Смекни!
smekni.com

Организационно-правовые вопросы (стр. 6 из 37)

В правовой науке формы проявления субъективного права традиционно разделяют на три вида правомочий: во-первых, правомочия, выступающего в виде непосредственного пользования благом; во-вторых, правомочия требовать от государства, его представителей и частных лиц соблюдения обязанности не посягать на охраняемое правом благо; в-третьих, правомочия прибегнуть к авторитету и силе государства при необходимости защиты нарушенного права.[23]

Учитывая, что здоровье дается человеку от рождения и является неотъемлемым свойством его организма, то представляется, что нет оснований говорить о правомочии пользования этим благом, так как такое «пользование» осуществляется естественно и для этого не требуется выполнение каких-либо действий иными лицами.

Представляется, что содержание права граждан на здоровье составляют правомочие требовать от неограниченного круга лиц воздерживаться от причинения вреда данному неимущественному благу, а также правомочие притязания, то есть возможность обратиться в соответствующие государственные органы за защитой данного права, в случае его нарушения.

Под нарушением права человека на здоровье, исходя из изложенного, необходимо понимать всякое умаление указанного блага, которое выражается в виде действий, направленных на причинение вреда здоровью. Меры защиты указанного права предусмотрены в уголовным, гражданском, административном праве. Такими мерами является наложение различных видов юридической ответственности на лицо, виновное в причинение вреда здоровью человека.

Данное право носит абсолютный характер, поскольку все остальные по отношению к управомоченному лицу граждане и юридические лица обязаны не нарушать это право, воздерживаться от действий, мешающих его осуществлению.[24]

Здоровье человека – сложное, многогранное явление, зависящее от множества факторов. Для сохранения здоровья большую роль играют такие факторы, как среда жизнедеятельности человека и доброкачественность продуктов питания. В случае заболевания, для восстановления здоровья необходима квалифицированная медицинская помощь и лекарства. Иными словами, для сохранения или восстановления здоровья человека необходимо наличие определенной совокупности благ, которые выступают в качестве основы, базиса для достижения полного физического и психического здоровья человека.

Предоставление этих благ является важнейшей социальной задачей общества и зависит от уровня его социально-экономического развития. Поэтому, закрепление в законодательстве обязанности обеспечения государством этих благ является более высокой ступенью развития субъективных прав граждан.

Необходимо отметить, что обязанность государства обеспечить право граждан на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья является общепризнанной нормой международного права. Такая обязанность, например закреплена в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которой для полного осуществления данного права должны быть приняты следующие меры: улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.[25]

Таким образом, субъективное право граждан на здоровье должно не только

признаваться государством, но и обеспечиваться путем создания благоприятных условий жизни, предоставления в необходимых случаях доступной медицинской помощи и т.п., то есть путем создания надлежащих гарантий осуществления данного субъективного права.

Этому принципу соответствует норма ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Право на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, производства и реализации доброкачественных продуктов питания, а также предоставление доступной медико-социальной помощи в Российской Федерации получило конституционное закрепление в виде «права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь» (п.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации 1993 года). Более подробному правовому регулированию осуществления этого субъективного права граждан посвящено более чем 15 законодательных нормативных актов Российской Федерации среди которых центральное место занимают Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон РСФСР об охране окружающей природной среды.

Необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит четкого определения конституционного субъективного права граждан на охрану здоровья. Это обусловлено тем обстоятельством, что Конституция СССР 1977 года, на основании которой были разработаны действующие ныне Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан провозгласила право граждан на охрану здоровья, указав при этом, что данное право «обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды, особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан» (ст. 42).[26] Аналогична указанной статье, статья 17 Основ о праве граждан на охрану здоровья.

Таким образом, ранее действовавшая Конституция СССР и действующие и поныне Основы определяют право граждан на охрану здоровья через указание на будущую, желательную деятельность государства, направленную на сохранение здоровья граждан. Не отрицая определенную значимость указанных норм, тем не менее приходится констатировать их излишнюю декларативность и отсутствие четкого указания на конкретное социальное благо, обретение которого и предусмотрено данной нормой.

Поэтому определение понятия данного субъективного права необходимо производить на основе анализа соответствующих правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения необходимых условий осуществления субъективного права граждан на здоровье.

В теории права сущность субъективного права определяется с точки зрения его существенных признаков. Такими признаками являются то, что субъективное право: принадлежит субъекту (лицу), основано на нормах объективного права; представляет собой обеспеченную государством и правом возможность определенного поведения субъекта (лица); направлено на достижение того или иного социального блага; обеспечивается общими (экономическими, политическими, идеологическими, организационными) и специальными (юридическими) гарантиями; осуществляется в интересах носителя субъективного права (личности) и общества в целом, являясь одной их форм сочетания этих интересов; реализация субъективного права обеспечивается и гарантируется законом; оно охраняется, защищается в судебном, административном или ином установленном законом порядке.[27]

Указанные общие признаки абстрактного субъективного права в конкретном субъективном праве приобретают специфические особенности, совокупность которых и позволяет определить сущность последнего как явления общественной жизни.

Таким образом, для выяснения сущности субъективного права на охрану здоровья не обходимо определить:

- круг лиц, обладающих правом на охрану здоровья;

- социальное благо, на обладание которого и направлено субъективное право на охрану здоровья;

- виды возможного поведения управомоченного лица, в целях обладания социального блага;

- общие и юридические гарантии, обеспечивающие право граждан на охрану здоровья;

- порядок охраны и защиты права граждан на охрану здоровья.

Субъектами конституционного права на охрану здоровья, как следует из ст. 41 Конституции РФ, являются все граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, объединяемые словом «каждый», что указывает на принадлежность данного субъективного права к основным, естественным правам человека. В виду этого правоспособность граждан (в том числе и лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации) ограничивается моментами их рождения и смерти. В указанном круге лиц ряд авторов выделяют категорию трудящихся, т.е. граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в рамках трудовых правоотношений. Так, например, А.Ю. Кабалкин, при рассмотрении системы гарантий обеспечения права на охрану здоровья, отмечал, что совокупность таких гарантий можно разделить на гарантии, распространяющиеся на всех граждан, и – только на работающих.[28]

Социальное благо, на обладание которым направлено субъективное право в теории права получил название объекта этого права.[29] При анализе объекта субъективного права на охрану здоровья необходимо учитывать то обстоятельство, что с наибольшей подробностью, правоотношения в сфере охраны здоровья раскрываются в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятых на основании положений Конституции СССР, в которой право граждан на охрану здоровья трактовалось несколько иначе, чем в ныне действующей Конституции РФ. В частности, в ст. 42 Конституции СССР содержалось указание, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается, в том числе и бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения. Такое конституционное положение позволило многим ученым-юристам, рассматривавшим проблемы субъективного права на охрану здоровья включать в объем понятия «субъективное право на охрану здоровья» целый комплекс субъективных прав, в том числе и право на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь[30].