Смекни!
smekni.com

Мерзлякова В. П., Рау Е. Н (стр. 11 из 30)


По результатам проведенного нами исследования заикающихся подростков и взрослых (59 человек) для большинства из них был характерен средний уровень мотивационного настроя на преодоление заикания — 35 человек (59,3%) (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Уровень мотивационного настроя подростков и взрослых на преодоление заикания.

Причем качественный анализ ответов заикающихся на высказывания данного опросника позволяет сделать вывод, что большинство из них (43 чел. — 72,9%), наряду с желанием и пониманием необходимости устранения заикания, недооценивает роль собственных усилий, настойчивости и упорства в устранении заикания, а также важность самостоятельных занятий в работе над речью. В большинстве случаев это было характерно для тех людей, которые демонстрировали средний и низкий уровень мотивационного настроя на преодоление заикания. Пациенты с высоким мотивационным настроем, помимо сильного желания избавиться от заикания, веры в то, что это осуществимо, понимали важность и необходимость собственных усилий в работе над речью, осознавали, что это труд, требующий определенных собственных резервных возможностей.

Несомненно, что одного мотивационного настроя на преодоление заикания, выражающегося лишь в желании избавиться от данной проблемы, мало. Необходимо придавать значение собственным усилиям в работе над речью и поддерживать свой мотивационный настрой на протяжении всего коррекционного курса. Таким образом, качественный анализ полученных ответов на вопросы данной методики позволяет применить дифференцированный подход к коррекции заикания и на его основании разработать личностно-ориентированные программы по развитию и поддержанию высокого мотивационного настроя в работе над речью.

Полученные результаты подтверждают записи наших пациентов в дневниках-жизнеописаниях. Так, испытуемая Д.К. с низким уровнем мотивационного настроя на преодоление заикания, обнаруженным в ходе данного исследования, пишет в своем дневнике: «Я много лечилась. Но речь, как была с запинками и с напряжением, такой она и остается. Как мне кажется, заниматься бесполезно, не получится, не будет успехов». Эта запись позволяет нам сделать вывод о глубоком неверии пациентки в успех, увидеть боль предыдущих разочарований. Испытуемый А.К. с высоким уровнем мотивационного настроя, напротив, верит в успех: «Я очень хочу избавиться от заикания ради своей мечты и верю, что это возможно. Я сделаю все, что только от меня зависит, и думаю, что все получится».

2.2. Представленность мотивационных тенденций в структуре личности заикающихся.

По данным наших исследований для большинства заикающихся подростков и взрослых характерны средний уровень выраженности мотивационной тенденции «надежда на успех» (НУ) — 59,3% человек, низкий уровень тенденции «боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» (БН1) — 72,9% человек и высокий уровень тенденции «боязнь неудачи в связи с боязнью ее социальных последствий» (БН2) — 61%. Большинство ответов заикающихся имеют принадлежность к мотивационной тенденции «боязнь неудачи в связи боязнью ее социальных последствий» (БН2), которая проявляется в ожидании негативной оценки общества, что позволяет сделать вывод о доминировании данной тенденции в


структуре личности большинства пациентов (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Доминирующая мотивационная тенденция в структуре личности заикающихся подростков и взрослых.

Таким образом, видно преобладание у заикающихся негативной мотивационной тенденции, представляющей собой страх перед социальными последствиями неудачи, ожидание негативной оценки со стороны социума. Преобладающая мотивационная направленность на избегание неудачи, а не на достижение успеха, негативно сказывается не только на личных достижениях заикающихся, но и на процессе их социально-психологической адаптации. Это можно проиллюстрировать некоторыми дневниковыми записями пациентов. А.И.: «В школе на уроке литературы, когда меня вызывали рассказать стихотворение, я иногда говорил, что не выучил его, хотя на самом деле я его выучил»; Т.А.: «Я стараюсь не вступать в споры, мне тяжело отстаивать свою точку зрения, стараюсь избегать таких ситуаций. Но, однозначно, это очень мешает мне в жизни»; К.Д.: «Я не могу описать ситуацию, когда выходила победителем». Лишь некоторые описывали ситуации, в которых стремились добиться желаемого. Д.М.: «Иногда, когда очень хочу, оказываюсь победителем, боюсь провала, но все равно иду к цели».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что у большого количества пациентов поведение в той или иной степени направлено на избегание неудач в различных сферах деятельности.

2.3. Особенности самооценки заикающихся подростков и взрослых.

