Смекни!
smekni.com

«Россия в процессе европейской интеграции: аспекты политического взаимодействия» (стр. 22 из 28)

Итак, как мы выяснили, европейская интеграция приобрела к настоящему времени черты масштабного процесса, не имеющего аналогов в мировой истории. Создание Европейского Союза представляло собой постепенный процесс, состоящий из нескольких этапов. В самом начале речь шла преимущественно об экономическом и техническом сотрудничестве. Экономическая интеграция в ЕС имела несколько целей, таких как сохранение мира и укрепление своих позиций на мировой арене, социальная и политическая стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.

Прошедшие двадцать лет назад первые прямые выборы Европейского парламента значительно укрепили демократическую легитимность Сообщества. В основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению. В ходе последнего десятилетия начато строительство политического союза; установлено сотрудничество в таких областях, как социальная политика, занятость, убежище, иммиграция, полиция, правосудие, внешняя политика; вводится в действие общая политика обороны и безопасности. Так, по мнению Романо Проди, самыми важными достижениями ЕС явились: единая валюта евро с созданием Европейского центрального банка, расширение ЕС на Восток, или, как он называет, «объединение Европы», реформа аппарата Европейской Комиссии.[77]Однако на этом процесс европейской интеграции еще не закончен. Все более «углубляясь» и «расширяясь», она продолжает увеличивать свое влияние на ближайших соседей, в том числе заставляя как себя, так и их менять свои геополитические стратегии в соответствии с новыми реалиями.

Современная политическая и экономическая карта Европы кар­динально изменились. В 2004 г. Европейский Союз осуществил пя­тое по счету и наиболее масштабное расширение. Теперь в его со­ставе насчитывается 25 стран с территорией 3,9 млн. км2, населени­ем 450 млн. человек и совокупным ВВП около 10 млрд. евро. «Это самым фундаментальным образом увеличивает, - подчеркивает Комиссия ЕС, - политический, географический и экономический вес Евросоюза на континенте Европы». Действительно, этим, по сути, завершается Потсдамская модель устройства Европы, сложив­шаяся после Второй мировой войны. Через 15 лет после распада СССР и социалистического лагеря государства ЦВЕ вступили в Ев­росоюз и перешли таким образом к участию в иной, амстердамс­кой, модели своего дальнейшего развития в условиях европейской интеграции с эпицентром на западе континента. В современной Европе остается всего два основных самостоятельных игрока - Ев­росоюз и Российская Федерация. Одним из наиболее приоритетных направлений ЕС теперь становится Россия, и развитие их сотрудничества с перспективой создания общих пространств сотрудничества определяет будущее геополитическое и геоэкономическое положение в Европе.

Дискуссии по поводу места России в мировом сообществе стали наиболее острыми и политически ангажированными в последнее десятилетие, после краха Советского Союза и коммунистической системы. Опять, как это уже случалось в конце XV, начале XVII и XX веков, Россия находилась в поисках новой экономической и политической системы, геополитического статуса, идеологии и национальной идентичности, старалась определить будущих союзников и противников за рубежом. Действительно, природа современного общества, угроз и глубина взаимозависимости не позволяет ни одной стране, ни России, ни США, ни Китаю в одиночку продолжать плавание в этом бурном мире. И Россия все-таки определилась со своими приоритетами. Философия внешнеполитического курса России, о чем неоднократно заявлял президент, - «наш путь в интеграции». Мы интегрируемся в Европу, сближаемся с организациями ЕС и НАТО, работаем над укреплением международной безопасности, ОБСЕ и Совета Европы, активно развиваем азиатский вектор, создаем региональные организации. Поэтому для России отношения с Евросоюзом это не альтернатива чему-то, а естественное дополнение интеграции Европы в общемировое пространство по всем азимутам.

