Смекни!
smekni.com

Голдмен Д. Г60    Целительные звуки: Пер с англ. /Д. Голдмен (стр. 13 из 37)

И все же григорианский хорал с его отчетливыми обертонами зазвучал под сводами множества церквей, став на много веков неотъемлемым элементом христианской службы.

Первоначально григорианские песнопения исполнялись в унисон: все монахи пели единую мелодию, акцентируя и растягивая гласные. Такой вид пения назывался «кантус плянус» (букв, «простая песнь»). Обертоны, порождаемые долгими гласными, слышались настолько отчетливо, что казалось, будто хору монахов вторят призрачные голоса. В VHI—IX вв. искусство обертонального пения развивалось в монастырях гораздо более активно и осознанно, чем в наше время.

Предположительно в IX в. развитие церковной музыки устремилось по совершенно новому пути: мелодия литургии разделилась на два голоса. Этот новый стиль получил наименование «органум». В его наиболее простом варианте один голос исполнял основную мелодию, а другой следовал параллельно ему, но на кварту ниже.

Если пользоваться современной системой нотного письма, то, к примеру, основной мелодии григорианского хорала, выдержанной в тональности До-мажор, вторил другой голос в тональности Соль-мажор. Постепенно основная мелодия перешла к нижнему голосу. Верхний голос в сочетании с этой мелодией стал звучать как последовательность долгих, протяжных звуков. Под каменными сводами церкви в этих протяжных звуках гармоники слышны особенно отчетливо.

Католическая церковь обошла вниманием необыкновенные целительные возможности григорианского хорала, и обычай пения священных текстов на латыни был отменен II Ватиканским собором. К чему это привело, рассказывается в этой книге чуть ниже, в главе о медитации: там вы найдете историю о докторе Альфреде Томатисе и монахах-бенедиктинцах, которых он лечил от истощения и депрессии, вызванных отказом от пения.

Доктор Томатис считает, что священные песнопения разных традиций содержат высокочастотные гармоники, благотворно воздействующие на работу мозга. Эту теорию можно рассматривать как научное объяснение некоторых необычных свойств гармоник — некоторых, но далеко не всех.

ЯЗЫК ГАРМОНИК

Гармоники и гласные звуки выступают в роли магических инструментов во многих эзотерических и оккультных традициях. Скрытая в ннх чудотворная энергия волновала умы человечества с незапамятных времен. Существует легенда, что обычному языку, состоящему из слов, предшествовал иной язык — язык гармоник, позволявший человеку общаться не только с себе подобными, но и со всеми творениями природы. Эта легенда основана на идее, что в частоте колебаний каждой гармоники закодирована определенная информация. В отличие от телепатии, вышеописанный способ общения все же включает в себя звук, однако он сходен с телепатией в том, что мысли и информация закладываются в звуковую волну и пересылаются адресату. Возможно, именно так общаются между собой дельфины — посредством звука посылая друг другу трехмерные голографические мыслеобразы. Со временем древний язык гармоник разделился на два направления. Согласные соединились с тонами — и образовались слова. Тоны соединились с другими звуками — и появилась музыка. Но хочется верить, что однажды нам удастся снова открыть утерянный человеком язык гармоник.

4

ГАРМОНИКИ В ШАМАНСКИХ ТРАДИЦИЯХ

ВВЕДЕНИЕ

В Западной Монголии есть ручей, водопадом впадающий в Оленью реку. Его почитают как священный. Согласно старинной легенде, монгольские шаманы постигли искусство гармонического пения, вслушиваясь в звуки струй этого водопада, порождавшие гармоники. Говорят, что водопад, этот принесли в дар человечеству духи, пожелавшие посвятить людей в тайну гармоник.

Слово «шаман» происходит от эвенкийского «саман». Ввели era в обиход антропологи, которым понадобился единый термин для обозначения людей, ранее именовавшихся «колдунами», «ведьмами», «знахарями», «волшебниками», «ведунами», «магами», «ясновидящими», «предсказателями». Майкл Харнер в своей работе «Путь шамана» (Michael Нагпег. The Way of the Shaman) определяет шамана как человека (мужчину или женщину), обладающего умением переходить на иной уровень сознания и вступать в контакт с обычно недоступной, скрытой реальностью, чтобы обрести знания и силу или помочь другим людям.

Вот что пишет на эту тему Джин Ахтербург, автор книги «Образность и врачевание» (Jeanne Achterburg. Imagery and healing):

«Шаманская практика включает в себя умение временно погружаться в особое состояние сознания, а также умение контактировать с духами-стражами. Цель этих действий — оказание помощи другим людям».

