Смекни!
smekni.com

Тренинг Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать Первоклассным актером (стр. 14 из 39)

Во второй скорости темп чуть-чуть ускоряется. Любое движение, речь, все, что бы мы ни делали, происходит быстрее, чем в первой скорости, но еще не в обычном темпе.

Третья скорость – это обычный повседневный темп движения каждого из вас. У кого-то это происходит чуть быстрее, у кого-то чуть медленнее, но никаких особых усилий при третьей скорости нам совершать не нужно. Остаемся сами собой! Живем в привычном темпе! Здорово, не правда ли, но, как говорится, «жизнь – это не пикник». Порой приходится поднапрячься, поторопиться, попотеть, прежде чем достигнешь чего-то. В общем, переходим к следующей – четвертой скорости.

Четвертая скорость – это ускоренный темп. Как правило, так мы существуем, когда напряжены, что-то тревожит нас, создает дискомфорт, волнение, напряжение. Хотя тот же темп может быть признаком и приятного возбуждения, нетерпения, связанного с ожиданием чего-то необычного, радостного. Четвертая скорость выше обычной. Порой в движениях, речи героя мы замечаем торопливость, суетливость, нервозность...

Пятая скорость – почти бег. Все происходит в темпе, преувеличенно быстром. Торопимся, опаздываем, бежим, говорим взахлеб, размахивая руками, вообще ожесточенно жестикулируем...

Теперь, когда вы знакомы со всеми пятью темпами-скоростями, выйдите, пожалуйста, на площадку, и попробуем вместе просуществовать в каждой из скоростей. Я называю номер скорости, а вы пытаетесь практически освоить ее. Заставьте весь организм переключаться быстро и точно со скорости на скорость. Дайте команду мышцам запомнить разницу между темпами. <...>

Прекрасно! Можете занять свои места. Теперь каждому из вас придется сдать личный экзамен. Кто из вас первым выйдет на площадку? Аплодисменты самому смелому! Итак, начинаем движение в третьей скорости <...>, переходим на вторую. <...> Не нужно замедлять темп настолько, это уже скорость два-минус или один-плюс. Попытаемся быть точными и двигаться именно в заданной второй скорости! Спасибо. Пятая скорость! <...> Хорошо. Следующий участник – прошу на площадку. (Идет индивидуальная проверка. Каждый из играющих получает три-четыре скорости и в течение 5–10 секунд демонстрирует движение в этих темпах. Ведущий при активном участии зрителей оценивает и комментирует соответствие темпа исполнения заданной скорости...)

Теперь усложним задание. Я приглашаю на площадку тройку участников и каждому присваиваю номер: первый, второй, третий.

Номер скорости, который я буду называть, – это задание для второго игрока. Первый участник должен «понизить» задание на единицу, а третий – «повысить» тоже на единицу. Таким образом, если вы слышите от меня цифру «четыре», то второй игрок двигается в четвертом темпе, первый – в третьем (4 – 1), а третий – в пятом (4 + 1). Прозвучит цифра «пять», значит, второй – в пятом темпе, первый – в четвертом, а третий? Третьему тоже придется находиться на пятой скорости. Потому что шестой не существует. То же самое произойдет, если будет названа, скажем, цифра «один»: второй находится в первом темпе, первый останавливается и стоит (1 – 1 = 0), а третий двигается во втором темпе... Все эти расчеты вам придется делать быстро и самостоятельно по ходу упражнения. А сейчас первая тройка выходит на площадку! Обратите внимание, чтобы каждый из игроков оставался именно в собственном темпе, а не перескакивал на темп соседа.

Следующий этап задания – обоснование темпа. Задание для всей группы: выйти на площадку и попробовать найти оправдание движения, существования каждого из актеров в темпе номер один, Пусть каждый подвигается по сцене, поищет физическое и эмоциональное состояние, которому подошел бы заданный темп. На эту работу вам дается три минуты. <...>

После трехминутной репетиции – показ и обсуждение. Найдено ли соответствие между скоростью и психофизическим состоянием? Один из актеров изображает учителя, объясняющего урок в первом темпе.

Подходит ли эта ситуация к заданию? На первый взгляд для «усредненного» учителя, объясняющего материал, подойдет темп номер три, четыре, но никак не один! Но представим себе, что параллельно с объяснением урока он:

• следит за тем, что за спор происходит в конце класса;

• думает о том, не забыл ли дома выключить газ;

• поймал себя на мысли, что не помнит формулу;

• почувствовал недомогание...

