Смекни!
smekni.com

Б. Л. Смирнов Ашхабад, 1978 г. Издательство «Ылым» (стр. 84 из 84)

РУДРА (Rudra) – «ревун»; глава марутов, богов, ветра, грозы. Веды знают 10 рудр, а Шива стал одиннадцатым: вот почему одну из форм Шивы, Шиву-Столпника, изображают с 11 головами. Но по существу Шива и Рудра разные олицетворения. Рудра – ведический бог, предводитель марутов, он упоминается в гимнах Ригведы, посвященных марутам, тогда как Шива – божество неарийского происхождения.

С

САДХЬЯ – особый вид второстепенных небожителей, святых.

САМАВЕДА – сама – гимн, а Самаведа – вторая из Вед, сборник особых гимнов, поющихся жрецами второго разряда, удхотарами (певцами), во время обрядов жертвоприношения. Подобно всем Ведам, в Самаведе различают три отдела: гимны, агамы, араньяки (см. «Веда»). Многие гимны Ригведы вошли в состав Самаведы.

САМАДХИ – состояние полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений в сосредоточенности.

САМСАРА – «проистечение», мировой поток жизни. Пракрити в ее проявлении. Пуруша, попав в этот поток, уносится им до тех пор, пока у него не появятся сила и желание выбраться из потока «на тот берег». Сказано, что мудрые переплывают С. на корабле знания. Вишну-Кришна говорит, что он извлекает преданных ему (бхакт) из С. силой любви.

САНДЖАЯ – «победный», «победа»; название особого войскового построения; мужское имя, в частности, имя возничего Дхритараштры, которому Санджая повествует о происходящем на поле битвы в силу дара ясновидения, полученного им от мудреца Кришны-Двайаяны, прозываемого Вьясой. См. ВЬЯСА.

САНКХЬЯ – рассуждение, обсуждение «за» и «против», диалектика, спор умственный и физический; битва. Так называется древнейшая школа философии, одна из шести школ, признанных ортодоксальными. Принято различать три периода С.: «Эпический№, с намечающимся дуализмом, но сохранившим еще, хотя и относительно, монизм Упанишад; «классический», памятником которого является Санкхья-карика (I в. до или после н.э.) выражающая дуалистическое учение, признающее множество пуруш (атманов, монад) и пракрити, и не признающая бога атеистическая С. (niricvarasamkhya); и поздний, средневековый период (около XVI в.), относительно-монистическое и теистическое учение.

САТ – «сущее, реальное, непреходящее Бытие (ho on), субстанция в противоположении акциденции, быванию (me on)».

САТТВА – «ясность», «уравновешенность», «гармония». Высшее из трех свойств природы (Пракрити). См. ГУНА.

САХАДЭВА – «с богом», имя младшего из Пандавов, сына Мадри от Ашвин.

СВАСТИ – благожелательный, хвалебный возглас, нечто вроде «да здравствует».

СКАНДА – «впрыснутый», сын Шивы, вечно юный (кумара) бог войны. О нем подробно см. в «Беседе Маркандеи» – «Повесть о Сканде» (см. IV вып.).

СОМА – название особого священного пьянящего напитка, перебродившего сока одной травы (эфедры?, содержащей эфедрин, вещество, возбуждающее симпатическую нервную систему). Напиток «сома» употребляется при жертвоприношениях, пить его дозволяется только браминам и кшатриям. Мифологически Луна связана с жидкостью: в древности верили, что росу дает Луна, Месяц; таким образом, название «сома» было перенесено и на это светило.

СОМАДАТТА – «дарованный Сомой»; раджа страны Вахлики, сторонник кауравов.

СУБХАДРА – «счастливая», имя сестры Кришны, второй жены Арджуны и матери Абхиманью. «Счастливой» называлась девочка, у которой есть брат.

СУГХОША – «хорошо звучащая», имя раковины Сахадэвы, четвертого из Пандавов.

Т

ТАМАС – темнота, инерция, низшее из трех качеств природы (пракрити). См. ГУНА.

ТАТ – «То», непознаваемая основа мира; субстанция; Брахмо (ср. китайское «Дао»).

У

УТТАМОДЖА – «силач», «богатырь» или «великолепный»; мужское имя одного раджи, сторонника Пандавов.

УЧЧХАЙШРАВА – «навостряющий уши», имя царя лошадей, вышедшего из океана во время его пахтанья богами и асурами.

УШАНА – «заря», «зоревый», название Денницы, утренней Венеры, Люцифера»; древний мудрец, сын Бхригу. Ушана носит и другое имя – Шукра – «светлый». Он считается семенем Шивы, как Сириус – семенем Озириса. Об этом подробно сказано в легенде о Шукре, в XII кн. «Мокшадхармы».

УШМАПА – «пьющий пар» (жертвы); особый вид назий (покойников).

Х

ХАРИ – «светло-желтый, буланый» – эпитет Вишна-Кришны-Нараяны, который иногда представлялся в образе буланого коня или конно-головного существа (ср. «Мокшадхарма», кн. XII, отд. «Нараяния»).

ХРИШИКЕША – «лохматый», «курчавый» (hrishi-keca) – так понимают слово европейские санскритологи; пандиты разделяют иначе: hrishika-ica; при таком разложении составное слово получает смысл: «владыка чувств»; эпитет Кришны.

Ч

ЧЕКИТАНА – «понятливый», «разумный», имя одного раджи, сторонника Пандавов.

