Смекни!
smekni.com

Тренинг Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать Первоклассным актером (стр. 30 из 39)

Закончив прослушивание, просим группу разделиться на подгруппы по 4–6 человек в каждой. В этих микрогруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, которые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театральный коллаж. Не требуется искать логическое начало, связующее звено для всех историй. Нужно сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств, на том, чтобы «действие легло на музыку». Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основе сходства или по контрасту, а может быть, составят некое причудливое ожерелье историй...

Когда подойдет время показа, режиссер даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. В ходе показа каждая группа будет работать с музыкальным сопровождением, на базе которого и разворачивается созданная театральная фантазия.

Завершение: обычно после выполнения заданий этого цикла участники переполнены чувствами и охотно делятся своими впечатлениями о встрече. Ведущему достаточно поощрить высказывания и дать группе общаться в свободной форме, уважая при этом мнения, эмоции и взгляды товарищей по группе.

Примечание: в случае необходимости, задания этого цикла можно разделить, предлагая их группе на разных этапах работы. Но по опыту могу заметить, что погружение в материал, в атмосферу занятия на длительный срок (полтора-два часа) придают работе особые атмосферу и смысл.

104. «ШИРМА ПРЕВРАЩЕНИЙ»

Для этого задания нам действительно потребуется ширма. Чуть не написал «обычная»! Понятно ведь, что в театре ничего заурядного быть не может, так что и ширма наша не простая, а волшебная! Ее чудесные свойства проявляются в умении менять все, что попадает за нее (на входе), на что-то полностью противоположное (на выходе).

Скажем, входит за ширму старик, выходит – малыш, сосущий палец. За ширмой исчезает кот, а с другой стороны уже выскакивает с писком мышонок (или, может быть, заливисто лающий пес?). Актер, ежась от холода, скрывается за перегородкой, чтобы через секунду появиться вновь, изнемогая от жары! Упражнение идет до тех пор, пока не исчерпаются идеи участников.

Актёрский трон

По опыту, первые два-три десятка вариантов предлагаются и отыгрываются без проблем, затем начинается процесс торможения. Важно, чтобы ведущий остановил упражнение на стадии угасания, но еще до того, как оно по-настоящему наскучит.

105. «ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ...»

Участники упражнения выходят на площадку по очереди. По сигналу ведущего они начинают некое простое физическое действие по выбору: двигаются, читают, заходят в помещение, едят... Следующий по очереди участник с места громко называет некую проблему, осложняющую действие работающего на площадке товарища.

Скажем, первый участник возвращается домой. Он открывает воображаемым ключом воображаемую дверь, готовится переступить порог квартиры, как вдруг... Второй игрок громко объявляет: «Попал в чужую квартиру!», или: «В доме запах дыма!», или: «Посреди твоей комнаты стоит розовый слон!» От играющего актера требуется в доли секунды «увидеть» изменения, оценить ситуацию и отреагировать с максимальной естественностью и органичной верой в то, что происходит.

Затем играет второй участник, а проблемы ему подкидывает третий по очереди человек...

106. «ФЛЕШ»

Участники свободно передвигаются по комнате. Время от времени ведущий громко называет слово. Это слово – тема мгновенного снимка, который каждому из участников придется представить. По прошествии трех секунд прозвучит команда «Флеш!», и мы увидим разнообразные стоп-кадры, как бы выхваченные фотовспышкой из жизни.

К примеру, было названо слово «солнце». За то время, что ведущий считает до трех, кто-то успевает самого себя представить в качестве светила: раскинул в сторону руки и ноги наподобие лучей, сделал соответствующее лицо... и стал Солнцем. Другой – зажмурился, прикрывая лицо рукой от слепящего света. И эта фотография тоже называется «Солнце». Кто-то выбрал другой сюжет – качает на руках ребенка и ласково обращается к нему: «Солнышко!» Кто-то развалился на пляже и тихонечко «поджаривается» под солнечными лучами... Все стоп-кадры отвечают по тематике заданному названию этюда «Солнце».

Теперь, когда все игроки находятся во фризах, в действие вновь вступает ведущий. Переходя от одного участника к другому, он дотрагивается поочередно до каждого, как бы оживляя снимок, делая его динамичным. Это касание позволяет участнику выйти из оцепенения и продолжить стоп-кадр действенной реакцией, оценкой, репликой. Между Ведущим и актером (в выбранной им роли Солнца, Страдающего от света, Родителя, Загорающего и так далее) может возникнуть очень короткий диалог. Цель обмена репликами – проверить глубину погружения в образ, уточнение роли.

