Смекни!
smekni.com

Мерзлякова В. П., Рау Е. Н (стр. 20 из 30)

Он понял, что теперь его путь — возвращение. И все, что он может дать своему народу, — знание, что у каждого свой путь, опасный и таинственный, неведомый для других и увлекательный.

Юноша встал на ноги и неторопливо пошел вниз по горному склону, размышляя о том, что, может быть, истинной целью его путешествия и был сам путь.

Для наглядного представления хода коррекционного процесса прочтение данной сказки сочетается с демонстрацией всех этапов и направлений работы на изображении в символической форме на плакате. У каждого пациента своя дорога к вершине горы. И у каждого пациента свой личный талисман, который помогает продвигаться вперед и не бояться трудностей, — это индивидуально подобранный для каждого символ с учетом индивидуальных особенностей. Так, например, талисманом одного из пациентов была сова с бакалаврской шапочкой, как символ мудрости, ясности мысли, точности слова. У другой пациентки талисманом была радуга, как символ обновления. Эти символы прикреплялись к дорожке, по которой должны были следовать наши пациенты.

Проведем краткий анализ сказки, чтобы выяснить основные зашифрованные в ней мысли. Под сокровищами, хранящимися на вершине горы, каждый понимает то, что дорого и ценно для него. Как правило, пациенты рассматривают их как знание, которое позволило бы им овладеть правильной речью. Путь к этому знанию тернист и нелегок, полон трудностей и препятствий. Дорога через степь указывает на первое правило красноречия: днем необходимо говорить медленно и неторопливо, а ночью — во сне — преодолевать большие расстояния по пути к цели, так как хороший ночной сон и спокойное бодрствование благоприятно действуют на нервную систему и способствуют снятию нервного напряжения.

Второе правило: к цели не следует торопиться, необходимо выполнять все речевые правила, старательно делать все упражнения и тогда с каждым днем все будет получаться лучше и лучше. Появление совы (неожиданно и ненадолго) является символом мудрости, знания, к которому стремятся участники группы, и говорит им о том, что каждый идет правильным путем и у каждого уже есть свои успехи. Необходимо следовать за совой, прислушиваться к ее советам. В конце каждого занятия наши пациенты получают письма от совы с советами, на что еще необходимо обратить внимание, а также похвалой за те или иные достижения на занятии.

Водовороты на реке — это наша кипучая жизнь, полная событиями и людьми, говорящими достаточно быстро, разговаривая с которыми бывает трудно удержать свой полный стиль произношения, новую технику речи. Древняя черепаха является символом неторопливости, медлительности, неспешности, размеренности, поддержки в таком кипучем мире (реке). Панцирь черепахи — это опора. И отсюда следует третье зашифрованное правило: следует отталкиваться от гласных, как от опоры, и тогда слово будет сказать легко. Водоросли и ракушки, мешающие плыть черепахе, — это то, что мешает говорить заикающимся. Поэтому освобождение черепахи от этого гнета очень символично.

Появление стаи собак символизирует страх заикающихся тех или иных коммуникативных ситуаций, страх речи. Из этого фрагмента следует следующая важная мысль: нельзя отступать назад, сдаваться, необходимо добиваться поставленной цели, преодолевать те или иные препятствия и трудности, встречающиеся на пути.

Пещера показывает необходимость отдыха в любом пути, в том числе и в работе над собой и своей речью, поэтому чрезвычайно важно выполнять упражнения на расслабление, аутотренинг, чтобы успокоиться и снять эмоциональное напряжение.

Путь вверх по склону достаточно тяжелый. Автор пишет, что легко скатиться вниз, необходимо идти осторожнее. Что же означают эти слова? Когда мы читаем пациентам этот отрывок сказки, они уже освоили некоторые навыки новой речи. Но, несмотря на это, необходимо также тщательно выполнять речевые упражнения, дыхательную гимнастику, аутотренинг, чтобы не растерять полученные знания и совершенствовать свою новую правильную речь. Пациенты должны понимать, что только самоконтроль позволит им в совершенстве овладеть новой техникой речи.

Зеленые драконы, белые тигры — последнее препятствие на пути к цели. Цель уже очень близко — главное устоять. Этот отрывок учит умению преодолевать себя, несмотря на трудности, встречающиеся на пути. Конец сказки, как правило, читается на заключительном занятии 3 этапа активной логопсихотерапии, подводя пациентов к мысли, что у каждого свой путь, в результате которого они обрели знание, научились им пользоваться. И теперь перед ними открываются все новые и новые вершины, которые они способны достичь.

Таким образом, с целью создания интриги и загадочности ситуации в данном случае был использован метод библиотерапии. Рассмотрим более подробно возможности библиотерапии на этапе активной логопсихокоррекции.

