Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 22 из 24)

По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "соци­альный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова-

89


ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть "Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в "Иностранной литературе" N 4/1991. Ав­тор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработав­ший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант со­циальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знаю­щий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способ­ны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе.

"Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с ку­лак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я , должно быть, не менее тридцати тысяч раз произ­нес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по край­ней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечи­мой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю",- так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли.

...один-два профессиональных вопроса - и слова полились рекой. Вопросы должны быть подобно скальпелю в пальцах хирур­га и одновременно руке матери на животике у больного ребенка".

Всякая услуга социального работника может обернуться ин­тервенцией в личную жизнь клиента. Осуществлению услуги дол­жен предшествовать ответ на вопрос: не принесет ли такая услуга вреда клиенту? Каким будет реальный эффект? Старики, страдаю­щие от невыносимого гнета домочадцев, могут препятствовать вме­шательству из чувства стыда или страха.

К.Дердь от имени своего героя описывает душевные пере­живания работника, ведет сквозь лабиринт событий, раздумий, уме­стившихся в один-единственный день. Горькие раздумья и все же он заканчивает и повесть, и раздумья длинным монологом, суть которого в последних фразах: "Однако тем временем я жду своих клиентов... пусть приходят те, кто не способен жить с другими людь­ми в согласии... пусть приходят кто хочет: один из нас будет гово­рить, другой - молчать; по крайней мере мы будем не одиноки".

Социальная работа требует отдачи душевных сил, житейс­кого опыта, но еще и понимания психологических, этических, юри-

90


дических и других проблем, возникающих у пожилых людей и при общении с ними.

Социальная работа в России имеет свою многовековую пре­дысторию. Благотворительность и милосердие являются генетичес­ки определенными чертами национального характера россиян и они же являются необхбдимыми компонентами социальной работы. Общественная благотворительность в России получила свое разви­тие еще в домонгольский период. Российская культура буквально пронизана идей милосердия. От Владимира "красное солнышко", от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства, до са-моотреченности страстной защиты прав человека Андреем Саха­ровым.

Вековые традиции нашей страны создали благодатную по­чву для создания социального института милосердия. Не случайно, что при всех трудностях нашего времени социальная работа в Рос­сии за короткое время приобрела четкие организационные формы, научное осмысление и учебную базу. Теория и методика российс­кой социальной работы открыты для включения мирового опыта этой работы, ведь ее проблемы /в первую очередь проблемы помо­щи пожилым людям/ носят поистине интернациональный характер.

Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.

В любой стране люди стареют, уходят от дел, переживают от свя­занного с этим снижения доходов, сужения круга общения, стар­ческих болезней и т.д. В разрекламированное представление о вы­ходе на пенсию как о приятном погружении в "золотые годы" - бес­конечный "уик-энд" свободы и радости, больше верят молодые люди, которые об этом пишут, чем те, кто переступает черту между работой и пенсией, от заработной платы к пенсионной системе. И дома - в "пустое гнездо" приходит "пустое время". Невозможно переделать трудовой ежедневный ритм на бесконечные прогулки, путешествия, начинать и заканчивать день чтением романов или просмотром боевиков. Можно выбросить за ненадобностью лите­ратуру по специальности, но как поступить с накопленным и нево-стребуемым запасом специальных знаний и опыта?

Пенсионерами американцы /и мужчины, и женщины/ ста­новятся по достижению 65 лет. Понятно, что рост продолжитель­ности жизни увеличивает число пенсионеров. По разным оценкам, к 2000 году их будет в США от 32 до 35 млн человек.

По инициативе президента Р.Рейгана в 1978 году был при­нят Закон, в соответствии с которым запрещается дискриминация

91


пожилых людей при приеме на работу по возрасту / до 70 лет/. В то же время поправками к Закону о социальном обеспечении, приня­тыми в 1983 году, предусмотрено постепенное увеличение возраста выхода на пенсию, сначала до 66 лет к 2000 году, а через пять лет -еще на один, год. В Норвегии, Дании, Исландии и некоторых дру­гих странах уже сейчас возраст выхода на пенсию - 67 лет.

