Смекни!
smekni.com

Голдмен Д. Г60    Целительные звуки: Пер с англ. /Д. Голдмен (стр. 28 из 37)

Подготовительный этап

Прежде чем приступать к упражнениям, изложенным в этой главе, прочтите ее до конца. Советую вам также, если возможно, приобрести несколько пленок с записью обертональ-ного пения (их названия перечислены в главе «Список музыкальных произведений»). Для тренировки вам потребуется удобное помещение, где никто не сможет вас потревожить. Сядьте, выпрямив спину, на пол или на стул. Со временем вы сможете выполнять упражнения стоя или лежа, но начинать лучше всего с положения сидя. Не забудьте приготовить тетрадь или блокнот: возможно, вам захочется зафиксировать те изменения, которые вскоре начнут происходить в вашем физическом, эмоциональном и ментальном состоянии.

Пение гласных звуков

Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Вокальные гармоники напрямую связаны с формантами в составе гласных. Как мы уже выяснили, форманты заключают в себе целые пучки гармоник и представляют собой точки, где концентрируется энергия всего частотного спектра звука. Именно они, к примеру, придают каждому музыкальному инструменту собственный тембр и неповторимую звуковую окраску.

В составе каждой гласной есть гармоника, которая выходит на первый план при его произнесении или пении. К примеру, если мы поем звук «А-а» (как в слове «марево»), особую четкость обретают иные гармоники, чем в звуке «И-и» («милый»), или чем в звуке «У-у» («буря»). В целом обертональный состав гласных всегда один и тот же, различается лишь строение формант. И в каждой форманте центральное место занимают разные обертоны.

Все же голос каждого из нас уникален, и мы произносим гласные немного по-разному. Следовательно, гармоники в составе гласных, произносимых разными людьми, тоже будут слегка различаться в зависимости от наших индивидуальных особенностей. Если вы немного освоили упражнения, изложенные в предыдущей главе, не исключено, что вам уже удалось различить в глубине гласных дополнительные тоны. Это и есть гармоники.

При помощи той же методики, которая предлагается вам в этой книге, и под руководством Карлхайнца Штокхаузена смог овладеть искусством обертонального пения швейцарец Михаэль Феттер, признанный мастер вокальной техники. «Освоение обертонального пения, как и любого музыкального инструмента, требует немалых усилий и упорной тренировки. Но голос — в качестве главного средства общения — дается человеку от рождения... Чтобы овладеть вокальной техникой, не обязательно обращаться к учителям — нужно только внимательно слушать. И тренироваться: каждый день, в течение получаса, медленно, негромко, в привычном тембре петь все формы гласных, встречающиеся в обыденной речи. Остальное придет само собой».

Итак, вы, возможно, уже и сами заметили, что каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», вы без труда различите эти гармоники в собственном голосе.

Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, вы будете производить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.

В результате пения гласного «У-у», например, образуется обертон, отстоящий на октаву и квинту от основного тона. Гласному «О-о» соответствуют обертоны, составляющие с основным тоном интервалы в большую терцию плюс октава и квинту плюс октава. Звук «А-а» рождает обертон, отстоящий от основного тона на септиму. Эти показатели, конечно, могут варьироваться в зависимости от особенностей вашего произношения. Выполняя упражнение, вы заметите также, что при переходе от одной гласной к другой тоже образуются специфические гармоники. Проходя весь ряд от «У» до «И», вы услышите, что высота обертонов будет последовательно расти.


Как и для предыдущего упражнения, сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и».

Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэтому не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удерживайте гласные в глубине гортани и концентрируйте внимание на звуковой энергии, средоточием которой являются гармоники. То есть вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести определенный гласный.

Теперь попробуйте самостоятельно выполнить это упражнение. Вероятно, вам, как и мне, доводилось в детстве ради забавы проводить подобные звуковые эксперименты. Начинайте петь. Подвигайте челюстью, откройте пошире рот, а затем постепенно совсем его закройте. Поиграйте со звуком. Воспринимайте это упражнение как забавную игру.

Чтобы различить гармоники, производимые вашим собственным голосом, вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь, так, словно вы пытаетесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объем ушной раковины, что дает возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите, ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направлении вашего уха, и вам будет легче уловить гармоники.

Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обер-тональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глубину гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пределы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и четкость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, вы сможете увеличить силу звука.

Учимся производить гармоники

Выполнив вышеописанное упражнение, вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ранее неслышимые, высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного вам основного тона. Может оказаться, что вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслышные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя вышеописанное упражнение, мы просто выделяем их, концентрируем на них свое внимание.

Существует набор фонем, произнесение и пение которых поможет вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.

Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. Прикоснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.

Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.

Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь свистнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нарушая при этом форму губ. Представьте, что вы изображаете рыбу или кролика.

Итак, ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют поддействием энергии звука «М-м-м». Начинайте приоткрывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «тоге»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.

Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гармоники свою роль. Особенно важна в этом отношении носовая полость. Многим западным певцам умение направлять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны входящих в него гармоник. Попробуйте проверить это самостоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носовую полость в таком необычном качестве. Вибрация в носовой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что вам понадобится носовой платок.

Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить, — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для начала вновь приведем носовую полость в состояние вибрации при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стенки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим под действием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.

Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, все же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для создания высших гармоник. Если вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Вибрация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.