Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 21 из 24)

Не менее важно, что социальные работники предлагают по­допечным широкий набор услуг. Согласно Положения о центре со­циального обслуживания, к таким услугам относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; доставка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитар­ной помощи; оформление различных коммунальных и других пла­тежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного соци­альный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, поможет

85


написать письмо родственникам, оформит необходимые докумен­ты (в том числе и для помещения в дом-интернат). Некоторые тер­риториальные центры расширяют рамки и этого довольно широ­кого перечня услуг.

Как видно из перечня социальные работники оказывают пре­имущественно услуги по удовлетворению первичных, жизненных потребностей витального, физиологического характера. В центре внимания оказывается внешняя социальная ситуация, тогда как пси­хологические переживания личности, проблемы общения, контак­тов, страхов, отчуждения, экзистенцианости остаются вне поля дей­ствий социального работника, что объясняется, прежде всего, не­компетентностью сегодняшних социономов в оказании психосоци­альной помощи. Для такой помощи необходима индивидуализация отношений "соционом-клиент". "Осуществляя дифференцирован­ный подход как ключевой подход к обеспечению социальной защи­щенности пожилых людей, можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство нацио­нальных традиций культуры, обычаев, создать в социуме в отно­шении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом" ("Теория социальной работы" /под ред. Е.И.Холосто-вой).

После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди лю­дей, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни. Центры социаль­ного обслуживания не ждут, когда к ним обратится за помощью пенсионер, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их под­держке.

Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические палаты. В таких палатах пенсионеры проводят по несколько месяцев, подлечившись - воз­вращаются домой.

Во многих центрах социального обслуживания созданы с-тационарные отделения. Формы работы стационара близки к дея­тельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от

86


одной недели до трех месяцев),Такая форма обслуживания особен­но притягательна для тех пожилых людей, которые временно утра­тили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть по-своему уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит пси­хологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.

Другая форма работы - отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям пре­одолеть невидимую беду - одиночество, освободить от замкнутос­ти на грустных стариковских мыслях. В таких отделениях сотруд­ники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со знако­мыми, заводить новые знакомства. Здесь же можно получить дов-рачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделениях организуются различные виды посильного труда, где можно и подзаработать шитьем, руко­делием, ремеслом. Можно снова ощутить свою полезность. Клиен­ты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рож­дения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь гру­стными, как прежде.

Социологические исследования пациентов дневного отде­ления, анкетирование с вопросом, что привлекает их в таком отде­лении. 74% ответили: желание общаться, совместно проводить вре­мя, участвовать в праздничных мероприятиях. Последнее особен­но понятно - никогда одинокий человек так остро ни переживает свое одиночество, как в праздничные дни, если он в такой день на­ходится в четырех стенах и ему некому сказать и не от кого услы­шать: "Поздравляю!". 26% признались, что для них главным моти­вом является желание получить бесплатный обед, 29% порадова­лись возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.

Центры организуют работу с пенсионерами по месту жи­тельства, создавая различные клубы по интересам. Эти объедине­ния носят как правило названия с претензией на поэтичность: "Се­ребряная ниточка", "Фронтовичка", "Поздняя радость" и т.п. За­седания клубов привлекают значительное число пенсионеров и не только тех, кто одиноки, в них с удовольствием участвуют и семей­ные пары. Нередко эти пары возникают здесь же.

Результаты социологического исследования, проведенного в 1995 г. в Москве, показали, что абсолютное большинство опро­шенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет

87


в коммунальных квартирах. Возможно образ 2-го дома социально­го обеспечения старгородского госстраха из "Двенадцати стульев" крепко сидит в сознании старых людей. Когда вышла в свет знаме­нитая книга они были еще задорными комсомольцами, но им за­помнились одеяла, с пугающей надписью "Ноги"; призывы: "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", "Мясо -вредно".

Причины, заставляющие стариков переезжать в такие уч­реждения, можно расклассифицировать по трем группам: социаль­ные /отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания/; медико-социальные /необходимость постоянного ме­дицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции/; пси­хологические /семейные конфликты, грубое отношение окружаю­щих, одиночество/. Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах интернатах страдают психическими отклонениями; у 68% ограниченная двигательная активность; от 62% до 70% не в состоянии себя обслужить. Ежегодно умирает 25% про­живающих. Невеселая статистика...

По результатам социологического исследования, проведен­ного в домах-интернатах для престарелых, Резников С.Г. и Рожков А.Г. отмечали, что среди поступающих в этих учреждения растет число лиц в возрасте 70-79 лет, и особенно от 80 лет и старше, тогда как пенсионеры до 70 поступают все реже, стремясь жить самостоя­тельно. Эти же авторы отметили интересную социально-психоло­гическую особенность в поведении пенсионеров, проживающих в домах-интернатах: длительность одинокого проживания мужчин до поступления в интернат значительно меньше, чем у женщин - 15 и 25 лет соответственно. То есть мужчины, по мнению авторов соци­ологического исследования, труднее переносят одиночество и охот­нее переселяются в эти дома. Исследование подтверждает мысль о том, что Понятия одинокие и одинокопроживающие люди не тож­дественны - среди проживающих в домах-интернатах - 37 % имели детей (Coц Ис N1/91).

В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость (чаще всего - квартира), имеющуюся у одиноких стариков, "работать" на пользу владельцев, одновременно оградив их от посягательств не­добросовестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на саму жизнь стариков.

В Ростовской области есть опыт решения этой проблемы


путем рентного залога жилья и поддержки жизненного уровня оди­ноких пенсионеров. Суть его в том, что пенсионер заключает дого­вор с предприятием о продаже тому своей квартиры с условием пожизненного проживания в ней. Предприятие ежемесячно выпла­чивает пенсионеру содержание в размере двух минимальных пен­сий и такую же сумму - центру социального обслуживания, гаран­тирующему пенсионеру ряд социальных, бытовых и медицинских услуг. Предприятие берет на себя также обязанность поддерживать хорошее техническое состояние квартиры.

У москвичей более богатый опыт такой деятельности, но, к сожалению, в том числе и криминального характера, когда к доб­рому делу примазываются различные авантюристы, которых сей­час стало гораздо больше, чем одиноких старушек с квартирой.

Хватает мошенников и для каждого желающего приобрес­ти таким образом квартиру. Опекуну часто грозит опасность ос­таться и без денег, и без квартиры. Разного рода маклеры и риэл­торские фирмы, готовы быстро и без затей обмануть и старушку -владелицу квартиры, и претендента на роль ее терпеливого попе­чителя.

Социологические опросы показывают, что абсолютное большинство клиентов службы социальной помощи выражает при­знательность, благодарность и доверие своим опекунам - соци­альным работникам, однако, по данным тех же опросов, они хоте­ли бы видеть в социальных работниках людей более великодуш­ных, понимающих, способных к состраданию. В этом желании кро­ется затаенная потребность пожилых людей в большем внимании к себе, к личности, в добром, всепонимающем взгляде и заботливой умелой руке. В то же время клиенты недовольны слабой професси­ональной подготовленностью социальных работников. Это и по­нятно, среди этих работников много случайных людей: новое дело всегда притягивает дилетантов.

Социально-демографическая группа "третьего возраста" чрезвычайно неоднородна по поло-возрастным, семейным, обра­зовательным, культурным и другим характеристикам. В России на современном этапе социальная работа с пожилыми людьми огра­ничивается социальным обслуживанием, что объясняется пробле­мами финансирования этой работы и слабой, в среднем, професси­ональной подготовкой практических социальных работников.