Смекни!
smekni.com

Организационно-правовые вопросы (стр. 16 из 37)

При этом реализация права рассматривается в двух аспектах: во-первых, как конечный результат – достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий; во-вторых, как процесс, объективно представляющий собой совершение определенными средствами в известной последовательности, в установленные сроки и в определенном месте предусмотренных нормами права правомерных действий.

В данном случае идет речь о реализации права в объективном смысле, – т.е. реализации правовых норм. Между тем, научный аппарат, разработанный применительно к реализации объективного права, вполне может быть применим и к реализации права в субъективном смысле, в данном случае – к вопросу реализации права военнослужащих на охрану здоровья. Основанием такой уверенности может служить то обстоятельство, что субъективные права граждан, по общему признанию, основываются, выражаются в нормах объективного права. Поэтому многие ученые-юристы рассматривали реализацию субъективных прав граждан как их «осуществление путем правомерного поведения субъектов общественных отношений»[84].

Как отмечалось, целью реализации права военнослужащих на охрану здоровья является обеспечение им безопасных условий военной службы путем приведения значимых параметров среды их жизнедеятельности к допустимым значениям, при которых причинение вреда здоровью исключается, либо маловероятно.

Однако, как неоднократно указывалось в работах исследователей в области военной службы, достичь требуемого уровня безопасности факторов, воздействующих на организм военнослужащих в полной мере невозможно по целому ряду объективных причин. Но и в этих условиях возможно сохранение здоровья военнослужащих путем предоставления им индивидуальной защиты, дополнительного питания, изменения режима служебного времени и т.п., то есть – путем компенсации вредного (опасного) воздействия факторов военной службы на организм конкретного военнослужащего. В отличии от создания безопасных условий военной службы путем ликвидации источников угроз жизни и здоровью, данные средства и способы имеют своим непосредственным объектом организм конкретного военнослужащего, выступая неотъемлемой частью охраны его здоровья.

Таким образом, под реализацией права военнослужащих на охрану здоровья можно понимать деятельность органов военного управления и военнослужащих, направленную на обеспечение последним безопасных условий военной службы, а также компенсацию вредного и (или) опасного воздействия на их организм различных факторов военной службы.

Степень реализации прав граждан зависит от условий, которые созданы государством. Реальность прав и свобод граждан обеспечивается целой системой различных экономических, социальных, политических, идеологических, организационных и других гарантий. Под гарантиями в юридической науке понимаются условия и предпосылки, обеспечивающие фактическую возможность реализации прав граждан.[85]

При этом принято разделять гарантии на общие и специальные (юридические или правовые). К общим гарантиям относятся экономические, политические, идеологические и организационные.

Юридические гарантии - это правовые нормы, определяющие специфически юридическими средствами условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п.[86]

Учитывая особое значение юридических гарантий в реализации прав граждан, представляется необходимым рассмотреть систему таких гарантий, обеспечивающих реализацию права военнослужащих на охрану здоровья.

§ 1. Юридические гарантии реализации права военнослужащих на охрану здоровья.

Говоря о системе юридических гарантий реализации права военнослужащих на охрану здоровья, можно выделить две их группы: обеспечивающие реализацию этого права и обеспечивающие его защиту. К первой группе необходимо отнести нормы, определяющие пределы данного права; конкретизирующие его в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается обладание и непосредственное пользование военнослужащими конкретными правомочиями в сфере охраны их здоровья; процессуальные формы их реализации. Ко второй группе юридических гарантий следует отнести механизмы и институты защиты права военнослужащих на охрану здоровья: контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение этого права.[87]

Совокупность правовых гарантий реализации права военнослужащих на охрану здоровья можно также представить в виде механизма, включающего в себя в качестве элементов: информирование военнослужащих о принадлежащем им праве, об органах военного управления, правомочных его осуществлять; выделение круга вопросов, связанных с точным установлением правовых оснований принадлежности военнослужащему соответствующего права, его объема, конкретного содержания и пределов использования; определение правовых средств, которые необходимо использовать в процессе защиты данного права; установление органа (лица), от действий которого, предусмотренных законом, зависит его реализация; применение правовых средств защиты от нарушения прав и свобод военнослужащих, восстановление нарушенного права.

Пределы осуществления права военнослужащих на охрану здоровья.

Одной из важнейших гарантий механизма реализации субъективных прав граждан является определение пределов этих прав. Именно границы субъективных прав гражданина определяют меру предоставляемой этими правами свободы, осуществляя которую, с одной стороны, управомоченный субъект ограждается от каких–либо посягательств, а с другой - не препятствует свободному осуществлению субъективных прав иными лицами. В этом смысле, ограничения правом субъективных прав граждан является гарантией их реализации, выступает неотделимым элементом механизма реализации правового статуса гражданина.

Учитывая сущность права военнослужащих на охрану здоровья, как права на безопасные для здоровья условия военной службы, его пределы, очевидно, содержатся в вопросе о том, в какой степени и в каких случаях такое право может быть ограничено. Законодательство Российской Федерации прямого ответа на этот вопрос не дает, поэтому автор предлагает определение упомянутых пределов, опираясь на имеющиеся правовые нормы.

В соответствии с п. 3. Ст. 55 и п. 3. Ст. 56 Конституции Российской Федерации, право военнослужащих на охрану здоровья может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государственного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в п. 2. ст. 1 определяет, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, выполнение которых связано с необходимостью беспрекословного выполнения приказов командиров.

При анализе сущности интересов, которые могут быть признаны выше интересов сохранения жизни и здоровья военнослужащих необходимо учитывать, что Вооруженные Силы Российской Федерации, иные воинские формирования, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а Вооруженные Силы Российской Федерации, также, и для выполнения задач в соответствие с международными договорами Российской Федерации (ст. ст. 2, 10 Федерального закона «Об обороне», ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Любая агрессия, посягательство на целостность и неприкосновенность Российской Федерации влечет за собой и угрозу таким охраняемым законом правам и свободам граждан, как их жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и др. Следовательно, защита Российской Федерации, возлагаемая на военнослужащих является их обязанностью по устранению угрозы указанным охраняемым законом интересам. Невыполнение же военнослужащим своих обязанностей может нанести ущерб этим интересам.

Исходя из принципа сопоставимости интересов, разумной достаточности их обеспечения можно заключить, что риск жизни и здоровью военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы только тогда может быть оправдан, когда такое выполнение обязанностей необходимо для устранения неминуемой опасности тем интересам, которые военнослужащие призваны защищать, а последние не являются менее существенными, чем те, которыми государство вынуждено пренебречь.

С точки зрения формальной логики, жизнь и здоровье военнослужащих (учитывая, что несомненно, наивысшую значимость этих неимущественных благ перед всеми остальными) могут быть сопоставимы по своему значению только с жизнью и здоровьем иных лиц. Однако сформулировать на этой основе универсальное правило для установления пределов реализации права военнослужащих на охрану здоровья вряд ли представляется возможным. Затруднение заключается в том, что военнослужащие, вся военная организация Российской Федерации предназначена защищать не интересы конкретных лиц, а интересы общества и государства в целом. Поэтому, интересы защиты жизни и здоровья граждан обеспечиваются военной организацией лишь при защите интересов государства и общества.

Необходимо отметить, что указанные задачи решаются Вооруженными Силами, иными воинскими формированиями особыми методами – методами вооруженной борьбы. Задачи, решаемые такими методами, принято называть боевыми.