Проанализировав внешнеполитические стратегии России и ЕС, мы увидели, что обе стороны в официальных документах заявляют о своем стра­тегическом партнерстве, и оно действительно диктуется самой жиз­нью. «Европа, - подчеркивал в своей речи в германском Бундестаге Президент России В. Путин, - твердо и надолго укрепит свою репутацию мощного и действительно самостоятельного центра ми­ровой политики, если она сможет объединить свои собственные воз­можности с возможностями российскими - людскими, территори­альными и природными ресурсами, с экономическим, культурным и оборонным потенциалом России». «Со своей стороны, России и странам на Западе СНГ, - отмечала Европейская комиссия, - дол­жна быть предложена перспектива иметь свой интерес на Едином внутреннем рынке ЕС». Такую роль и такое место они отводят друг другу на своих геостратегических картах. Именно поэтому Россия и ЕС заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, приняли стратегии взаимных отношений, ведут проработку Общего европейского эко­номического пространства, обмениваются мнениями о будущих контурах Большой Европы в целом, ищут новые пути обеспечения безопасности на континенте, включая борьбу с международным терроризмом и организованной преступностью.

Ввиду большого населения и обширной территории, ог­ромных запасов энергоносителей и исключительного значения этой страны на международной арене (вторая по величине ядерная дер­жава, ведущий экспортер оружия и постоянный член Совета Безопасности ООН) отношения с ней являются для ЕС исключительно важными. Долговременной целью России же является не вступление в Европейский Союз, а развитие отношений ассоциации с ним, существенное углубление инвестиционного и научно-технического сотрудничества с ЕС. Развитие отношений с Россией является важным направлением в усилиях Европейского Союза по консолидации мира, сотрудничества и стабильности в Европе. Россия – стратегический партнер ЕС, поэтому он будет стараться развивать создание ОЕЭП, энергетический диалог с Россией, давать импульс переговорам о вступлении России в ВТО и сотрудничеству в преодолении кризисов по линии Европейской политики безопасности и обороны. Россия намерена продолжать политику сближения и глубокого сотрудничества на базе формирования четырех общих пространств.

Однако жизнь показывает, что глобальные намерения сторон и конкретная практика взаимоотношений - вещи взаимосвязанные, по не всегда взаимообусловленные, часто между ними существует ощутимый разрыв. Проведенный анализ сотрудничества в различных областях доказывает, что мы установили глубокое стратегическое партнерство в основном на бумаге, а не на деле. Безусловно, взаимосвязь процессов интеграции в Европе и национальных интересов России очевидна. Однако до углубления этой взаимосвязи пока не дошло, по крайней мере, на уровне реальных действий государственных лиц и запуска конкретных программ. Об этом говорит также тот факт, что самый большой прогресс в отношениях был достигнут в экономической и культурной областях, поскольку инициаторами сотрудничества в этих сферах являются индивидуальные акторы либо общественные организации. Конечно, построение четырех общих пространств между Россией и Евросоюзом – это залог процветающего будущего Европы, однако на этом пути еще предстоит поработать «в поте лица».

Последствия изменения внутренних процессов Евросоюза (а именно расширения ЕС) для Рос­сии неизбежно будут неоднозначными и противоречивыми, при­чем как в торгово-экономическом, так и в более широком - исто­рическом и геополитическом - контексте.

Все сказанное отнюдь не отрицает необходимости стратегичес­кого партнерства России и ЕС даже с учетом отмеченных особенностей Евросоюза как партнера. В перспективе цивилизационный выбор России является европейским, и она не может ставить себя вне Большой Европы, равно как и эта последняя была бы ущерб­ной без России. Поэтому обеим сторонам (и не только брюссельс­ким, но и московским бюрократам) понадобится еще немало политической воли, обоюдного понимания и взаимного уважения для реализации политического партнерства.

«Учитывая неоднозначный характер влияния расширения Евро­пейского Союза на условия сотрудничества с ним России и ее на­циональные интересы, Россия стремится к максимальному исполь­зованию выгод такого расширения... при недопущении, устранении и компенсации возможных негативных последствий», — говорится в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Евро­пейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.)».

При анализе различных аспектов и перспектив отношений между Россией и странами Европы следует исходить из того, что характер этих отношений будет определяться как развитием интеграционных процессов в Европе, так и развитием ситуации в самой России, проведением дальнейших экономических и политических преобразований, созданием демократических институтов гражданского общества.