической безопасности.

Российские компании уже осуществляют проекты, имеющие стратегическое значение для реального укрепления глобальной энергетической безопасности (проекты разработки Штокмановского газового месторождения, строительство Северо-Европейского газопровода, прокладка нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану с ответвлением в Китайскую Народную Республику, инициатива создания международной сети центров по обогащению урана и др. – см. Приложение 2 «Энергодиалог»). Несомненно, что ориентация только на ресурсную сферу экономики не позволяет выбиться в лидеры мировой экономики. Однако она приносит огромные средства для будущего развития и дает время российским производителям подготовиться к выходу на европейский, а затем и на мировой уровень.

Итак, по итогам почти пятнадцатилетнего этапа взаимодействия Европейского Союза и России можно сделать вывод, что внешнеполитические стратегии России и ЕС претерпели существенные изменения. Если в начале 90-х гг. обе стороны не были сильно заинтересованы друг в друге и старались дистанцироваться друг от друга, то уже в начале третьего тысячелетия им было некуда деваться друг от друга. Все более открывающая границы глобализации и углубляющаяся интеграция Европы заставляли забывать о прошлых обидах и двигаться вперед с новыми целями. Причинами все большего потепления отношений и уделения большего внимания в стратегиях обеих сторон стали и уже упомянутые общемировые вызовы и угрозы безопасности. Одним из наиболее важнейших факторов смены геостратегических приоритетов стало расширение ЕС и тем самым приближение Союза к границам России, что самым непосредственным образом влияет на изменение геополитической и геоэкономической стратегий как по отношению к самому региону ЦВЕ, так и по отношению к Евросоюзу в целом. Объективная критическая оценка состояния дел в сфере экономического сотрудничества привела стороны к выводу о необходимости новых прагматических шагов - формированию общего европейского экономического и энергетического пространств, а в сфере политического – к формированию общих пространств внутренней и внешней безопасности.

ГЛАВА 3. Россия на пути в Большую Европу

Говоря о России на пути в Большую Европу, речь не идет об интеграции с Европейским Союзом как стремлении России «войти в Европу», поскольку реальных шансов стать полноправным членом ЕС у России в обозримом будущем пока нет, и российская сторона доселе не проявляла никаких инициатив в этом направлении. Вхождение России в Большую Европу сегодня представляется скорее как решение вопросов сближения, развития сотрудничества, гармонизации, создания определенных направлений привилегированных отношений, чем интеграция во что-то единое, подобие ЕС. Для другого видения или понимания вопроса предпосылки пока не просматриваются.

На сегодняшний день суть в том, чтобы «стать Европой» в переносном смысле, т.е. соответствовать ряду критериев в экономической, политической, социальной и других областях. Что такое европеизация? «Европеизация как аналитическая концепция используется в целях исследования изменений во внутренней структуре и политической линии, которые происходят в ответ на политические шаги и практические меры, институционализируемые на европейском уровне. Она символизирует процесс, в котором европейские правила, механизмы и коллективные устройства взаимодействуют с данными внутренними структурами»[61]. Проще говоря, это не просто заключение, пускай и выгодного, соглашения с ЕС, хотя это важно. Европеизация - это не просто участие в Совете Европы или ОБСЕ, которое развивается уже достаточно долго. Европеизация - это пристойный жизненный уровень для населения. Это отсутствие комплексов, что, по общему мнению, является крайне важным условием для того, чтобы стать европейской страной de facto. В данных исторических условиях прогрессирующая европеизация - оптимальный вариант решения задачи модернизации страны. «Европеизация» в таком контексте - в смысле поэтапного восприятия глав acquis communautaire - является чуть ли не первостепенной необходимостью, ввиду описанных выше тенденций межстранового сближения, России ради дальнейшего благополучного развития необходимо стать совместимой с ЕС.