А вот одна из героинь другого сюжета бредет по аллеям парка. Она печальна и грустна. Останавливается, задумчиво смотрит в небо... Здесь первый темп кстати. Подходит к заданию и сцена, в которой один из участников погрузился в чтение. Даже книжную страницу он переворачивает предельно медленно, так заворожен интересным рассказом... Даем для репетиции и показа еще один-два темпа и работаем с ними. <...>

Следующее задание. Разбейтесь на группы по два–пять человек. Задание: придумать и отыграть сцену, которая подходила бы для определенного темпа (его определяет сам ведущий!). В течение десяти минут вы придумываете сюжет и репетируете, обращая внимание на то, что все без исключения действующие лица существуют в рамках сцены лишь в заданном темпе. Понятно, что ваша история должна логически «подходить» к полученной скорости или, наоборот, – скорость должна быть «оправдана» историей, которую каждая из групп представит. <...> Теперь, когда все группы показали свои варианты историй, мы видим, что самые различные события могут происходить в одном и том же темпе,

63. «СТУЛЬЧИК»

Финальная часть заданий по теме «Темпоритм» проводится со стулом. Кроме него нам потребуются доска и мел или большой лист бумаги и фломастер для записей.

На доске записываются три цифры. Например: 3 – 2 – 7. На середине площадки ставится стул.

Мы продолжаем работать с различными темпами. На сей раз задание таково. Вы по очереди будете выходить на площадку к этому стулу и выполнять три простых физических действия. Вам предстоит сесть на стул, посидеть на нем и встать. Очень просто, не правда ли?! Теперь обратите внимание на доску. Здесь записаны три цифры. Что обозначает эта формула? Первая цифра – это количество секунд, за которые вам предстоит опуститься на стул из положения стоя. Вторая цифра говорит о времени, которое вы проведете, сидя на стуле. А третья – тот временной отрезок, за который вам нужно будет подняться со стула (то есть плавно перейти из положения «сидя» в положение «стоя»). Проверим нашу формулу! Садимся, то есть опускаемся на стул, не одним махом, а за три секунды. Наслаждаемся покоем две секунды. И целых семь секунд нам понадобится, чтобы встать! Давайте попробуем технически выполнить задание. (На площадку один за другим выходят несколько участников для выполнения задания. На этом этапе все внимание – соответствию действий указанному времени. Точно ли ощущает актер время? Умеет ли правильно распределить его?)

Итак, проверили наши «биологические часы», потренировались в сосредоточенности. Пришло время вспомнить о том, что мы люди театра, а значит, и у этого задания есть перспектива превратиться в театральный этюд, игровую сцену. Сейчас вам предстоит не просто технически «реализовать» ту или иную формулу, которую я запишу на доске, а отыграть ее, оправдать театрально.

Скажем, дана формула 5–1–1. Что за причина, по которой человек так медленно опускается на стул? Почему лишь секунду он сидит и порывисто (тоже всего за секунду) встает? Кто хочет предложить свой вариант сцены? Пожалуйста, на площадку! (Несколько идей показа: герой присаживается на стул, разглядывая что-то вдали, и быстро вскакивает, потому что стул свежевыкрашен. Герой садится медленно, опасаясь подвоха, и вскакивает оттого, что просмотрел маленький гвоздь, сел на него и порвал брюки...)

* * *

«Круг друзей» – так назвал я этот сборник. Во многом это – определенная установка, концепция, как ни высокопарно, может быть, звучит это слово.

Круг – наилучшая форма для занятий в группе: здесь все и каждый не только равны (нет ни первого, ни последнего), но и хорошо видят друг друга.

Круг создает доверительность, интимность, сопричастность.

Круг концентрирует внимание на том, что происходит внутри него, отсекая внешние раздражители.

Круг защищает – у него есть и границы, и форма.

Как вы успели заметить, большинство встреч, обсуждений, разборов этюдов и упражнений мы проводим именно в круге (хотя и учебный полукруг – форма удобная и принятая в ходе занятий).

...Без малого двадцать лет я занимаюсь любительским молодежным театром. И никогда, ни в одной из групп я не проводил модных сегодня «аудиций», не устраивал экзаменов и конкурсных прослушиваний. Я убежден, что круг театра должен быть открыт для любого, кто заражен вирусом сцены, ведь все мы хотим любви обоюдной!!/

В самодеятельном театре представление о собственной звездности, элитарности, недосягаемости – губительно. Атмосфера доброжелательной открытости, доверия, глубочайшего понимания ответственности и жесткий принципиальный спрос за пренебрежение интересами коллектива воспитывают самодеятельного актера. Вы скажете, что в этом перечне отсутствуют профессиональные актерские умения и навыки, что молодежная театральная студия – это не подростковый клуб, основной задачей которого является воспитание личности. И все же...

Могу сослаться лишь на собственный опыт. Практически не было случая, когда динамика группового развития театрального коллектива не стала бы катализатором и личного профессионального роста ребят. У кого-то происходил чудесный скачок в умениях. У других эволюция – освобождение от зажимов, комплексов, привыкание к сцене и освоение ее законов – заняла месяцы и годы. Но ни один, повторяю – ни один, не остался в итоге на скамейке запасных.

Наш общий тесный круг друзей, людей, преданных театру, любящих быть и работать вместе, принимал всех. Я рад, что сегодня к нашей компании присоединились и вы, уважаемый Читатель!