Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 19 из 24)

Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология ин­тегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих. Проблемы сексуального поведения, как и другие поведенческие проблемы, находятся в исследовательском поле философии и соци­ологии. Достаточно напомнить, что сам термин сексология ввел в научный оборот русский философ Василий Розанов. В наше время самое яркое научное рассмотрение сексологических проблем мож­но найти в работах известного философа Игоря Кона. Однако, в недавнем прошлом такие проблемы были "выкорчеваны из фило­софского поля". Ни в "Философской энциклопедии", ни в "Фило­софском энциклопедическом словаре" нет статей, посвященных этой проблеме. Как, впрочем, нет соответствующей статьи в новом сло­варе: "Энциклопедический социологический словарь".

В сознании огромного числа людей, особенно старшего по­коления, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологичес­кие установки. И то и другое по своей сути антисексуально: все те­лесное для них - низменное, греховное, не соответствующее мораль-

77


ному кодексу. Секс необходим только для продолжения рода. В литературе и искусстве соцреализма устами женщин всегда пропо­ведовался железный принцип: "Прежде думай о Плане, а потом обо мне". Причем основатели научного коммунизма, будучи далеко не аскетами, были гораздо честнее и, безусловно, умнее, чем их после­дующие толкователи. Ф.Энгельс писал о безнравственности всяко­го брака, не покоящегося на взаимной половой любви. Ханжески-пуританские установки христианской церкви и советских пропаган­дистов, находясь во взаимной неприязни, были едины в одном: половая жизнь несовместима с самореализацией личности в сфе­ре труда.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возмож­ность любви между мужчиной и женщиной. Карл Юнг, разрабаты­вая понятие "единение", растолковывал его как "сбегание друг к другу" противоположностей. Продуктом телесного единства явля­ется чувственное наслаждение, порождающее единство чувств и мыслей, что и составляет принципиальное отличие биологической репродуктивности от человеческой сексуальности. Духовное обще­ние способно перерасти в телесное общение, тогда как движение в обратном направлении маловероятно.

В культурах мира любовь и секс соединены в различные мо­дели, но все их можно свести к двум группам.

1. Секс не противопоставляется любви и не отождествлен с нею, а образуют единство. Такая интегральная, психофизическая модель присуща большинству великих культур и некоторым направле­ниям христианства.

2. Секс противопоставлен любви. В таком варианте любовь всегда асексуальна, но из противопоставления секса и любви логически проистекает возможность существбвания не только любви без секса, но и секса без любви. Не случайно среди теоретических изысков постреволюционного времени появились "теории ста­кана воды".

История культуры секса и любви дает понимание того как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколе­ния на проблемы пола. Конечно, любовь - высшее из чувств, и она не подвластна религии и идеологии, но и отрицать их влияние - не­логично. Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль ско­ро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необхо-

78


димо забыть. Им они "не по возрасту", литераторы и без того не­мало посмеялись над образами похотливых старикашек. На осно­вании социологических опросов, проведенных в конце 40-х годов, американский профессор Альфред Кинзи пришел к выводу, что большинство пожилых людей, особенно те, кто не имеет высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере (см. Джун М.Рейниш, Рут Бислей. "Грамматика любви").

У каждого человека под влиянием воспитания, образа жиз­ни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гор­мональных и нервных качеств складываются свои, только ему при­сущие представления о характере и нормах сексуального поведе­ния. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни. Более того, физиологические потенции вторичны по отношению к эмоциональной окрашенности сексуальных переживаний, которое больше зависит от взаимоотношений партнеров, их способности к сопереживанию, коммуникабельности, привязанности друг к дру­гу. Люди с нормальной половой жизнью, как отмечают сексологи, обладают эмоциональным благополучием, сильной иммунной сис­темой, здоровым сердцем и в итоге - живут дольше. Автор, исполь­зуя биографический подход, подтверждает этот вывод на примерах жизни знаменитых стариков, (основанием послужила книга, пост­роенная на документальном материале, тридцати двух исследова­телей из США, Великобритании, Франции, Италии и Испании -"Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей").

Игорь Кон в книге "Введение в сексологию" приводит дан­ные, полученные американскими геронтологами: "...хотя более по­ловины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15% продолжают её даже после 80 лет". При­водимые результаты опросов пожилых американцев позволяют сде­лать некоторые выводы об изменениях в характере половых отно­шений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в та­ком же возрасте. Кризис традиционных религиозных запретов от­делил репродуктивную функцию от сексуально-эротических отно­шений.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в лю­бовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естествен­ной, только человеку присущей потребности любить и быть люби­мым, а секс - это только одно из проявлений любви.

79


Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей.

Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческо­го общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон кон­фликта. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуж­дение этой проблемы не только не смолкало, но разгоралось с но­вой силой. И.С.Тургенев, написав знаменитую повесть, лишь отра­зил бытие этой темы для своего времени. Ведь еще Каин не понял Создателя. А притча о блудном сыне? Цари Иван Грозный, Вели­кие Петр и Екатерина не могли похвастаться взаимопониманием со своими наследниками.

Известная история Ветхбго завета рассказывает об отноше­ниях Ноя со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом. За не­почтительное отношение Ной проклял Хама, а его потомство об­рек быть рабами у братьев своих. Хамство навсегда переплелось с рабством и холуйством. Холуй послушен и покорен до тех пор, по­куда он находится в какой-либо зависимости, но стоит ему почув­ствовать свою независимость, как маска вежливости и лести срыва­ется. Хам обретает силу, которую направляет прежде всего против ослабевшего хозяина.

К старикам сейчас все чаще применяют синонимы "обездо­ленные" и "бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Кто их выг­нал из дому?. Или все старики бездетны? Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно на­деяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.

Одна из вечных заповедей, прочитанных Моисеем на камен­ных скрижалях, и повторенная через полторы тысячи лет Иисусом Христом, гласит: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти бу­дет и да долголетен будеши на земли". Возможно, что это первый рецепт долголетия, причем речь идет не о долголетии родителей, что надо понимать само по себе подразумевается, а о долголетии заботливых детей.

Можно выделить два типа отношения к старикам: геронто-фобия, или "линия Хама", и геронтофилия, или "линия Сима-Иафе-та". По тому, какая из линий является господствующей, можно су­дить, кто "правит бал" в обществе, гуманисты или гуманоиды - пос­ледние "радикально" решали проблемы стариков - они их просто съедали. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за

80


социальное, материальное, психологическое, одним словом комфор­тное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязан­ность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со сто­роны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни.

Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно клас­сифицировать по простейшему, но вечному основанию - отноше­нию родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.

Рассмотрим лишь геронтофильные варианты отношений. Так ли уж они безоблачны и бесконфликтны? Существует генети­ческая память, которая подсказывает, что в прошлые времена се­мья была под властью старшего мужчины, а всем домашним бытом управляла старшая женщина. При рассмотрении отношений "отец-сын" и "мать-дочь" нельзя не упомянуть мнение психологов-фрей­дистов о комплексах Эдипа и Электры. Это застарелое, подсозна­тельное соперничество сына с отцом и дочери с матерью способно сохраняться всю жизнь. В мужчине до позднего возраста бунтует тот самый мальчик, который подавляет в себе всякое женское нача­ло и стремится доказать, что он и его мать не единое целое. Экзис­тенциалист Ж.-П.Сартр, напротив, полагал, что свободными и та­лантливыми становятся лишь те мужчины, над которыми никогда не довлела тяжелая длань отца. "Хороших отцов не бывает - таков закон..." ( Слова. М., 1966).