«Открываю» схватившегося за голову подростка, разрешая ему тем самым продолжить сцену:

– Черт побери! – внезапно вопит он от досады и колотит себя по голове кулаком. – Проспал затмение Солнца! Целый год готовился, а в последнюю минуту забыл!!!

– Ты кто? – подыгрываю ему.

– Кто-кто, – огрызается собеседник, – студент я. Дипломный проект пишу по астрономии.

Другой участник, застывший с довольной улыбкой на лице, так продолжил игру:

– Слышишь, мужик, она сказала мне: «Мое солнышко!» Значит, любит, а?

Задание можно усложнять путем введения в игру абстрактных понятий, названий цветов, объявляя о стоп-кадре для пары, тройки или группы участников. Тогда им придется в кратчайший срок выстроить фотографию, а затем, при «открытии», подстроиться друг к другу, отыгрывая продолжение сюжета. (Темы, возможные для группового стоп-кадра: «Неудавшаяся вечеринка», «Разговор с директором», «Обокрали!» и тому подобные.).

107. «ЭСТАФЕТА ЧУВСТВ»

Лучше проводить это упражнение, сидя в круге.

Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально – лишь с помощью мимики и жестов – заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий «получает» от ведущего некое выражение определенной эмоции. (Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, так как сидят с закрытыми глазами.)

Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, пантомимически передает ему свой вариант того же самого чувства. Так исходная информация передается по кругу с помощью различных выразительных средств. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют право наблюдать за тем, как трансформируется исходное чувство, в.каком месте происходит ситуация «испорченного телефона» из-за непонимания...

Пройдя круг, эстафета возвращается к ведущему. Нередко случается, что за это время «любовь» превратилась в «ненависть», «доброта» – в «безразличие». После финального аккорда, когда Ведущий принимает от последнего участника его версию чувства, а затем сам демонстрирует исходное задание кругу, происходит обсуждение увиденного.

108. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

На площадку приглашается пара добровольцев. Ведущий дает им некий несложный сюжет для импровизации. Скажем, встреча друзей после долгой разлуки. Актеры начинают импровизацию, но через минуту звучит хлопок ведущего. Этот сигнал позволяет любому из зрителей выйти на сцену и, выбрав кого-нибудь из первой пары участников, обратиться к нему с некой репликой и таким образом увести его в новую ситуацию. Тот из актеров, к которому обратился новый участник задания, оставляет исходную сцену и полностью переключается на новую роль – меняются сюжет, тема, место действия...

Оставшийся не у дел второй актер из исходной пары должен найти подходящий повод, чтобы завершить старую сцену и покинуть площадку. Новая сцена продолжается до тех пор, пока вновь (уже без сигнала ведущего!) кто-то из зрителей не выйдет в центр и не начнет с кем-либо из актеров новый сюжет. И вновь двое будут играть абсолютно новую во всех ее составляющих импровизацию, а «третий лишний», найдя повод завершить свою старую роль, отправится в зал...

У этого тренинга спонтанности есть еще несколько вариантов.

1. Режиссер может дать дополнительную нагрузку любой из играющих пар тем, что вмешивается в ход действия:

– Стоп!!! (Актеры замирают во "фризе".)

– Назовите эмоцию! (Обращение к зрителям.)

– Грусть... Ярость... Замешательство...

Режиссер выбирает любую эмоцию из названных, дает ее паре как основную эмоциональную линию для продолжения сцены.

Сцена продолжается в выбранной тональности.

2. Режиссер прерывает игру командой «Перемена!» Это значит, что со следующей секунды сцена продолжится, но актеры обменяются ролями, а кроме того, продолжат сцену в другом эмоциональном ключе, или в другом времени, или изменят исходные предлагаемые обстоятельства...

Все описанные выше задания вводят участников встречи в ситуацию «как будто», в спонтанные реакции, импровизированные сюжеты. Во всех этих этюдах качество игры отходит на второй план. Акцент – на активном участии в работе, поощрении попыток высказывания-лицедейства, создании атмосферы безопасности. («Никто не будет смеяться над тобой. Если ты все же чувствуешь себя клоуном, то клоуны – мы все, все, кто выходит сейчас на площадку!», «У тебя все обязательно получится!», «Отличная сцена! Давайте поддержим актеров аплодисментами!»)

Шаг третий

«...Полюбить сами вопросы»

Будь терпелив к тому, что не нашло ответа в твоем сердце, и постарайся полюбить сами вопросы.

Э.-М. Рильке