Смекни!
smekni.com

Б. Л. Смирнов Ашхабад, 1978 г. Издательство «Ылым» (стр. 23 из 84)

Привязанность рождает желанье, желание гнев порождает.

63. Гнев к заблужденью приводит, заблужденье помрачает память;

От этого гибнет сознанье; если ж сознание гибнет – человек погибает.

64. Кто ж область чувств проходит, отрешась от влечения и отвращенья,

Подчинив свои чувства воле, преданный Атману, тот достигает ясности духа.

65. Все страданья его исчезают при ясности духа,

Ибо когда прояснилось сознанье – скоро укрепляется разум.

66. Кто не собран, не может правильно мыслить, у того нет творческой силы;

У кого же нет творческой силы – нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?

67. Кто по влечению чувств направляет манас,

У того он уносит сознанье, как ветер корабль (уносит) по водам.

68. Поэтому, долгорукий, кто совсем оторвал свои чувства

От их предметов, стойко того сознанье.

69. Что для всех существ ночь, для стойкого есть время бденья,

Когда же все живое не спит, тогда наступает ночь для яснозрящего муни.

70. В кого проникают желанья, как в океан полноводный, недвижный вливаются реки,

Тот достигает мира, а не тот, кто стремится к желаньям.

71. Кто странствует, все вожделенья покинув, отрешась от влечений,

Беспечальный, от себялюбья свободный, тот достигает покоя.

72. Таково состояние Брахмо, Партха, не заблуждается тот, кто его достигает.

Пребывающий в нем хотя бы в миг смерти, в нирвану Брахмо вступает.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ,

УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ

И АРДЖУНЫ ГЛАСИТ ВТОРАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ

САНКХЬЯ ЙОГА

ГЛАВА III

Арджуна сказал:

1. Если ты ставишь мудрость выше действия, Джанардана,

То почему к ужасному делу ты меня побуждаешь, Кешава?

2. Ты в заблуждение как бы вводишь мое сознание противоречивым словом,

Достоверно скажи мне одно: чем я достигну спасенья.

Шри-Бхагаван сказал:

3. В этом мире есть две точки зрения, мной возвещенные раньше, о безупречный:

Размышляющих – йога познанья, йогинов – йога действий.

4. Не начинающий дел человек бездействия не достигает;

И не только отреченьем он совершенства достигнет.

5. Ведь никто, никогда даже мгновенья не может пребывать в бездействии,

Ибо все действия он производит невольно, в силу качеств, рожденных природой,

6. Кто сидит, обуздав стремления чувств, но сердцем привязан к предметам,

Заблудший, тот идущим по неверной дороге зовется.

7. Кто же манасом чувства смирив, действия чувств направляет

На карма-йогу, того отрешенным зовут, Арджуна.

8. Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело;

Бездействуя, даже отправлений тела тебе не удастся исполнить.

9. Дела, совершенные не ради жертвы, – оковы для мира;

Выполняй же дела, свободный от связей, Каунтея.

10. Некогда рек Праджапати, создав вместе с жертвой твари:

– Размножайтесь ею, пусть желанной Камадук она для вас будет.

11. Ею богов укрепляйте, да укрепят вас боги;

Так, укрепляя друг друга, вы достигнете высшего блага.

12. Укрепленные жертвой боги дадут вам желанные блага;

Вор, кто дар принимая, не возвращает дарами.

13. Освобождаются от грехов праведники, остатками жертвы питаясь,

А те нечестивцы, что лишь для себя варят пищу, грех вкушают.

14. Существа возникли от пищи, от дождя возникла пища,

Дождь возник от жертвы, жертва возникла от кармы.

15. Знай, карма возникла от Брамы, возник от Непреходящего Брама;

Поэтому вездесущее Брахмо всегда пребывает в жертве.

16. Кто не дает вращаться заведенному этому кругу,

Злой, игралище чувств, тщетно живет он, Партха.

17. Но человек, насыщенный Атманом, в Атмане обретает радость;

Кто успокоился в Атмане, у того не должно быть заботы.

18. Ни в деланье, ни в неделанье: и у него здесь нет цели;

Ни в одном существе он не ищет опоры для своих стремлений.

19. Итак, всегда совершай без привязанности должное дело;

Кто без привязанности принимается за дело, Высшего достигает.

20. Ибо делами достигли совершенства Джанака и другие;

И ты должен действовать ради целокупности мира.

21. Как поступает наилучший, так и другие люди;

Какой он выполняет устав, такой и народ выполняет.

22. Нет ничего в трех мирах, что надлежало б мне сделать, Партха,

Нет цели, которой бы я не достиг, и все ж я дела совершаю.

23. Если бы я не свершал непрестанно действий,

Моим путем пошли бы все люди, сын Притхи.

24. Не совершай я дел – эти миры исчезли б,

Став причиной смешенья, я все существа погубил бы.

25. Как поступают невежды, привязанные к делу,

Так непривязанный, знающий пусть совершает дела для целокупности мира.

26. Знающий да не смущает мысли невежд, привязанных к делу,

Действуя сам ради высшего, пусть их оставит наслаждаться делами.

27. Гуны природы всегда все дела выполняют.

Но ослепленный самостью мнит: «Я дела совершаю».

