Смекни!
smekni.com

Тренинг Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать Первоклассным актером (стр. 10 из 39)

Понятно, что никто из участников не раскрывает другим содержания своей записки. Смысл состоит в том, что «следователи» должны определить «подозреваемых» и отгадать их тайное задание. Каждый из «подпольщиков», в свою очередь, выполняет задачу так, чтобы не быть опознанным «следователями» и, соответственно, определить, кто среди участников «свой», а кто – «чужой».

В ходе игры стороны могут прибегать к различным уловкам. К примеру, «следователи» могут попытаться втереться в доверие к «подозреваемым», подражая их движениям, и так далее...

48. «Я ВХОЖУ В ...»

Это, без сомнения, одно из наиболее сложных упражнений. Не стоит рассчитывать, что первые опыты работы с ним будут успешны: такая массовая импровизация требует от начинающих актеров и техники, и умений, и прекрасного чувства партнера... Однако как тренировочное упражнение, как попытка продемонстрировать, насколько театр – искусство многоплановое и синтетическое, задание это может быть вполне уместным.

Из группы приглашается один доброволец. Его задание – определить для себя какое-нибудь общественное место (магазин, парк, библиотека, стадион, банк...). Упражнение начнется по сигналу режиссера с того, что актер-доброволец «входит» в выбранное им место и начинает импровизировать с текстом или без него. Он не называет место действия впрямую, но дает остальным участникам-зрителям внятные намеки. Скажем, «войдя» в «банк», он может обратиться к воображаемому кассиру с просьбой открыть счет или выдать деньги; в « библиотеке» – поинтересоваться новинками литературы в читальном зале; в «магазине одежды» посоветоваться с продавцом при выборе покупки...

Через полминуты после начала сцены, когда зрители смогли четко представить себе, какое общественное место выбрано ведущим актером, они могут выйти на площадку и подключиться к действию. Желательно заранее определить возможное количество участников, иначе вы рискуете увидеть действующую на сцене шумную и плохо управляемую толпу (как правило, участие в упражнении хочет принять едва ли не вся группа!). Ограничив число действующих лиц, проще проконтролировать, насколько актеры верят в избранные ими роли, ищут ли выразительные средства для образов, как чувствуют себя в предлагаемых обстоятельствах...

Задача выходящих на площадку актеров – сыграть образы людей, которые могли бы находиться в данном месте и либо быть при этом частными лицами (пассажирами, покупателями, читателями, посетителями...), либо исполнять определенные профессиональные функции. Скажем, если местом действия избран банк, то для новых участников сцены открываются возможности сыграть роли кассира, охранника, заведующего отделом, инкассатора, посетителей банка, уборщицы и так далее. Среди героев сцены «В супермаркете» могут оказаться продавцы, кассиры, грузчики, представители фирмы, рекламирующие но»ую продукцию, покупатели.

После того как все участники вышли на площадку в той или иной роли, сцена продолжается еще 3-5 минут. Важно, чтобы каждый из актеров исполнил свою роль максимально естественно. В этом упражнении бытовая достоверность гораздо значимее театрализации и яркости. Ведь не каждый день грабят банк, когда мы находимся в нем, а очередь в супермаркете не всегда заканчивается дракой или инфарктом...

Найти детали обыденного действия, присвоить себе внятную роль и сделать выбранный образ частью многофигурной импровизации – вот чем определяется «успех» или «провал» в данном задании.

Режиссер на правах одного из участников может подключиться к сценке, чтобы обеспечить успешность «вхождения» в роль актеров. Он может начать спорить с «кассиром», ссорясь, хватать за руку «директора супермаркета», «зайти» в «читальный зал библиотеки» плачущим, потерявшим родителей мальчишкой... Тем самым проверяется аутентичность реакций партнеров, органичность театральной игры.

49. «МАШИНА»

Упражнение предназначено для тренировки разнообразных актерских умений: спонтанности, взаимодействия с партнером, ощущения ритма сцены, пластичности, выразительности тела...

