Смекни!
smekni.com

Голдмен Д. Г60    Целительные звуки: Пер с англ. /Д. Голдмен (стр. 6 из 37)

Вышеописанные принципы резонанса и «захвата» лежат в основе науки об исцелении звуком. Они являются непременным атрибутом любой традиции, культуры или системы верований, включающей в себя концепцию зву-котерапии. Возможно, те, кто на протяжении многих веков использовал звук в религиозных или магических обрядах, и не осознавали, что следуют этим принципам. Однако подробное изучение самых разнообразных техник — от индийских мантр до шаманского пения и барабанного боя — продемонстрировало наличие во всех этих традициях Несомненной общности, основанной на применении принципов резонанса и «захвата».

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ

В 1988 году в одной из газет мне бросился в глаза заголовок: «ОТКРЫТЫ ЧУДОТВОРНЫЕ СВОЙСТВА ЗВУКА». Подзаголовок гласил: «Ультразвуковое излучение способно разрушать или перестраивать структуру молекул, а также поднимать предметы в воздух».

Найден источник энергии, способной изменять строение молекул и поднимать в воздух предметы? Напоминает статейку из уфологического дайджеста. Однако передо мною лежала «Нью-Йорк Тайме» за февраль 1988 года, раскрытая на разделе новостей науки. Речь в статье шла об ультразвуке, частота колебаний которого намного превышает частоту обычного звука, доступного человеческому слуху. Однако не менее удивительными возможностями обладают и звуки, не выходящие за пределы диапазона, различаемого человеком.

Все во Вселенной находится в состоянии вибрации, все непрестанно движется: герметические принципы вибрации и ритма верны. Но как же обстоит дело с принципом соответствия? Этот принцип также приложим к звуку, особенно к гармоникам. К примеру, когда музыкант дергает струну, мы слышим лишь один тон, так называемый основной. Однако его сопровождают и другие тоны — «обертоны», или «гармоники». Основной тон и обертоны связаны друг с другом определенной математической зависимостью. Частота первой гармоники в два раза больше частоты основного тона, частота второй — в три раза, третьей — в четыре раза и так далее.

Клавиатура фортепиано вмещает восемь октав. Следовательно, нота до, к примеру, встречается на ней восемь раз. До нижней октавы звучит очень низко, тогда как верхнее до — очень высоко. Эти два до представляют собой разные ноты, но в то же время они связаны между собой. Ударяя по клавише нижнего до, вы приводите в состояние вибрации и струны остальных до, так как все эти йоты находятся между собой в тех же отношениях, что и гармоники — с основным тоном (то есть кратны друг другу).

Вышеописанный принцип позволяет воздействовать при помощи звука (путем резонанса и «захвата») на объекты, частота вибраций которых выше или ниже частоты используемого звука. Развивая эту мысль, можно предположить, что существует прямая и обратная взаимосвязь между вибрациями Земли и космоса: «Как внизу, так и вверху, как вверху, так и внизу». Если, скажем, взять период полного обращения планеты, перевести его в секунды и разделить на это число единицу, чтобы получилась обратная пропорция, то конечное число будет значительно меньше той частоты, которую способно воспринять человеческое ухо. Однако, увеличив этЮ число во много раз, мы получим частоту в пределах доступного человеку диапазона. К примеру, период полного обращения Земли равен 23 ч 56 мнн. 4 с, то есть 86164 с. Разделив на это число единицу, мы получаем частоту, равную 0,000 001 160 576 Гц. Если это число поднять на 24 октавы (то есть увеличить в 24 раза), в результате получится частота, равная 194,75 Гц, — частота ноты «соль», входящей в диапазон, воспринимаемый человеческим ухом

Сведя частоту колебаний нашей планеты к слышимому тону, мы получаем возможность воздействовать на нее при помощи резонанса^ «захвата», невзирая на то что реальная частота резонансных колебаний может оказаться тысячекратно выше или ниже частоты этого тона. Этот же прием применим и к человеческому телу: частота, на которую оно настроено, недоступна человеческому восприятию, однако человек может оказывать на нее влияние при помощи звуков, различимых на слух. Итак, герметический принцип соответствия позволяет через гармонически связанные звуки управлять как атомами, так и звездами.

ЗВУК И ВРАЧЕВАНИЕ

Идея использовать звук в качестве средства исцеления далеко не нова. Вполне возможно, что она зародилась в то мгновение, когда человеческое горло впервые издало звук. Принято считать, что наши древнейшие предки использовали звук в священных ритуалах, призванных обеспечить плодородие, облегчить родовые муки, увеличить урожай и так далее. С помощью звука люди древности вызывали богов и души предков, чтобы те помогли им изгнать недуг из тела больного.

