Смекни!
smekni.com

Тренинг Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать Первоклассным актером (стр. 38 из 39)

А вот молодой режиссер Илан Парьенте вместе со своей группой экспериментировал с возрастом прямо противоположным. Представьте себе «Театр-дилемму» в детском саду! Сперва девчонки из его группы отправились на переговоры с воспитательницей, зажгли ее идеей театрального утренника. Затем несколько дней провели в детском саду, изучая тамошние нешуточные проблемы: как поделиться любимой игрушкой; что делать, если очень-очень-очень хочется домой, а мама не приходит; как завоевать расположение воспитательницы Сигалит?.. На самом представлении дети иногда начинали стесняться публики (что поделать – недостаток сценического опыта сказывается!). Тогда они подходили к одной из четырех молодых актрис, за руку выводили на сцену, шептали на ухо, что же им хотелось сказать в инсценированном споре, а воспитанницы Илана вслух «озвучивали» идеи малышей. Так своеобразно проявлялись в детском саду психодраматические техники «дублирования» и «вспомогательного Я».

...Все режиссеры, работающие в рамках проекта, встречались на своих профессиональных семинарах раз в два месяца. Эти встречи необходимы для обмена опытом, совместного планирования, получения представления о том, как работается группам. Кроме того, почти всегда режиссерский семинар – это еще и учеба. Мы постоянно приглашали к себе специалистов из разных сфер: руководителя группы «Плейбек» Иуду Брегмана, мима Геннадия Бабицкого, известного специалиста по психодраме Элиава Нагарина, психолога Вячеслава Погребинского, актрису Номи Аккерман, режиссера и педагога Амира Орьяна, ведущих групп Нили Венецию и Поля Грифина, преподавателей методики телесной терапии «Контакт» Тамира Гилада и Дора Шахара... Охотно учились у коллег, друг у друга. Эта любознательность, как и любовь к театру, по-видимому, заразны, потому что и у подростков мы с удовольствием отмечаем симптомы той же болезни! Всегда после проведения «белых ночей» (это ночной семинар, когда все вместо сна играют, учатся до шести утра), театральных лагерей мы просим заполнить анкету участника, написать, что понравилось больше всего. Ответ в разных интерпретациях повторяется от встречи к встрече – «Учиться!» И этот аппетит к интересным людям, новым знаниям, пробе своих сил в разных театральных жанрах мы всячески приветствуем и поддерживаем в ребятах.

Но совместная учеба – это лишь одна из целей молодежных встреч. Вторая цель – встреча как таковая. Общение, тусовка. Ощущение освобождения от привычных обязанностей, знакомого окружения, от родителей, в конце концов... Чувство собственной значимости, ответственности, причастности к группе, азарт необъявленного состязания: какая группа будет лучше, ярче в выступлениях и конкурсах, кто будет замечен как лучший актер, сценарист, товарищ...

Никакой необходимости в формальном объявлении соревнования нет – эти сравнения и оценки возникают у самих ребят спонтанно из опыта совместной творческой работы групп.

Одним из успехов проекта, я считаю, является поощрение инициативы и реальная передача полномочий молодым лидерам. Это чувство ответственности для многих подростков – желанная нагрузка. Почему? Да потому, что не важно, за что ты отвечаешь: за работу звукоусиливающей аппаратуры, подготовку спектакля или написание сценария для традиционного «Посвящения в актеры», – важно то, что тебе доверили. Значит, ты способен справиться с поставленной задачей. Значит, тебя уважают. А если будет сложно, то всегда придут на помощь, так что ты не один!

В нашем юбилейном пятом лагере – Деревне ис-кусств-2000 – впервые реально заработал молодежный Совет лагеря. До того мы пытались заняться самоуправлением, даже выбирали в совет представителей групп. Но структура была мертворожденной и скорее лишь обозначала стремление к демократическим переменам, чем реализовывала права подростков в реальности. Теперь же одиннадцать представителей групп стали полноправными партнерами режиссеров и директората Деревни искусств. Совет был рупором общественного мнения, отвечал за проведение общелагерных дел – от общей идеи «Театрального кафе», «Посвящения в актеры» или вечера-диско до распределения ролей, организации и проведения вечера, уборки помещения и возврата ключей завхозу.