ЧИТРАРАТХА – «пестрая колесница»; имя главы гандхарвов.

Ш

ШАЙБЬЯ – «Потомок Шиби», раджа, сторонник Пандавов, Шиби – один из прославленных радж древности из рода Яяти.

ШАНКАРА – «благодетельный», «умиротворяющий», эпитет Шивы; имя самого авторитетного индийского философа, создателя школы строгого монизма (advaita); жил в VIII в. н.э. Его главные труды: комментарии к сутрам Бадараяны, к некоторым Упанишадам и к Бхагавадгите.

ШИКХАНДИ – «волосатый», имя витязя, смертельно ранившего Бхишму. Ш. В прошлом воплощении был женщиной. Она, будучи уже замужем, влюбилась в одного витязя, но тот отказал ей во взаимности, не желая нарушать закона. Оскорбленная этим отказом женщина стала совершать страшную аскезу, чтобы в будущем, став мужчиной, убить оскорбителя, так как в этом воплощении он не стал бы сражаться с ней, как с женщиной. В следующем воплощении витязь родился Бхишмой, а женщина – гермафродитом, который был назван Шикханди; по милости Ашвин Шикханди стал полностью мужчиной, участвовал в битве на поле Куру.

ШРУТИ – «услышанное», так обозначаются писания: Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Все другие поучительные книги (в том числе и «Махабхарата») относятся к «преданию» – Smriti. Шрути пользуются безусловным авторитетом, тогда как авторитет Смрити относителен.

ШУДРА – представитель четвертой касты, слуга. Шудрам запрещалось изучение Вед и веданты. По-видимому, первоначально шудрами, слугами, были покоренные арьями аборигены.

Ю

ЮГА – мировые сутки. Различают 4 юги.

1. «Крита», совершенная юга («золотой век»), длительность которого 4000 лет дня и столько же ночи + по 400 лет утренних и вечерних сумерек.

2. «Трета», юга, называемая так потому, что ее длительность определяется тремя тысячами лет для дня и для ночи + по 300 лет утренних и вечерних сумерек.

3. «Двапара» – третья юга; длительность ее 2000 лет для дня и столько же для ночи + по 200 лет утренних и вечерних сумерек.

4. «Кали» («черная») юга, длительность ее дня и ночи по 1000 лет и по 100 лет утренних и вечерних сумерек. С каждой югой жизнь людей укорачивается, общественные нравы падают, слабеет жизнь природы и, наконец, приходит к растворению, пралае, когда деятельность природы на время, равное времени четырех юг, прекращается. Считается, что с начала войны на поле Куру началась кали юга.

ЮДХАМАНЬЮ – «пыл битвы», имя одного раджи, сторонника Пандавов.

ЮДХИШТХИРА – «стойкий в битве», имя старшего из сыновей Панду, а по легенде, сына бога справедливости Дхармы. Ю. является прямым соперником Дурйодханы, старшего сына Дхритараштры. За Дурйодханой было право старшинства, так как Дхритараштра был старше Панду, за Юдхиштхирой было право прямого престолонаследия, так как фактически царствовал Панду, а не Дхритараштра.

ЮЮДХАНА – «жаждущий битвы», возничий Кришны, называемый также сын Сатьяки.

Я

ЯДАВА – потомок Яду, сына Яяти. Ядавы – боковая ветвь рода Пуруравы, имевшего женой апсару Урваши (ср. драму Калидасы «Пурурава и Урваши»). Другой ветвью рода были кауравы, потомки Куру. К племени Яду принадлежал Кришна, отчего он и носит эпитет Ядава. Панду был из рода Куру, таки образом, братьям Пандавам (Арджуне и др.) Кришна приходится двоюродным братом.

ЯДЖУС – «жертвоприношение». Название третьей Веды (Яджурведа), трактующей о подробностях свершения ритуалов. Этот памятник разделяется на два: так называемая «Белая» и «Черная» Яджурведа. В этой Веде указываются обязанности третьего разряда жрецов (адхварью), занятых материальной частью обрядов. Разделение этой Веды на «белую» и «черную» понимается в том смысле, что «белая» часть приведена в порядок, тогда как «черная» часть не отредактирована.

ЯКША – второстепенный дух, служитель богов. Якши близки гномам, они образуют свиту владыки сокровищ Куберы; иногда они представляются в виде гениев, облаков; иногда о них говорится, как о воинах небесной рати.

ЯМА – «близнец», первый из людей, ушедших под землю (умерших). У Ямы была сестра Ями, которая совершила особые обряды, отдавая свою жизнь, чтобы Яма не умер. Таким образом, Яма только ушел под землю, чтобы стать владыкой мертвых. Позже он стал богом смерти (см. «Величие супружеской верности», I вып.). Как судья мертвых он был отождествлен с Дхармой, олицетворение закона.

____________


* A. Avolon. The Serpent Power, с. 62–63.

* Ср. RV, X, 90 и Deussen. Allgem. Gesch. d. Philosophie, I, I, c. 150 и сл.

** Michalski-Iviénski. Bhagadgita. Paris. 1922, c. VI.

* Ср. Chiva Chandra. Principles of Tantra, ed. by. Ava1оn. Vol. 1–2. London, 1916.

* Большой Петербургский словарь – санскритский Словарь Беклинга и Рота.

* Русские слова, взятые в скобки, добавлены как пояснительные; санскритские – уточняют, какой термин текста переведен словом, за которым поставлен этот термин.