Человеческие познания в области звука все ширились, и в конце концов учителям древних мистических школ удалось постичь истинную силу, скрытую в звуке, — исцеляющую и чудотворную. Хотя точных сведений об этих школах сохранилось совсем немного, представляется вполне вероятным, что главным орудием древних целителей был именно голос.

Человеческий голос — самый мощный из всех доступных человечеству инструментов, особенно в области зву-котерапию Разумеется, электронные приборы способны производить звуки более громкие, обладающие большей амплитудой колебаний и высшим уровнем децибел, — звуки, находящиеся далеко за пределами диапазона, доступного слуху Но это не значит, что эффективность воздействия растет с ростом громкости или с увеличением частоты. «Больше» не всегда означает «лучше». И «громкий» вовсе не обязательно означает «исцеляющий».

ЗВУК- ПЕРЕДАТЧИК МЫСЛИ

Начав работать в области звукотерапии, я быстро осознал, что ключевое понятие здесь — «частота». Грубо интерпретируя герметический принцип, можно утверждать, что Вселенная являет собой не что иное, как бесконечный набор различных вибраций и ритмов. Продолжая свои изыскания, я открыл для себя еще одно интересное явление: случается, что разные целители, врачуя одну и ту же болезнь, используют разные частоты, разные звуки. «Как такое возможно?» ^-недоумевал я. Очевидно, одной частотой колебаний дело не ограничивается. Значит, я пропустил какой-то аспект, столь же важный, как и пресловутая частота.

Помог мне мой друг и коллега, доктор философии Стивен Халперн. Он указал мне, что именно я обошел своим вниманием. «По отношению к сознанию звук выполняет роль несущей частоты10», — сказал* Стивеи. Это значит, что звук, произведенный человеком в определенном состо-

10 Несущая частота —электромагнитные колебания, выполняющие роль переносчика информации (в радиотехнике).

39янии сознания, содержит в себе информацию об этом, и тот, на кого направлен звук, сможет получить эту информацию. К примеру, если вы сердитесь, то в звуке, который вы издаете — будь он даже приятным на слух, — будет заключаться ваш гнев, и тот, к кому звук обращен, воспримет этот бессознательный сигнал и также неосознанно, на каком-то глубинном уровне, почувствует ваш гнев.

Лично я представляю себе это как некую цель или намерение, стоящее за звуком. Это «намерение» — не что иное, как сознание порожденного нами звука. То есть звук, в моем понимании, обладает собственным сознанием, несущим в себе информацию об общем состоянии субъекта, издающего звук, включая физический, ментальный, эмо циональный и духовный аспекты. Прежде всего намерение определяется нашими осознанными устремлениями. Каково осознанное предназначение данного звука — исцелять или причинять боль?

На более глубоком уровне намерение связано с целью нашего высшего Я, или «Божественной Волей», — тем аспектом человеческого сознания, который способен сливаться воедино со священной энергией звука. В таком случае речь идет уже о «Воле Твоей», а не о «моем желании». На данном уровне наше главное стремление — стать передатчиком божественного звука, а остальными аспектами собственного «я» мы способны и пренебречь. Для многих людей работа со звуком как средством исцеления и преображения начинается именно со знакомства с понятием намерения, поскольку большинству из нас никогда не приходилось придавать звуку определенное направление, вкладывать в него сознательным усилием особую цель.

Лишь только я начал использовать этот принцип в своей работе, как передо мной открылись ответы сразу на множество вопросов. Понятие намерения соотносится с первым из герметических принципов — «Все есть Мысль»: намерение порождается мыслью субъекта, производящего звук. Как мы уже знаем, все в этом мире есть вибрация и ритм. Но каково же намерение, стоящее за самой энергией?

40Доктор медицины Джон Даймонд многие годы проводил изыскания в области поведенческой кинезиологии — учения о мышечных движениях. Эта наука позволяет определять тип воздействия различных внешних стимулов на мышцы. К примеру, некто держит в согнутой руке сигарету. Его руку будет куда легче разогнуть, Чем в том случае, если бы в руке его сигареты не было. Сигареты, в числе множества прочих вещей, отнимают у человека жизненную силу. Доктор Даймонд на протяжении долгого времени старался продемонстрировать человечеству, что ослабить или наполнить мышцы силой способны не только определенные вещества, но и музыка. И то, будет ли ее воздействие позитивным и укрепляющим или негативным и ослабляющим, почти полностью зависит от того, какое намерение вложит в музыку ее создатель.

Я смог на собственном опыте убедиться в правильности этой теории. Однажды мне дали послушать одно классическое произведение в исполнении оркестра под управлением знаменитого дирижера. Пока играла музыка, исследователи оценивали силу моих мышц. Кроме того, меня попросили сообщать о состоянии моего дыхательного и сердечного ритма. И тот, и другой были замедлены. Я дышал размеренно и глубоко.