Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 10 из 24)

Существуют ли какие-либо особенности психологии пожи­лого и более старшего возраста? Безусловно. Но, к сожалению, мало кто знает эту элементарную истину и понимает, что поступки, ре­акции пожилого человека следует оценивать с поправкой на воз­раст, что у разных возрастных групп разнятся ценностные уста­новки.

Изменения в характере пожилого человека объясняются ос­лаблением контроля над собственными реакциями, возможно, что те черты, которые раньше удавалось маскировать, понимая их не­привлекательность, вышли на поверхность. Кроме того этому воз­расту свойственен эгоцентризм, нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного внимания, причем это "должное" на самом высоком уровне. Все окружающие зачисляются в эгоисты, коль ско­ро они не поглощены заботой о старом человеке. Как говорят: "Эго­ист - это тот, кто любит себя больше, чем меня".

Характерологические изменения свойственные этому воз­расту, можно классифицировать по трем сферам. В интеллектуаль-

40


ной - появляются трудности в приобретении новых знаний и пред­ставлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными могут оказаться самые разные обстоятельства и те, ко­торые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (пере-езд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близ­ких), а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга; ограни-ченность в передвижении, вызванная параличом; полная или час-тичная потеря зрения). В эмоциональной сфере - неконтролируе­мое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение), со склонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слез­ливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о про­шлых временах, и не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять не чашку жаль, а то, что вместе с ней уходит что-то памятное. В моральной сфере -отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, доходящая до грубости, критика этих норм и манер.

На Западе люди разных возрастов пользуются услугами пси­хоаналитиков. С таким специалистом можно посоветоваться о сво­ем душевном состоянии. Психологические консультанты стремят­ся понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности. Основатель этого направле­ния австрийский врач Зигмунд Фрейд занимался теорией и практи­кой лечения неврозов. Смысл направления состоит в выявлении и анализе подавленных (вытесненных из сознания) психических пе­реживаний, которые согласно этой теории являются причинной неврозов. Основным методом лечения является свободная ассоциа­ция идей и их интерпретация пациентом и аналитиком. Лечение длится довольно долго и не всегда эффективно. У нас с недавнего времени существует Психоаналитическая ассоциация и издается специальный журнал "Российский психоаналитический вестник". З.Фрейд и фрейдизм вошли в моду.

Менее известны в нашей стране работы неофрейдистов. Одна из наиболее ярких представительниц - немецко-американский психолог, психоаналитик Карена Хорни. Ее книги, написанные почти пять десятилетий назад, не так давно опубликованы на рус­ском языке. Для нашего исследования наиболее интересны: "Невроз и личностный рост", "Невротическая личность нашего времени". Автор адресовал эти труды не профессионалам - психоаналитикам, а самым разным специалистам, в том числе и социальным работни­кам, всем, кто имеет дело с невротическими личностями. А также самим невротикам.

41


Кого же она считает невротиками? Всех, кто страдает пси­хическими расстройствами, причем основное расстройство заклю­чается в деформациях характера, вызванное страхами и защитами от них. Но это, ни в коем случае, не психические больные. К невро­тикам Хорни относит огромное множество, в принципе здоровых людей и воспринимаемых окружающими как здоровые люди, но имеющие отклонения от общепринятого в современной культуре образца. Хорни не занималась специально пожилыми людьми, фун­даментальные положения ее теории обращены к людям всех возра­стов.

