Смекни!
smekni.com

Голдмен Д. Г60    Целительные звуки: Пер с англ. /Д. Голдмен (стр. 19 из 37)

Реакция релаксации

Доктор философии Марк Райдер, исследователь из Южного Методистского университета, опытным путем выяснил, что у людей, прослушавших запись Гармонического хора, наблюдается замедление сердечного и дыхательного ритмов, а также спазматические кожные реакции. (Музыка иного рода такого влияния не оказывала.) Ранее мы уже выделили три аспекта физиологического воздействия обер-тональной музыки:

— стимуляция коры головного мозга;

— замедление дыхания и сердцебиения;

— снижение частоты колебаний мозговых волн. Производя вокальные гармоники самостоятельно, мы

также можем достичь состояния, которое доктор медицины Герберт Бенсон обозначил термином «реакция релаксации». Изучая физиологическое воздействие мантр, доктор Бенсон открыл, что повторение единственного слова влечет за собой весьма определенный эффект: снижение потребления кислорода (и, следовательно, замедление дыхания), замедление сердечного ритма (в среднем — на три удара в минуту), замедление пульса и обмена веществ. При этом повышалось излучение альфа-волн.

Марк Райдер первым выяснил, что люди, самостоятельно производящие вокальные гармоники, испытывают «реакцию релаксации» в более мощной форме, чем те, кто просто слушал обертональную музыку в записи. Как я уже отмечал выше, каждый гласный звук порождает свой особый набор гармоник. Пение долгих гласных — это упрощенный, подготовительный метод обертонально-го пения.

Очевидно, можно выделить два пути использования гармоник в процессе медитации. Во-первых, можно просто слушать гармоники, перемещаясь с их помощью на другие уровни сознания. Во-вторых, можно слушать те гармоники, которые мы производим сами, то есть совмещать обер-тональное пение с активным слуховым восприятием.

СИЛА ТИШИНЫ

Если вы избрали первый путь работы с гармониками, вам следует для начала познать энергию тишины. Эта энергия несет с собой покой и умиротворение. В безмолвии заключены все звуки мира. Пребывая в молчании, человек может услышать внутреннюю симфонию, которая и есть он сам. Организм каждого из нас можно уподобить волшебному оркестру, исполняющему сложную полифоническую мелодию. Складывается она из мириадов звуков, порождаемых работой сердца, дыхательного аппарата, кровеносной системы, слухового аппарата, нервной системы, мозга. Различить все эти звуки можно только в тишине. В тишине мы начинаем лучше различать и внешние звуки, голоса природы — птичье щебетание, шелест ветра, а иногда и звуки, производимые электрическим током, например, шестидесятигерцевый гул ламп и холодильников18.

Я убедился на собственном опыте, что самый быстрый и легкий способ войти в состояние измененного сознания — просто в течение нескольких минут посидеть в полном молчании. «Настроив» слух на звуки окружающего мира и внутренний аккорд своего организма, мы полностью изменяем систему своего чувственного восприятия (включая и сам слух). Меняется также и частота мозговых волн. Те звуки, на которые мы раньше не обращали внимания, могут открыть нам множество новых истин о нас самих и об окружающем мире. Погружение в безмолвие — это основной элемент различных медитативных техник звуковой йоги. С молчания медитация начинается, им же и заканчивается.

Слуховое восприятие, как уже говорилось, может быть активным и пассивным. В процессе активного слухового восприятия наш слуховой аппарат превращается в орган познания. Пассивно воспринимая окружающие звуки, мы зачастую не уделяем им должного внимания, не выделяем

18 В США частота тока в электрических сетях составляет 60 Гц.

их из общей массы, иногда и вовсе не замечаем их. Но погружение в молчание позволяет пробудить к жизни активное слуховое восприятие. Развитие активного слухового восприятия происходит в несколько этапов. Первый этап и представляет собой преодоление огромной пропасти между «слышанием» и «слушанием». Учась слушать, мы готовимся к восприятию всего неисчислимого многообразия окружающих звуков.

Одна из важнейших функций слухового аппарата — оборонять человека от напора мириадов звуков окружающего мира. Диапазон человеческого слухового восприятия составляет широкий, но все же ограниченный ряд частот — приблизительно от 16 до 16 000 Гц. Благодаря этим рамкам мы и не подозреваем о сотнях и тысячах других звуков, которые в противном случае ежесекундно атаковали бы наш слух. Многие животные воспринимают частоты в значительно большем диапазоне. К примеру, летучие мыши преследуют добычу, ориентируясь по сложной системе ультразвуковых сигналов. Дельфины способны издавать и воспринимать звуки частотой до 200 000 Гц. Слоны же для общения друг с другом и в брачных ритуалах применяют крайне низкие звуки, также недоступные человеческому уху.

А что могло бы случиться, если бы наш слух вдруг раскрылся для восприятия всех этих неисчислимых частот? Вполне вероятно, что мы бы этого просто не выдержали. Возможно, именно этим и объясняется устройство человеческого слухового аппарата.