Группа может выстроиться на площадке в круг или в цепочку. Можно предложить участникам выходить на упражнение из строя либо по очереди, либо по желанию в зависимости от готовности. Но, так или иначе, оговариваем темп упражнения: пауза между участниками не должна превышать 3–5 секунд.

Смысл задания – в выполнении простого алгоритмизованного действия. К движению можно добавлять и звук.

Первый участник начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникала какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий актер, оценив за короткую паузу, что происходит с уже действующими частями механизма, добавляет к уже существующему свое – новое – движение. Так же как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла...

Так от актера к актеру работа «машины» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению.

Если «машина» работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действий каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену.

Вот, к примеру, «машина», созданная на одной из репетиций. Первый актер дает пощечину пока что отсутствующему на сцене партнеру. Второй, оценив ситуацию, выскакивает на сцену «под удар» и с криком «Ой!» хватается за щеку. Затем он поворачивается в сторону, прося жестами о помощи. Третий актер подстраивается ко второму, как бы воспринимая его жалобу. Он грозит первому участнику – «обидчику» – кулаком. Четвертый решил встать за спиной второго, гладить его по голове и успокаивать: «Ну не плачь!» Пятый выходит на площадку и, уперев руки в бока, явно издевается над всеми участниками происходящей сцены.

Шестой с равнодушным видом смотрит на дерущихся, обращает лицо к зрителям и отсутствующим голосом произносит одну и ту же фразу: «Вот так всегда!»

50. «СКАЗКА В ШЕСТЬ КАДРОВ»

Это упражнение поможет отработать с группой сразу несколько умений: взаимодействие с партнером, структурирование текста, основы построения и понимания мизансцен – режиссерского языка спектакля, использование мимики и жеста.

Суть задания такова. Берется известная сказка, и определяются ее «сюжетные узлы», то есть те места действия, которые наиболее важны в сюжете, являются сюжетообразующими. Возьмем, к примеру, «Красную Шапочку». В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!).

Итак, «Красная Шапочка»...

1. Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.

2. Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.

3. Волк проникает в дом Бабушки.

4. Волк съедает бедную Бабушку.

5. Волк съедает Красную Шапочку.

6. Торжество справедливости – Охотники убивают Волка и освобождают съеденных персонажей!!!

Как вы видите, художники, иллюстрирующие сказки, так же, как и мы, изображают, как правило, на страницах книг именно сюжетные узлы того или иного произведения, потому что здесь – напряженное действие, конфликт, а не словесное описание.

Теперь мы должны будем сыграть сказку. (Если группа большая, имеет смысл разделить ее на несколько групп по 4–7 человек в каждой.) Но играть ее мы будем особенным способом: без движения и без слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий. То есть каждая иллюстрация – это застывшая сцена, остановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одна за другой по порядку, мы как будто прочитаем всю сказку от начала и до конца.

– Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в движении? – обращаюсь к молодым актерам.

– Нет!

– Вы сможете общаться между собой, разговаривать, спорить? – продолжаю проверку понимания упражнения.

– Нет!

– А как же зритель сможет разобраться в том, что происходит на сцене, каковы взаимоотношения между героями?

Тут-то и начинается наше совместное размышление и выяснения того, что:

1. Даже в стоп-кадре, который мы будем называть английским словом «фриз» («заморозка»), мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными – как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть максимально выразительными.

2. Мимика – вот второй ваш помощник. Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю никакой информации. Эмоции героя, его отношение к происходящему мы обязаны выразить лицом-маской.

3. Мизансцена. Картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда помните о зрителе, СТАРАЙТЕСЬ РАБОТАТЬ НА ЗАЛ ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство сцены, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.

Прежде чем начать работу над постановкой сцен, предлагаем участникам следующий порядок работы.

1. Обсудить количество сюжетных узлов-картинок всказке.

2. Определить количество действующих лиц. (Выясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из актеров будет играть несколько различных ролей в разных сценах.)

3. Все те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в картинке-фризе. Они исполняют роли зверей, предметов, деревьев и т. д.

4. Выстраиваем кадры-фризы по очереди один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жесты. Отрабатываем четкость и быстроту перехода от сцены к сцене.