Проект Программы пенсионной реформы в Российской Фе­дерации не предусматривает законодательного повышения пенси­онного возраста, хотя он самый низкий во всем мире, но предлага­ются меры материального стимулирования более позднего выхода на пенсию мужчин и женщин.

Еще один контраргумент к мифу о "золотом времени" пен­сионеров-американцев: по данным официальной американской ста­тистики 15% пенсионеров живут за чертой бедности и вынуждены искать работу. В поисках работы пенсионерам оказывают помощь государственные и общественные организации, биржи труда. Для пенсионеров специально резервируются места с полной или частич­ной занятостью, но обычно это малопривлекательная и низкоопла­чиваемая работа, кроме того, требуется изрядная доля терпения и настойчивости, чтобы в пожилом возрасте освоить новую специ­альность, адаптироваться на новом месте работы.

По данным Госкомстата России ("Россия в цифрах" Офи­циальное издание. 1996 г.) средний размер пенсии россиян ниже про­житочного уровня, однако тот же справочник сообщает, что в служ­бы занятости страны обратилось 166 тысяч пенсионеров (мизерный процент от общего числа пенсионеров), но только 31 тысяча из них бьщи трудоустроены.

Предприниматели США организуют специальные семина­ры для своих работников, находящихся в предпенсионном возрас­те. На таких семинарах рассказывается, как применять правила со­циального обеспечения и системы медицинской помощи, каково обеспечение дохода пенсионеров со стороны предприятия. Служ­бы социальной помощи, работающие с пожилыми людьми берут на себя юридические, финансовые и психологические консультации. Геронтологи советуют, что необходимо заранее готовиться к вы­ходу на пенсию. Но несмотря на закрепившуюся за американцами репутацию прагматичных людей, они неохотно участвуют в работе таких семинаров. В некоторых случаях администрация требует обя­зательного присутствия. Нежелание становиться "семинаристом", возможно объясняется тем, что принять участие в таких занятиях, значит подтвердить свое намерение о скором уходе на пенсию.

92


В домах для нетрудоспособных живут в основном престаре­лые люди, нуждающиеся в долговременном уходе, их средний воз­раст - 84 года. Большей частью это женщины, никогда не состояв­шие в браке и не имеющие детей. Американцы не бросают своих стариков-родителей на произвол судьбы, хотя такой миф все еще имеет хождение. Они стараются ухаживать за ними сами.

Большинство домов для нетрудоспособных /80%/ в США приносят прибыль концернам, которые ими владеют, но финанси­руются государством. Государство выдает лицензии и контролиру­ет соответствие нормативам условия содержания в них. Нормати­вы имеют федеральный характер, то есть обязательны для всех уч­реждений такого типа.

Часть домов имеют некоммерческий характер и принадле­жит различным благотворительным и религиозным организациям или государству. Все конфессии США (наиболее значительные - про­тестантская, католическая и иудейская) имеют свои благотворитель­ные организации, в том числе и дома для престарелых, но клиента­ми являются не только единоверцы, а люди принадлежащие дру­гим религиозным общинам. В штатах этих организаций много доб­ровольцев - мирян.

Частные пансионаты отличаются тем, что в них для пенсио­неров предоставляются услуги различного класса, в зависимости от размера вносимой платы. Для состоятельных постояльцев - рос­кошные апартаменты с обилием обслуживающего персонала. Для малообеспеченных - дешевые заведения с несколькими жильцами в одной комнате и минимумом услуг. Персонал государственных уч­реждений: один врач, одна медсестра и технические работники. И все-таки, даже те, кто живет в суперкомфортабельных домах пре­старелых, называют их "мягкими, дорогими, но тюрьмами".

С начала 70-х годов рост числа людей 85 лет и старше, не­способных обходиться без посторонней помощи, стал настолько значительным, а расходы по их содержанию столь большими, что американцы решили перенять британский опыт организации цент­ров дневного ухода за престарелыми.