Общим для всех неврозов являются тревожность и поиски защиты. Тревожность - тот мотор, который запускает и поддержи­вает невроз. Невротики чрезвычайно раздражительны, причины их раздражения могут быть совершенно мнимыми: кто-то не так отве­тил, не так посмотрел и тому подобное. При этом "не так" обычно совершенно беспочвенно или малозначимо. Любую критику невро­тик интерпретирует как унижение, неодобрение каких-либо его по­ступков или высказываний, что вызывает у него взрыв негодова­ния. В своей любви он навязчив, ревнив, требует абсолютной, бе­зусловной преданности, любви с жертвами. Любящий его человек должен любить и заботиться исключительно о нем. Невротик го­тов прикинуться больным, чтобы его жалели, сконцентрировали на нем все внимание, отказались от всего другого и таким образом доказывали свою преданность и готовность к самопожертвованию ради него. Апелляция к жалости - излюбленный прием невротика: "Я вас так люблю, а вы в ответ...". Он не терпит никаких отказов, они, по его мнению, оскорбляют его достоинство. А если таковые случаются, становится злым, язвительным, готовым обвинить обид­чика во всех смертных грехах. Здесь он готов бесконечно призы­вать к справедливости: "Почему вы заставляете меня страдать? Почему вы так недобры ко мне?" С трудом переносит одиночество, в такой ситуации ощущает свою беспомощность, незащищенность и ненужность. У части людей такого типа патологическая жадность, страсть к бессмысленному накопительству, к приобретению нефун­кциональных, но дорогих вещей. В них он ощущает свою защищен­ность. Он не терпит опозданий и непунктуальности по отношению к себе, расценивает их как неуважение.

Такое поведение весьма характерно для людей пожилого возраста. Из литературных примеров более других иллюстрирует такой тип - чеховский Ионыч. По описанию доктора Чехова, его герой - пожилой человек с тяжелым и раздражительным характе-

42


ром. Его тайное и любимое развлечение по вечерам - вынимать из карманов "бумажки, добытые практикой" и складывать, склады­вать... скупать дома, хотя живет одиноко и дома ему ни к чему, а чуть что не по нему - кричать тонким, резким голосом и стучать палкой об пол.

Психологические кризисы и этапы жизни. Стимулятором не­вротического состояния в этом возрасте выступает сам факт старе­ния, который становится психологическим кризисом. Но это не единственный кризис, переживаемый человеком за его жизнь, а один из многих. Американский психолог Эрик Эриксон называл восемь психосоциальных кризисов, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Каждый из них специфичен для определен­ного возраста. Первый - на первом году жизни. Второй кризис свя­зан с первым опытом обучения. Третий - соответствует второму детству. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. Пя­тый кризис переживает подросток. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается челове­ком в сорокалетнем возрасте. В конце пути человек подходит к пос­леднему восьмому кризису - кризису старости.

Психолог Шарлота Бюлер - автор теории развития челове­ка предлагает во многом сходную концепцию, выделяя пять фаз развития. Последняя, пятая фаза, начинается в 65-70 лет. В этот пе­риод, - считает французский психолог, - многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая после­дние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворе­ние или разочарование. Невротическая личность обычно испыты­вает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радо­ваться успехам; он никогда не был доволен своими достижениями: ему всегда казалось, что он что-то не дополучил, что ему недодали. К старости эти сомнения усиливаются.

Характерна последняя реплика Фирса (Чехов. "Вишневый сад"): "Про меня забыли... Жизнь-то прошла, словно и не жил... Силушки-то у меня нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... не­дотепа!"

Американский психолог Пекк, развивая идеи Э.Эриксона, пишет о подкризисах восьмого периода. Первый - переоценка соб­ственного "Я" независимо от профессиональной карьеры, то есть человек должен ответить прежде всего себе и для себя: "Кто я есть, что есть "Я" после ухода на пенсию, когда за ненадобностью от­брошены ученые и воинские звания, высокие и невысокие должно-

43


сти. Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела. Опять же ответ на вопрос: "Кто есть "Я" без красивой прически, стройной фигуры и крепкого здоровья. Для мужчины труднее пре­одоление первого подкризиса, а для женщин - второго. Мужчины и женщины по разному реагируют на кризис старости, указанное раз­личие - не единственное. Гипотеза Пекка интересна тем, что в её основе лежит представление о многообразии процесса старения.

Старость не есть единый, однообразный, неизменяемый ничем период жизни. И в старости человек претерпевает не только биологические, но и психологические изменения.

Отечественный ученый В.В.Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые собственно не зависят от пас­портного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельнос­ти, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с про­фессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда /уче­ные, артисты, учителя, врачи/. Эта связь может быть непосредствен­ной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней рабо­ты. А может быть - опосредованной через чтение специальной ли­тературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же псле ухода на пенсию, то минуя пер­вый этап человек попадает во второй.