Смекни!
smekni.com

Кожевников М. Н. Командование и штаб ввс советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг (стр. 21 из 64)

Как уже указывалось, в ряде случаев боеприпасы и горючее приходилось перевозить на самолетах и сбрасывать на парашютах в районе боевых действий.

Корсунь-Шевченковская операция является ярким примером превосходства советского военного искусства над военным искусством немецко-фатистской армии, свидетельством морального превосходства наших войск над противником. [91] Ведя бои в исключительно сложных условиях весенней распутицы, советские войска показали образцы выносливости, героизма, самоотверженности и непреклонной решимости разгромить врага. Большую роль в обеспечении высокого наступательного порыва войск сыграли политические органы, партийные и комсомольские организации. Для успеха боевых действий важное значение имела сила личного примера армейских коммунистов. В трудные минуты боя они находились на самых ответственных участках, воодушевляя воинов на боевые подвиги.

4. Луцк — Ровно — Шепетовка

В конце января одновременно с Корсунь-Шевченковской операцией войска правого крыла 1-го Украинского фронта предприняли наступление с целью разгрома противника в районе Ровно, Луцк.

В ходе предыдущих боев 13-я армия 1-го Украинского фронта, наступая в сложных условиях местности, овладела значительной частью южных районов Полесья и к середине января 1944 вышла на рубеж р. Случь, а передовыми отрядами заняла Столиц, Костоноль, Тучин. Однако впереди еще находился обширный лесисто-болотистый район, простирающийся на запад и юго-запад до линии Ковель, Луцк, Дубно. Для проведения последующих наступательных операций советских войск необходимо было очистить от противника этот район и овладеть важными узлами дорог — Луцком, Ровно, Здолбуновом, Шепетовкой. Это обеспечивало нашим войскам выгодное положение для последующих ударов на юг и запад. Для проведения операции привлекались 13-я и 60-я армии правого крыла 1-го Украинского фронта.

Основная роль в операции отводилась 13-й армии под командованием генерал-лейтенанта Н. П. Пухова, имевшей в своем составе 77, 76 и 24-й стрелковые, 1-й и 6-й гвардейские кавалерийские корпуса — всего 8 стрелковых и 6 кавалерийских дивизий. Главный удар армия наносила силами 76-го стрелкового, 1-го и 6-го гвардейских кавалерийских корпусов из района Сарны с задачей овладеть Луцком и Ровно, обходя их с северо-запада.

На левом фланге силами 24-го стрелкового корпуса армия должна была нанести удар из района Тучин, Гоща в обход Ровно с юга и юго-запада.

Правофланговый 77-й стрелковый корпус имел задачу одной дивизией (397-й стрелковой) прикрыть правый фланг армии в районе Столица, а второй дивизией (143-й стрелковой), примыкавшей к 76-му корпусу, выдвинуться к р. Горынь.

60-я армия генерал-лейтенанта И. Д. Черняховского имела в своем составе 23-й, 18-й гвардейский, 15-й и 30-й стрелковые, 4-й гвардейский и 25-й танковые корпуса — всего 9 стрелковых дивизий и 2 танковых корпуса. [93]

Армия наносила главный удар силами 18-го гвардейского стрелкового корпуса с задачей овладеть Шепетовкой. 23-й стрелковый корпус, примыкавший к 13-й армии, должен был овладеть рубежом Острог, Славута.

Остальные корпуса 60-й армии (15-й и 30-й стрелковые, 4-й гвардейский и 25-й танковые) сковывали противостоящие силы противника, не допуская возможного удара сильной танковой группировки противника по левому флангу армии.

Перед 13-й и 60-й армиями в полосе около 400 км действовали главные силы 4-й немецкой танковой армии — 13-й и 59-й армейские, 48-й танковый корпуса. В их состав входили 68, 96, 208, 291-я пехотные дивизии, корпусная группа «Ц» (боевые группы 183, 217 и 389-й пехотных дивизий), 454-я охранная дивизия, 7, 8 и 19-я танковые дивизии, а также 9, 12, 18, 19 и 21-я венгерские пехотные дивизии. Кроме того, здесь действовали пять полицейских и охранных пехотных групп{162}, общая численность которых была равна двум дивизиям. Из 16 дивизий в первом эшелоне действовали 8 дивизий; в резерве находились три дивизии (две пехотные и одна танковая); пять венгерских пехотных дивизий располагались в глубине — в городах Столиц, Ковель, Луцк, Дубно, Кременец.

Наиболее сильную группировку противник имел перед левым флангом 60-й армии; здесь на участке от Шепетовки до Любар было сосредоточено 7 дивизий, в том числе три танковые. Менее сильная группировка действовала на фронте Степань, Шепетовка (5 дивизий). Перед правым флангом 13-й армии на участке от Столина до Степань находилось 3 дивизии. [94]

Таблица 3. Соотношение сил в полосе 13-й и 60-й армий

Силы и средства Советские войска Противник *
Люди 174 тыс. 190 тыс.
Орудия и минометы 3470 2120
Танки и САУ 141 220

* Некомплект в дивизиях по артиллерии и танкам составлял 20%

Подготавливая операцию в районе Луцка, Ровно, Шепетовки, Советское командование учитывало, что в районе к западу от Сарны противник не имел сплошного фронта обороны. Отдельные опорные пункты и узлы сопротивления были оборудованы в населенных пунктах и узлах дорог; между ними имелись промежутки, которые патрулировались небольшими группами противника. Это допускало возможность маневра крупными массами кавалерии.