...Последняя ночь в лагере. Группы разбрелись по зеленым лужайкам, в темноте видны только огоньки передаваемых по кругу свечей. Вместе с режиссерами ребята подводят итоги четырех интенсивных дней. Я сижу в круге своего театра. Рядышком – Миша Сулейменов, один из тех, с кого семь лет назад начиналась «Ювента». Уже давно он работает, он модный преуспевающий молодой парикмахер, но в душе – актер, поэтому при любой возможности присоединяется к нам. А рядом с ним две Юлии – две подружки. Они еще так мало знают и умеют в театре! Так замыкается круг поколений «Ювенты». А может, не замыкается, а продолжается?! Вот – Мири и Ширан – двое из примкнувшей к нам в последнее время четверки коренных израильтян. Ширан так увлеклась всем тем, что у нас происходит, что начала учить русский язык. Поет русские песни, вставляет в речь русские словечки, очень старается полностью выкладываться на площадке. А иМири – природноорганичная молодая актриса. Научится – будет из нее толк. Обе страшно довольно четырьмя днями, проведенными вместе, и Ширан, расчувствовавшись, обращается к друзьям на ломаном русском: «"Ювента", я тебя люблю!» Антон месяц назад отыграл серьезнейшую роль в нашем последнем спектакле. После пяти лет в театре он выходит на профессиональную дорогу – поступил в театральный колледж. О том, что «Ювента» продолжится новым поколением, говорят Алена и Тома. Они, как и Антон, пять лет провели с нами. Теперь – армейский призыв, но обещают появляться в дни увольнений. Люся, Римма и Таня были нашими представителями в Совете лагеря. Рассказывают о том, насколько значима была для них эта роль. Люся, передавая по кругу горящую свечу, говорит: «Этот лагерь останется со мной на всю жизнь...»

А Владик добавляет:

-- Это – единственное место, где все равны!

2008 год, апрель

Методика «ДИД» родилась 15 лет назад. Уже почти 10 лет, как проект не существует в своем первозданном виде – закончилось финансирование. Но остался инструмент – техника, методика «Драмы-дилеммы». Я и мой друг-коллега Володя Левин по-прежнему пользуемся этим инструментом достаточно активно. Термин прижился в театрально-педагогическом мире, стал известен в «городах и весях»...

Свои семинары я провожу в разных странах, для людей разных возрастов и профессий. Звонки и письма, приходящие по электронной почте, говорят о том, что для многих «Драма, импровизация, дилемма» стала палочкой-выручалочкой, любимой техникой в театральной педагогике. Ведущие групп пользуются методикой в ходе психотренингов и подготовки профессиональных коммуникаторов, руководителей предприятий, менеджеров...

Время от времени судьба дарит мне новые встречи с героями этой книги.

...Всю прошлую неделю вместе с Володей Левиным мы проводили семинары по «драме-дилемме» в школах. В этот раз темой встреч была экология, участие каждого из нас в охране окружающей среды. Как и 10 лет назад, основная проблема заключалась не в том, «как поднять» шестиклассников на площадку, заинтересовать, объяснить методику... Вся энергия уходила на то, чтобы как-то сдержать шквал эмоций, идей, желаний высказаться, которые вызвала «Драма-дилемма» у мальчишек и девчонок. «Приходите еще!!!» – требовали и дети, и учителя.

* * *

...Сегодня раздался звонок от Илана Париенте: – Опять прочитал твою книгу, что слышно? Как «Драма-дилемма»? Соскучился. Мы встретились.

С тех пор как завершилась история проекта, дороги наши разошлись. Тем приятнее было узнать, что один из моих наиболее темпераментных оппонентов (помните: «Я хочу в театре Шекспира и Лопе де Вега, а не кухонные сцены!!!»?) все эти годы не забывал нас, пользовался методикой «дид».

Весь последний год Илан очень успешно вел занятия по «драме-дилемме» в подростковом клубе городка Роша-Айн. И дети, и «заказчики» – в восторге!

* * *

Не так давно на свою долгожданную свадьбу пригласил меня Толик, один из первых выпускников «Ювенты», наш неповторимый Режиссер («Как это делается» по К. Чапеку), организатор ювентийских вечеров...

За отдельным свадебным столом собралось повзрослевшее поколение молодежной Театральной студии... За спиной у них уже и армия, и университеты, и работа.

Римма, Лариса, Софа – уже давно мамы.

Костик, Володя, Ави – женаты, теперь и Толик присоединяется к «семейному клубу».

Тома не смогла приехать – она уже несколько лет как закончила Театральное училища Нисана Натива, с успехом играет в телесериалах, профессиональная актриса театра, – у нее сегодня спектакль.

Алена занялась изучением рекламы.

Лена и сегодня – «в поисках себя и места приложения недюжинных сил».

Мишка Сулейменов вдохновленным вернулся из Москвы с Чемпионата мира по парикмахерскому искусству, совладелец модного парикмахерского салона, лауреат всевозможных конкурсов, стилист, визажист, он и сегодня с благодарностью вспоминает уроки «Ювенты».

Антон год вел программу на центральном телевидении, поездил по миру, оставил изучение режиссуры и ушел с головой в музыку – записал новый диск.

Саша Резников преподает игру на гитаре, окончил Академию музыки и активно концертирует.

Люся и Таня по-прежнему неразлучные подруги, теперь – студентки вуза. С ними и с Элен мы встречаемся каждую неделю в Центре молодежной инициативы МИКС. Они не устают от репетиций, берут на себя многие менеджерские функции в подготовке театральных программ, с удовольствием играют «из старенького» – избранные сцены и скетчи из репертуара «той "Ювенты"», пишут стихи, занимаются саморазвитием...