Исследование «неречевого» компонента самооценки по методике Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн показало, что уровень реальной самооценки (уровень оцениваемых качеств в настоящий момент) у большинства заикающихся был высоким и очень высоким (49,2% и 23,7% соответственно). Уровень идеальной самооценки (желаемый уровень развития оцениваемых качеств) у большинства пациентов являлся завышенным (38 человек — 64,4%). Максимальное количество завышенных идеальных самооценок могло свидетельствовать о нереалистичном, некритическом отношении заикающихся к себе, к собственным возможностям.

Анализ оценивания себя по шкалам «Речь», «Общительность» позволил сделать вывод о высоте «речевой» самооценки заикающихся подростков и взрослых. Так, у большинства из них отмечался низкий уровень реальной речевой самооценки (37 человек — 62,7%) и завышенный уровень идеальной речевой самооценки (40 человек — 67,8%). Такое количество завышенных идеальных речевых самооценок по нашему мнению говорит о сверхзначимости избавления от речевых проблем.

Оценка параметра расхождения реальных и идеальных самооценок заикающихся позволила увидеть, что самая большая величина расхождения этих параметров оценивания наблюдалась по шкалам «Речь» и «Общительность» (в среднем 50 баллов), характеризующим «речевой» компонент самооценки. Это объясняется сравнительно низкими реальными и высокими идеальными самооценками по данным шкалам, высоким стремлением достичь наилучшего результата, искоренив, по их мнению, одну главную проблему — заикание.

Сравнительно небольшая величина расхождения реальных и идеальных самооценок (не более 20 баллов) наблюдается по всем остальным шкалам, характеризующим «неречевой» компонент самооценки, что может объясняться сравнительно высокими реальными самооценками по данным шкалам.

Анализ данных беседы, речевых комментариев заикающихся во время исследования, а также дневников-жизнеописаний позволил выявить сверхценное отношение к дефекту пациентов, что проявлялось в объяснении причин своих неудач наличием речевых проблем, а не своими личностными особенностями. В большинстве случаев оценивание себя по таким шкалам, как «Здоровье», «Речь», «Характер», «Общительность», «Счастье», «Отношения со сверстниками», «Уверенность в себе» происходило с оглядкой на речевой дефект. Во всем они видели одну причину — заикание. Приведем высказывания заикающихся подростков и взрослых, подтверждающие этот факт.

Шкала «Здоровье»: «У меня проблемы с речью»; «Заикаюсь просто. А так все нормально».

Шкала «Речь»: «Вот избавлюсь от заикания и буду говорить на 5+»; «Если бы не было проблем с речью, все было бы на 10 баллов».

Интересен тот факт, что заикающиеся оценивают качество речи в основном по наличию или отсутствию запинок, не обращая внимания на ее другие параметры (умение правильно оформить свою мысль, подобрать адекватные данной ситуации лексические средства, эмоционально и выразительно сообщить какой-либо материал).

Шкала «Общительность»: «Речь мешает общительности, меня дразнят, а я обижаюсь — и дразнят еще больше»; «Просто не могу общаться, не получается у меня. Я не люблю подходить к людям, что-то спрашивать».

Шкала «Счастье»: «У меня только одна трудность это неумение говорить, если бы не это, я был бы абсолютно счастлив».

Шкала «Отношения со сверстниками»: «Заикание изменило мои отношения с людьми. Со мной перестают общаться, дружить, меня дразнят, отворачиваются от меня»; «Трудно налаживать отношения: я не всегда могу пошутить или спросить что-то».

Шкала «Уверенность в себе»: «Заикание мешает быть уверенным в себе, неприятно находиться в роли клоуна»; «Уверенность была бы абсолютной, если бы не дефект речи»; «Я наполовину уверена в себе, но хочу добиться умения правильно и красиво говорить».

Как видно из этих высказываний, нарушения коммуникации влияют на уверенность человека в собственных силах, и, соответственно, наносят отпечаток на все поведение человека: «Иногда мне не хватает уверенности и решительности, наверное, нужно быть менее осторожной, а я чересчур мнительна и осторожна».

Шкала «Характер»: «Заикание влияет на мой характер. Из-за него я стал в какой-то степени замкнутым, переживающим, мягким. Да, я уверен, что характер изменяется в связи с проблемами, с речью. Человек становится замкнутым, и ему становится трудно говорить».

Наряду с этим были некоторые испытуемые, которые отмечали, что заикание мешает им в жизни, но не сказывается при этом на общительности, уверенности в себе. П.Н.: «Я контактный человек, быстро нахожу общие темы для общения. В принципе, в себе я уверен, стараюсь всегда удачно завершать все начатые дела. Думаю, что поэтому руководство ставит сложные задачи».