Использование метода библиотерапии как средства поддержания интереса к коррекционным занятиям и формирования уверенности в успехе лечения, мотивации достижения цели. Специальная подборка литературных произведений позволяет опосредованно обосновать некоторые этапы и приемы работы с заикающимися, способствуя не только повышению интереса пациентов к процессу занятий, но и создавая дополнительный мотивационный стимул для соблюдения всех «речевых» правил. Читая подобранные произведения, наши «ученики» идентифицируют себя с главными героями и проецируют на себя те или иные качества. Важно, что эти произведения используются на данном этапе для выстраивания и проведения психотерапевтических бесед, функциональных тренировок. Обсуждение на занятиях тех или иных произведений, разыгрывание по ролям эпизодов сказок или других художественных текстов способствует формированию и закреплению ситуационной и спонтанной речи, развитию ее диалогической формы, а также импрессивно-экспрессивных реакций [116].

Приведем примеры принципа подбора литературных произведений для коррекционной работы.

— С целью соблюдения режима молчания как необходимого этапа коррекционной работы возможно использование волшебных сказок, например, «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина, «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсена, «Молчание — тысячи стоит» (бирманская сказка), где объясняется важность молчания.

— Для поддержания контроля за соблюдением медленного темпа речи предлагаются психотерапевтические сказки, например, «Приключения голубой искорки» (Джойс Миллс); «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» (Д.Ч. Харрис).

— Работа над преодолением страха речи, повышенной тревожности проводится посредством сказок «Трусливый олень» (нганасанская народная сказка), «У страха глаза велики» (русская народная сказка) и т.д.

— Работа над формированием уверенности в успехе лечения, мотивации достижения цели: стихи «Успех», «Первая речь Демосфена», «Вторая речь Демосфена» (без автора), «Сибирь» (А.С. Пушкин), «Если» (Р. Киплинг в переводе С. Маршака), «Самая главная победа» (по записи С. Шагина), «Выше Радуги» (С. Абрамова) и др.

— Для развития умения выделять и анализировать собственные индивидуальные качества и возможности применяется сказка Г.Х. Андерсена «Улитка и розовый куст».

— Для развития умения адекватно преодолевать эмоциональные кризисы, справляться с негативными эмоциями используются сказки, в которых показано преобразование героев («Дядюшка Эйнар» Р. Брэдбери и «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена и др.).

— С целью релаксации, снятия психоэмоционального напряжения и закрепления достигнутых позитивных результатов в конце занятия применяются придуманные нами медитативные сказки, при восприятии которых необходимо занять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза.

В качестве приемов работы со сказкой используются следующие: самостоятельное домашнее прочтение и последующее обсуждение на занятии, написание отзыва-отклика, разыгрывание эпизодов из сказки с целью прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации.

Чтобы проиллюстрировать тот эмоциональный отклик, происходящий с пациентами в ходе коррекционного обучения после прочтения предложенных произведений, приведем примеры отзывов и некоторые их высказывания.

Соблюдение режима молчания. Ч.М.: «Дикие лебеди» это еще одна сказка, доказывающая важность молчания. Девочка Элиза не сомневалась в том, что она добьется своей цели. Ее не остановили ни психологические (молчание), ни физические (крапива) препятствия. Эта сказка похожа на наш путь исправления речи. И было бы очень хорошо, если бы все, как Элиза, справились с поставленными трудностями. С каждым днем наша группа справляется с заданиями все лучше и все ближе становится к осуществлению своей цели».

Соблюдение медленного темпа речи. В.И.: «Если сказку о приключениях голубой искорки перевести на нашу проблему, то все станет на свои места. Голубая искорка это один из нас. Воспоминания это Вы, т.е. способ, выход из этой ситуации. Когда мы полностью научимся говорить медленнее и плавнее, то мы тоже придем в восторг от своего достижения, и каждый из нас вернется в свою стаю рыбок общество, окружающее каждого из нас, и заживет заново».

Преодоление страха речи. Г.М.: Сказка «Трусливый олень» заставила меня вообще задуматься о том, как бороться со страхом. Я думаю, что о страхе надо просто меньше думать. Всячески отгонять от себя мысли о страхе, а если они все-таки появились, то хотя бы постараться расслабиться и реально оценить ситуацию, не теряя голову».

Развитие способности к самоанализу. Н.А.: «Прочитав сказку «Улитка и розовый куст», я поняла, что смысл ее в том, что нужно стараться прожить жизнь как розовый куст, отдавая себя людям, принося радость и тем самым радоваться жизни и быть в гармонии с собой и миром. А позиция улитки не приносит радости ни окружающим, ни ей самой. Она угрюма, ворчлива. Несмотря на то, что мне не нравится позиция улитки, в моей жизни, к сожалению, до сих пор преобладает больше от улитки, чем от розового куста. И сейчас я, как никогда, хочу выбраться из скорлупы и посмотреть на мир другими глазами и не думать, что мир вокруг враждебен ко мне. Надеюсь, мне это удастся».