Шаманизм считается древнейшей формой целительства, известной человечеству. Чтобы выполнить поставленную перед ним задачу, шаман должен войти в контакт с миром духов. Чаще всего главным средством достижения этой цели служит именно звук — ив первую очередь звук человеческого голоса. По выражению доктора Ахтербург, «звук прокладывает дорогу к иной реальности».

В данной главе мы подробно рассмотрим способы использования гласных звуков и гармоник в различных шаманских традициях.

МОНГОЛЬСКОЕ ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Пожалуй, наиболее развитой традицией гармонического пения обладают жители Тувинского региона Монголии. Речь идет о технике горлового пения хоомей. Монгольским словом хоомей обозначается особая манера сольного пения, когда в голосе певца отчетливо слышатся два различных тона, два мелодических рисунка. Первый звук — монотонное носовое гудение — представляет собой основной тон. Его высота на протяжении песни практически не меняется. «Второй голос» составляют пронзительные звуки разной высоты, похожие на свистки. Это обертоны (от 5-го до 13-го), образующие мелодию «второго голоса». В целом напев в стиле хоомей напоминает звучание варгана.

Если, к примеру, частота колебаний основного тона составляет около 100 Гц, то мелодический рисунок «второго голоса» будет находиться в диапазоне от 600 до 1300 Гц. Тувинские певцы умеют производить носом и необычайно высокие гармоники — от 16-й до 23-й, с частотой от 1600 до 2300 Гц. В случае если основной тон приближается к ноте ля первой октавы фортепиано (440 Гц), частота обертонов достигает 10120 Гц, что практически выходит за пределы человеческого восприятия.

Этномузыковеды изучили систему частот и обертонов, на которой строится стиль хоомей. Однако сведений о том, каким способом тувинским певцам удайся производить столь необычные звуки, а главное, о том, какой цели они служат, в научной литературе содержится крайне мало.

Некоторые приемы обертонального пения хоомей мы рассмотрим в шестой главе. Что же касается его практического предназначения, то о нем остается только догадываться. Лично я склонен придерживаться следующей версии, стиль хоомей, в настоящее время ставший элементом светской музыки, представляет собой внешний, публичный вариант эзотерической традиции священных шаманских песнопений, которые использовались в ритуалах исцеления и преображения. При помощи этих песнопений шаманы вступали в контакт со всевозможными природными духами и сущностями из иных миров.

Питер Майкл Х.шел, автор книги «Через музыку к внутреннему Я», пишет о «магическо-анимистическом» музыкальном языке монголов, родина которых когда-то представляла собой мощный центр шаманизма. По мнению Хэмела, стреляя из лука, монголы внимательно вслушивались в гул натянутой и отпущенной тетивы. Таким образом, они смогли «проникнуть в тайну музыки, понять физическую основу звука, а затем научились повторять голосом это монотонное гудение, архаический прообраз музыки». Так и зародился музыкальный стиль хоомей. Вот как Хэмел описывает монгола, владеющего искусством горлового пения:

«Он издает монотонный носовой звук средней высоты и в то же время меняет объем ротовой полости, открывая и прикрывая рот, благодаря чему спектр гармоник этой длинной, протяжной ноты варьируется. Внезапно взлетает пронзительная мелодия, состоящая исключительно из усиленных гармоник этой единственной басовой ноты...»

Настолько необычно и даже сверхъестественно звучит голос певца хоомей, что становится понятно, отчего мастерам обертонального пения приписывали способность контактировать с миром духов и управлять неземными силами. Говорят, что шаманы древности обладали настолько совершенной техникой, что их пение можно было ясно и отчетливо услышать даже с огромного расстояния.

Некоторые этномузыковеды считают, что горловое пение, распространенное в Монголии, а также в Восточной Сибири среди тувинцев и хакасов, возникло как имитация звуков варгана, очень на него похожих. Другие исследователи, как уже отмечалось, связывают хоомей с гудением тетивы лука. А возможно, люди и впрямь научились обер-тональному пению, вслушиваясь в журчание Оленьей реки. Но все ученые сходятся в одном: каков бы ни был источник этой техники, возникла она не как результат вокальных упражнений развлекательного характера. Песни, зафиксированные этнографами и перенесенные на бумагу, носили светский характер. Однако их традиционная связь с варганом, главным инструментом местных шаманов, наводит на мысль, что изначально они существовали в совершенно ином качестве.

По мнению музыковедов, свистящие гортанные звуки, составляющие «верхний голос» песни в стиле хоомей, вероятнее всего, являются специфическим видом голосовой маскировки (различные формы этого приема применяются во многих священных ритуалах). Любопытно, что в более древних монгольских традициях и горловое пение, и варган ассоциируются с потусторонним миром. Вероятность такой связи подтверждается аналогией с тибетским обертональным пением, которое принадлежит исключительно религиозной сфере и представляет собой элемент тантрических ритуалов в монастырях Гьюто и Гьюдмед.