Восприятие повседневных звуков

На первом этапе перехода к активному слуховому восприятию человек должен научиться фиксировать звуки всех уровней слухового диапазона. Таким образом он обретает способность воспринимать и распознавать значительно большее количество звуковых волн одновременно. Один из примеров такой способности — психоакустический феномен, известный как «эффект вечеринки». Вы находитесь на людной вечеринке, где все говорят примерно с одинаковой громкостью. Хотя рядом с вами ведется еще три-четыре диалога, вы воспринимаете только слова своего собеседника. Человеческое ухо обладает удивительной способностью концентрироваться на одном звуке из множества. Но возможна и иная ситуация: вы увлеченно с кем-то беседуете, как вдруг со стороны до вас доносится ваше имя. Хотя тот, кто его произнес, не повышал голоса, вы почему-то его услышали. Особое внимание к своему имени заставляет нас бессознательно переходить от пассивного слухового восприятия к активному.

Восприятие гармоник

На втором этапе перехода к активному слуховому восприятию человек учится различать в обычных звуках гармоники. Я начал повсюду слышать гармоники вскоре после того, как вообще узнал об их существовании. Помню, как я, сидя где-нибудь, вдруг начинал улавливать звуки, которых раньше не замечал, — стук капель, падающих из крана, или гул электричества. А затем эти звуки вдруг обрастали гармониками. Так мало-помалу изменилась вся моя система слухового восприятия, а это, в свою очередь, повлекло за собой расширение сознания.

Гармоники — непременная принадлежность каждого звука, и тот, кто не умеет их слышать, проходит мимо огромного непознанного мира. Звуки, наполненные обертонами, оставаясь прежними, привычными звуками, воспринимаются уже совсем иначе. Вы как будто проникаете в самую глубину звука, постигая его суть.

Гармоники и воображение

На третьем этапе в работу вступает воображение. Зачастую, когда музыка нас по-настоящему увлекает, воображение включается само собой. Доктор Хелен Бонни разработала целую терапевтическую методику, основанную на стимуляции воображения посредством музыки. Определенного рода музыка вызывает у пациентов реакции, которые влекут за собой расширение сознания. Доктор Бонни утверждает, что музыка в данном случае производит столь же мощный эффект, как и психотропные препараты, однако, в отличие от наркотиков, не таит в себе никакой опасности.

Под воздействием гармоник, а в особенности гармонического пения, воображение пробуждается легко и естественно. Нежный звон колокольчика или пение ангелов — такие образы обычно вызывает у слушателей обертональ-ная музыка.

Преображение реальности посредством единения со звуком

На четвертом этапе вы учитесь преображать физическую реальность звука в альтернативную реальность, путешествуя при помощи звука по иным уровням бытия. Все этапы медитации, основанной на активном слуховом восприятии, взаимосвязаны, поэтому и в данном случае не обойтись без воображения. Пример из книги Джона Боле «Музыка и звук в искусстве врачевания» (John Beaulieu. Music and Sound in the Healing Arts) прекрасно иллюстрирует эту мысль:

«Я в компании двоих друзей прогуливался по одной из улиц Нью-Йорка. Вдоль тротуара, грохоча невыключенными моторами, стояли грузовики. Рабочие выгружали из кузовов ящики и коробки. Что-то в звуке моторов привлекло мое внимание. Попросив друзей присмотреть за мной, я сел на обочину и начал вслушиваться. Поскольку в том месте, где я сидел, мне ничто не грозило, я позволил себе полностью расслабиться и отключиться. Грохот моторов был пронизан отчетливым ритмом — «да-да-даа-бум, да-да да-да-даа-бум»... Я позволил своему сознанию унестись вслед за звуком. Сначала в памяти моей всплыло воспоминание о том, как подростком в Индиане я отправился посмотреть на гонки и там, очарованный ревом заводимых моторов, представлял себя за рулем гоночного автомобиля.

Еще внимательнее вслушавшись в звук, производимый грузовиками, я почувствовал, что «вливаюсь» в его ритм. К воспоминаниям и образам, захватившим меня, прибавилось и новое ощущение — ощущение глубочайшего покоя. И вдруг на секунду меня посетило чувство, что я и есть тот звук.

Затем в моем сознании произошел сдвиг, и я оказался в группе певцов из австралийского аборигенного племени. Я понимал, что они хотят передать мне послание, в котором рассказывается о времени сновидений, времени до начала времен. Я видел аборигенов также отчетливо, как несколько минут назад — грузовики. Я принял послание и понял его смысл. Затем старик-певец знаком показал мне, что им нужно идти дальше в пустыню. Это я тоже понял. В эту секунду мой друг постучал меня по плечу, и я вернулся в земную реальность, на нью-йоркскую улицу. Грузовик отъезжал от тротуара...»