Смекни!
smekni.com

Голдмен Д. Г60    Целительные звуки: Пер с англ. /Д. Голдмен (стр. 7 из 37)

Затем мие дали послушать тот же музыкальный отрывок в исполнении того же оркестра, но под управлением другого дирижера. Меня снова попросили описать свое состояние, и, к своему немалому удивлению, я ощутил, что дышу неглубоко и учащенно и биение пульса тоже ускорилось. Мышцы мои оказались расслабленными. Но откуда столь явная разница? Ведь и музыка, и исполнители были прежними! Что же так сильно повлияло на мое физическое состояние? Очевидным образом — дирижер.

Первый дирижёр пользовался уважением и любовью в среде музыкантов. Исполняемую музыку он словно пропускал через собственное сердце. И эта музыка наполнила меня силой. Второй же дирижер был субъектом резким, властным; своим подчиненным он внушал страх, требуя от них безукоризненной игры. Берясь за дирижерскую палочку, он думал лишь о самом себе, о собственной репутации и славе. И от его музыки меня охватила слабость. Таким образом, мне был представлен ярчайший пример того, как намерение, заложенное в музыку, способно влиять на производимый ею эффект. В обоих случаях я слышал одни и те же звуки» однако на мое физическое состояние они воздействовали совершенно по-разному.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС

Главная тема этой книги — феномен человеческого голоса. И тому есть две причины. Во-первых, голос — самый доступный инструмент. Чтобы испытать на себе магическую силу гармоник, вовсе не нужно приобретать сложное оборудование или музыкальные инструменты. Во-вторых, голос — самый простой и надежный передатчик намерения. Вложить намерение в звук, порожденный инструментом или электронным прибором, куда сложнее, особенно в том случае, если прибор изначально создан для выполнения терапевтических функций, и вам остается лишь включить его и выйти из комнаты.

Осознав, что категория намерения -— необходимый элемент звукотерапии, я создал следующую формулу:

ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ + НАМЕРЕНИЕ - ИСЦЕЛЕНИЕ

Это означает, что в звукотерапии намерение, вкладываемое в звук, столь же важно, сколь и частота этого звука. Поскольку измерять степень и направленность намерения ученые пока не умеют, большинству представителей медицинского сообщества понять и принять данную категорию весьма нелегко. Однако я убежден как в правильности моей формулы, так и в том, что работа с одной лишь частотой, без учета намереция,,не принесет должных результатов.

В этом — еще одна из причин моего стойкого интереса к человеческому голосу. Освоив технику гармонического пения, человек обретает возможность издавать звуки практически любой частоты — по крайней мере, в рамках доступного слуху диапазона. Согласно герметическому принципу соответствия, эти звуки потенциально способны вступить во взаимодействие с любым объектом, пребывающим в состоянии вибрации. Следовательно, резонанс и «захват» становятся в ряд доступных человеку орудий.

Попробуйте провести небольшой опыт. Возьмите коротенькую фразу, к примеру: «Как же я люблю тебя!» — и произнесите ее, мысленно обращаясь к матери, ребенку, брату или близкому другу, с которым вы давно не виделись. Закройте глаза, вызовите в воображении образ этого человека и обратитесь к нему с этой фразой. А теперь представьте, что перед вами — объект сексуального влечения: муж, жена, друг или подруга. Представьте, почувствуйте, как вас тянет к нему, а затем скажите: «Как же я люблю тебя?» И вы поймете, что произносили эту фразу с совершенно иными ощущениями, нежели в первый раз.

Теперь же представьте, что смотрите на своего заклятого врага, человека, которого не то что не любите, а попросту не выносите. Закрыв глаза, ощутите всю дисгармонию данной ситуации, а потом скажите вашему воображаемому собеседнику: «Я люблю тебя». Возможно, интонация останется прежней, однако фраза эта будет наполнена совершенно иной энергией. Как вы думаете, смогут ли окружающие распознать различия между намерениями и смысловыми зарядами, вложенными в эти три реплики, даже если они были произнесены одинаковым тоном (т. е. с использованием одинаковых частот)? Одни и те же слова, наделенные различными намерениями, будут воздействовать на слушателей абсолютно по-разному.

Голос можно использовать как в положительных целях, так и для нанесения ущерба. Человеческий голос — пожалуй, самый мощный и действенный из всех инструментов, так как помимо широчайшего диапазона обладает еще и способностью нести в себе разнообразные намерения.

На вышеописанных категориях частоты и намерения базируется и следующая формула:

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ + ВОКАЛИЗАЦИЯ - ВОПЛОЩЕНИЕ

Эта формула родилась в результате подробного анализа этиологических мифов разных народов. Во многих из них Бог творит мир — то есть воплощает его из мысли в реальность — при помощи звука. Сначала Бог создает зрительный образ объекта, который хочет воплотить в реальность. Таким образом рождается намерение. А затем наступает стадия вокализации, на которой Бог наделяет объект определенной частотой вибрации и тем самым доводит акт творения до конца.