Кроме того, удар из района западнее Сарны обеспечивал, внезапность, так как противник, учитывая сильную заболоченность местности, слабую сеть дорог и распутицу, полагал, что в этом районе действия крупных масс советских войск невозможны.

В плане операции было предусмотрено и то, что реки в этом районе текут в основном в меридиональном направлении. Поэтому важно было исключить необходимость их последовательного форсирования. Предполагалось маневрировать вдоль рек.

И последнее. Готовя сильный удар из района Сарны во фланг и тыл луцко-ровенской группировке противника, наше командование предусматривало одновременное нанесение ударов с фронта с целью сковать противника и лишить его свободы маневра.

В районе предстоящих боевых действий наших войск на территории Ровенской и Волынской областей находилось не менее 30 отрядов и соединений советских партизан. Здесь оперировали прославленные соединения и отряды С. А. Ковпака, А. Ф. Федорова, И. Ф. Федорова, М. П. Наумова, Д. Н. Медведева, А. Н. Сабурова, А. 3. Одухи, С. А. Олексенко, И. И. Шитова и многие Другие.

Планируя операцию, штабы 1-го Украинского фронта и 13-й армии согласовали с Украинским штабом партизанскою движения действия войск и партизан. Украинский штаб партизанского движения поставил каждому соединению и отряду конкретные задачи; взаимодействие войск и партизан облегчалось наличием в каждом партизанском отряде и соединении средств радиосвязи. Соединения С. А. Ковпака, М. И. Шукаева, А. М. Грабчака, П. С. Коротченко, А. Н. Сабурова, М. И. Наумова должны были совершить рейды по территории Ровенской и Волынской областей и нанести удары по коммуникациям врага и важнейшим его гарнизонам. Соединениям В. А. Бегмы, А. Ф. Федорова, Н. В. Таратуты, И. И. Шитова, И. Е. Скубко предстояло выйти из лесного массива северо-западнее Сарны в район Цуман-ских лесов (15–20 км северо-западнее Ровно), охватить врага с севера, северо-запада и запада и организовать засады на основных дорогах, ведущих из Ровно на Ковель, Луцк, Дубно. [95] Другие соединения и отряды получили задачу парализовать автомобильное движение на дорогах: Кременец — Острог; Кременец — Дубно; Дубно — Ровно; Ямполь — Шепетовка и усилить удары по ровенской группировке врага с юга{163}.

Задолго до начала операции партизаны активизировали свои действия. Они нападали на штабы, узлы связи противника, разрушали шоссейные и железные дороги, держали гитлеровцев и постоянном напряжении, срывали их перегруппировки и перевозки грузов и тем самым оказывали действенную помощь Красной Армии. Партизаны добывали ценные разведывательные данные и передавали их через линию фронта.

Нередко партизаны нападали на крупные гарнизоны противника.

Активными и решительными действиями партизаны почти полностью парализовали железнодорожное движение на территории Ровенской и Волынской областей. Для борьбы с партизанами враг был вынужден держать в своем тылу крупные полицейские силы и регулярные войска.

Закончив подготовку и подтянув главные силы на линию передовых отрядов, войска 13-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта 27 января перешли в наступление.

На правом фланге 13-й армии 1-й и 6-й гвардейские кавалерийские корпуса в течение ночи на 27 января начали выдвижение из занимаемых районов. Ночью они прошли рубеж 143-й стрелковой дивизии и к утру 27 января выдвинулись в районы Владимирец, Островце (1-й гвардейский кавалерийский корпус), Полины, Седлиско, Б. Стыдын (6-й гвардейский кавалерийский корпус). В этом районе корпуса остановились на дневку, готовясь к продвижению на рубеж р. Стырь.

Части 76-го стрелкового корпуса под командованием генерал-лейтенанта М. И. Глухова с утра 27 января прорвали оборону противника на своем правом фланге и продвинулись вперед на 5–7 км. В полосе левофланговой 6-й гвардейской дивизии противник оказал сильное сопротивление на переднем крае своей обороны.

24-й стрелковый корпус генерал-лейтенанта Н. И. Кирюхина успешно форсировал на всем фронте р. Горынь и продвинулся от 4 до 6 км. Его 287-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. Н. Панкратова в первый же день наступления заняла г. Острог.

Войска 60-й армии силами 23-го стрелкового корпуса под командованием генерал-майора Н. Е. Чувакова и 18-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора И. М. Афонина на правом фланге выдвинулись ца рубеж р. Горынь и подошли с севера и востока на подступы к Шепетовке. [96] Части 226-й стрелковой дивизии полковника В. Я. Петренко, освободив Славуту, спасли от уничтожения 469 раненых советских бойцов и офицеров, находившихся в неприятельском «гросслазарете» в исключительно тяжелых условиях.