28. А знающей истину распределенья гун и действий

К ним не привязан, мысля: «Гуны вращаются в гунах».

29. Привязанных к действию гун природы, ослепленных ими,

Несовершенно знающих, слабых, совершенно знающий да не смущает.

30. Мне все дела посвятив, сердцем будь высшему Атману предан;

От самости, от вожделений свободный, сражайся, оставив горячность.

31. Разумные, следуя постоянно этому моему ученью,

Без ропота, с верой, даже делами достигают свободы.

32. Те же, строптивые, что не следуют моему учению,

Ведай, они безумные, лишась всякого знания, гибнут.

33. Даже мудрый поступает согласно своей природе:

Природе следуют все существа; к чему же сопротивляться?

34. Влеченье, отвращенье чувств – в их предметах;

Враги его оба они, их власти нельзя подчиняться.

35. Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого,

Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна.

Арджуна сказал:

36. Кто же тогда человека на грех побуждает,

Даже вопреки его воле, как бы насильно, Варшнея?

Шри-Бхагаван сказал:

37. Это страсть, это гнев, прожорливый, многогрешный,

Знай его здесь, как врага, он возник из гуны раджас.

38. Как зеркало ржавчиной, как дымом покрыто пламя,

Как зародыш покрыт оболочкой, так он этот мир покрывает.

39. Он постоянный враг мудрого, он скрывает мудрость;

Ненасытимое пламя, это, Каунтея, принявшее образ Камы;

40. Чувства, манас и буддхи именуются его местопребыванием;

Через них он воплощенного ослепляет, скрывая знанье.

41. Поэтому, мощный Бхарата, обуздав сначала чувства,

Одолей супостата, что пожирает уменье и знанье.

42. Считают великими чувства, но выше их – манас;

Выше манаса – буддхи, Он – выше буддхи.

43. Постигнув, что Он выше буддхи, утвердив себя в Атмане, долгорукий,

Труднооборного рази супостата, принявшего образ Камы.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ,

УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ

И АРДЖУНЫ ГЛАСИТ ТРЕТЬЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ

ЙОГА ДЕЙСТВИЯ

ГЛАВА IV

Шри-Бхагаван сказал:

1. Непреходящую эту йогу я возвестил Вивасванту;

Вивасвант поведал Ману, Ману сообщил Икшваку.

2. Так, принимая один от другого, раджа-риши ее познавали;

Но через долгое время утратилась эта йога.

3. Именно эту древнюю йогу ныне тебе возвещаю,

Ибо ты, друг мой, и бхакта; в ней высочайшая тайна.

Арджуна сказал:

4. Ты родился позднее, раньше Вивасвант родился,

Как же понять мне, что ты ее возвестил изначально?

Шри-Бхагаван сказал:

5. Много у меня прошлых рождений, у тебя также, Арджуна,

Я знаю их все, ты же своих не знаешь, подвижник.

6. Я Атман, нерожденный, непреходящий. Я существ владыка,

И все же, превосходя свою природу, Я рождаюсь собственной майей.

7. Всякий раз, когда ослабляется дхарма,

И беззаконие превозмогает, Я создаю себя сам, Бхарата.

8. Для спасения праведных, для гибели злодеев,

Для утвержденья закона из века в век Я рождаюсь.

9. Дивно мое рожденье и Мое дело; кто это воистину знает,

Тот не возрождается; покидая тело, ко Мне он идет Арджуна.

10. Многие страх, гнев и страсть покинув, преисполненные Мною,

Отдавшись Мне, подвигом знанья очистясь, вошли в Мою сущность.

11. Как ко Мне кто приходит, так Я его принимаю:

Все люди идут Моим путем, Партха.

12. Кто стремится к успеху в делах, здесь богам приносит жертвы,

Ибо в человеческом мире скоро приходит успех, порожденный делами.

13. Распределение качеств и долга в четырех кастах Я создал,

Не преходящий, Я сотворил их, но Я не творец, ведай это.

14. Меня не пятнают дела, действия плод не прельщает;

Кто Меня так познает, тот не связан делами.

15. Это достигнув, предки дела совершали, стремясь к свободе;

И ты совершай дела, как некогда предки свершали.

16. Что есть действие, что есть бездействие? – даже вещие этим смущались;

Я объясню тебе действие, зная его, от недоброго освободишься.

17. Что есть действие, что запрещенное действие, понять это нужно,

Также бездействие нужно понять; таинствен путь действий.

18. Кто в бездействии действие, а в действии бездействие видит,

Тот мудрец средь людей; преданный, все дела он закончил.

19. Чьи все начинанья лишены желаний, расчетов,

Кто действия сжег на огне познанья, того Озаренным зовут пандиты.

20. К плодам действий покинув влеченье, всегда довольный,

Самоопорный, он, хоть и занят делами, но ничего не свершает.

21. Без надежд, мысли свои укротив, всякую собственность бросив,

Выполняя действия только телом, он в грех не впадает.

22. Удовлетворенный нежданно полученным, двойственность преодолевший,

Незлобивый, в неуспехе, в удаче равный – не связан, даже дела совершая,

23. Он не привязан, свободен; в мудрости мысли упрочив,