Возьмем в качестве примера 3-й стих 1-й главы Книги Бытие: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Создатель дает свету имя, произносит его, и вместе с этим звуком рождается и сам свет. Так же и древние египтяне верили, что бог Тот создает предмет, произнося его название. Можно привести еще и другие примеры:

«В начале было Слово» (Евангелие от Иоанна, 1:1) «В начале был Брахман, и с ним — Слово» (Веды)

Легенды индейцев хопи повествуют о Паучихе, которая исполняла «песнь творения» над неодушевленными формами, наполнявшими землю, и тем самым пробуждала их к жизни. А «Пополь-Вух», священная книга индейцев майя, гласит, что первых людей наделила жизнью божественная сила голоса.

Вникнув в суть изложенных в данной главе принципов, вы поймете, каким образом можно использовать голос в качестве орудия исцеления и преображения. Каждому из нас предоставлен шанс проникнуть в тайну звука, впитать его волшебную силу и заново открыть в самих себе врожденное умение творить чудеса при помощи одного лишь голоса. Источник этого умения невозможно постигнуть, не обратившись к загадочному, полному тайн и чудес миру гармоник.


2

ГАРМОНИКИ В ТОЧНЫХ НАУКАХ

ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?

Вселенная состоит из звуков, а каждый звук — из множества гармоник, или обертонов. Обертоны присущи каждому звуку независимо от его происхождения. Звучание скрипичной или фортепианной струны человеческое ухо воспринимает как один тон. Но в действительности почти все звуки, производимые музыкальными инструментами, человеческим голосом или иными источниками, — не чистые тоны, а комплексы призвуков, называемых также «частичными тонами». Самый низкий из этих частичных тонов именуют «основным». Все же остальные призвуки, обладающие большей частотой колебаний, чем основной тон, принято называть «обертонами».

Прежде чем переходить к подробному изучению составных частей звука — гармоник, давайте внимательнее рассмотрим звук как таковой. Звук представляет собой колебательную энергию, принимающую форму волн. Единица измерения этих волн носит название «герц» (Гц). В герцах измеряют число колебаний, совершаемых объектом за одну секунду. Это количество именуется «частотой». Ухо же воспринимает частоту в качестве «высоты тона».

Частота

Струна, производящая сто колебаний в секунду, издает звук частотой в 100 Гц. А если число колебаний за одну секунду равно тысяче — это звук частотой в 1000 Гц.

Человеческий слух способен воспринимать вибрации частотой от 16 до 25 000 Гц. Однако диапазон этот может' варьироваться в зависимости от возраста и других индивидуальных особенностей. Верхний предел для молодых людей с идеальным слухом порой и впрямь достигает 25 000 Гц, но подавляющее большинство людей не слышат тоны выше 10 000 Гц. Звуки с частотой выше 25 000 Гц называют «ультразвуками». Звуки с частотой ниже 16 Гц называют «сверхнизкими». Чем меньше скорость колебаний, тем ниже звучит тон. И наоборот: высокая частота колебаний дает высокий тон. Частота колебаний самой низкой ноты фортепиано равняется 27,5 Гц, а самой высокой — 4186 герц.

Набор определенных частот составляет звукоряд, на котором основана музыкальная гамма. Фортепианная октава охватывает семь белых и пять черных клавиш. Белые клавиши соответствуют нотам так называемой диатонической гаммы. Этот звукоряд лежит в основе западной музыкальной традиции. Состоит он из семи нот: С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль), А (ля), Н (си), за которым вневь следует С (до). Черные клавиши представляют так называемые диезные (или бемольные) ноты — полутоны, играющие роль переходов от одной белой клавиши к другой. Ноты, представленные черными клавишами, таковы: до-диез (илире-бемоль),ре-диез (или ми-бемоль), фа-диез (или соль-бемоль), соль-диез (или ля-бемоль) и ля-диез (или си-бемоль).

Если фортепианная струна совершает 256 колебаний за одну секунду, в результате рождается звук с частотой 256 Гц. Человеческое ухо воспринимает его как ноту С, или до первой октавы. Нота ре обладает частотой 293 Гц, ми — 330 Гц, фа — 349 Гц, соль — 392 Гц, ля — 410 Гц, си — 494 Гц, а до следующей октавы имеет частоту, равную 512 Гц.

Настройка

Одна и та же нота может иметь различную частоту в зависимости от системы настройки инструмента. К примеру, частота ноты до варьируется от 251 до 264 Гц. То же самое относится и к остальным нотам. Это определяется двумя основными факторами: во-первых, тем, в какой части света производится настройка (в Европе принята иная высота тонов концертного инструмента, чем в Америке), а во-вторых, видом инструмента (настройка фортепиано, к примеру, отличается от настройки скрипки).

Проблема настройки трудна и многослойна. Чтобы разобраться в ней, необходимо прибегнуть к математике. Тон, обладающий частотой в 256 Гц, — это нота до первой октавы; другой тон, частотой вдвое больше, т*е. 512 Гц, — также нота до, но на октаву выше. А интервал между двумя этими до можно разделить на прочие ноты различными способами. Одни способы настройки базируются на гармонических рядах и соотношениях гармоник, другие — на системе равных отрезков между нотами. Тема эта довольно сложна, но весьма увлекательна.