Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 3 из 24)

За короткий срок, от начала века до настоящего времени, возрастная структура России претерпела радикальные изменения: от "молодой" (менее 7% пожилых людей), через первое преддверие старости - 9% в 1959 году, - стремительно к "старой". Если в 50-х годах население младших возрастных групп превышало долю по­жилых более, чем в 2,5 раза, то сейчас лишь в 1,3 раза.

Расселение пожилых людей неравномерно по регионам Рос­сии: от 26% в Тверской области до 5% на Камчатке. Весьма значи­телен процент пожилых в крупных городах Центральной России. Почти во всех регионах доля пожилых сельчан в общей численнос­ти превышает долю их сверстников-горожан. Так сложилось в ос­новном в результате миграции "село-город", пишущей нерадост­ную картину: отъезд молодежи в города и доживающие свой век в деревне старики.

Всплески и падения рождаемости по прошествию 60-65 лет оказывают серьезное влияние на численность старшей возрастной группы. Последняя перепись населения /1989 год/ показала значи­тельные различия в численности людей предвоенных, военных и пос­левоенных годов рождения. Наименьшим, понятно, было поколе­ние военных годов рождения, а наибольшим - послевоенное. Когда придет время уходить на пенсию послевоенному поколению, про­изойдет значительное утяжеление удельного веса старших возраст­ных групп в демографической структуре. По нашим расчетам чис­ленность людей в возрасте 60-64 года (т.е. тех, кто родился до вой­ны) к 2001 году составит в России 9 млн человек, через пять лет людей этого возраста будет на 5 млн меньше. Но в дальнейшем, через 10-15 лет, когда состарятся те, кто родился после войны, эта возрастная когорта будет насчитывать уже 10-12 млн человек.

Ситуация с пенсионным обеспечением в ближайшие 5-10 лет улучшится из-за того, что на пенсию будут выходить малочислен-

11


ные поколения военных лет рождения, тогда как молодые трудо­способные поколения будут достаточно представительными. Дробь, отражающая соотношение работающих (числитель) и пенсионеров (знаменатель) имеет в настоящее время значение больше единицы (14/10). Но со временем пенсионерами станут многочисленные пос­левоенные поколения и соотношение трудоспособных и пострудос-пособных, выраженное той же дробью, окажется намного меньше единицы. В следующей таблице представлены прогнозируемые ве­личины этой дроби:

2000г. 2005г. 2010г.
16/10 18/10 6/10

Влияние этой ситуации на социально-экономическое положение в стране в ближайшие десятилетия нельзя не учитывать.

Средняя продолжительность жизни. Средства массовой ин­формации систематически сообщают о постоянном уменьшении средней продолжительности жизни. Особенно низкую цифру назы­вают для мужчин - 57-59 лет. Необходимо внести ясность. Приво­димые величины относятся к демографическому показателю, пол­ное и правильное название которого - "средняя ожидаемая продол­жительность предстоящей жизни". Ожидаемая, или предполагаемая, ни в коем случае не ограниченная указанным числом лет для каж­дого человека, но и не гарантированная. Статистика не предрекает и не обещает никому определенную продолжительность жизни. Рас­чет показателя основан на теории вероятности, построении таблиц смертности и исчисляется как соотношение между числом умерших в отдельных возрастах на определенный момент. Этим моментом является обычно год, предшествующий тому году, в котором ве­дется подсчет. Публикуемые показатели не относятся к продолжи­тельности жизни людей, уже проживших какую-то часть жизни, а только к рожденным в данном году и то при условии, что показате­ли смертности в их будущей жизни останутся такими же, как в рас­четном году. Данный показатель носит прогнозный характер и его величина во многом зависит от того какой методикой расчета пользуется демограф, его не следует отождествлять с медианным возрастом умерших, то есть возрастом, к которому случается мак­симальное число смертей в данном поколении.

Таким образом, этот показатель один из примеров того, что

12


не всякое научное понятие переводимо на обыденный язык, но умышленно или по незнанию неверно истолкованные научные по­нятия могут быть использованы как предмет политических спеку­ляций, что и происходит с толкованием данного показателя. Этот вывод не претендует на новизну, а лишь восстанавливает истинное представление.

В то же время было бы ошибкой считать этот показатель научным изыском, не имеющим практической ценности. На самом деле, он отражает, прежде всего, уровень смертности, причем боль­ше других на него оказывает влияние детская смертность.

Сравнительный анализ средней ожидаемой продолжитель­ности предстоящей жизни (средней продолжительности жизни) в развитых и развивающихся странах привел экспертов ООН к со­зданию индекса развития человечества, или, как его назвали жур­налисты "индекса счастья". И расчет индекса и сам индекс вызвали немало споров. Индекс синтезировал три показателя: валовой на­циональный продукт на душу населения, уровень образования на­селения и вероятную продолжительность жизни при рождении. Проиндексировано 173 страны. Россия занимает 37 место.

Демографические коллизии России XVIII-XX вв. Рассмотрим конкретно-историческую обусловленность продолжительности жизни, ее зависимость от уровня социально-экономического раз­вития России на протяжении трех последних столетий.

Первые документальные материалы о демографической си­туации в России относятся к XVIII веку. Это была регистрация умер­ших и свод этих данных воедино. Сведения о более ранних перио­дах получены аналитическим путем. Они говорят о том, что с IX до XVI века численность населения изменялась незначительно, то есть характерному для этого времени высокому уровню рождаемости противостоял столь же высокий уровень смертности, редкие люди доживали до старости.

По расчетам английских демографов в средневековой Анг­лии продолжительность жизни колебалась от 17 до 33 лет и состав­ляла в среднем 26-28 лет. Такие же показатели свойственны в это время и другим европейским странам. Эти низкие значения объяс­няются свирепствовавшими в это время эпидемиями, чаще других -чумы.

О продолжительности жизни на Руси нет документальных свидетельств. Но известно, что страшные эпидемии не обходили её стороной. Огромное число людей уносили войны. Не намного мень­ше гибло от извечной страсти российских правителей (к примеру

13


Иван Грозный, Петр I) к уничтожению собственного народа.

Если сопоставить рост населения России с ростом населе­ния в европейских странах с 1500 до 1700 года, то они находятся примерно на одном уровне: население России увеличилось за этот период с 16 до 24 млн, или на 150%, тогда как в европейских стра­нах, вместе взятых, с 70 до 100 млн или на 143%. Отсюда можно сделать вывод: продолжительность жизни в России была такой же как и в Европе - 26-28 лет. В начале XIX века, по расчетам Б.Ц.Ур-ланиса, до возраста 10 лет не доживало 50-52% мальчиков, к сере­дине века эта цифра возросла до 60%; смертность в молодых и зре­лых возрастах равнялась смертности в старших возрастах и это ес­тественно сказывалось на показателе продолжительности жизни. Социологические исследование продолжительности жизни русской деревни А.И.Шингарева изложены в книге с весьма символическим названием: "Вымирающая деревня".

В начале XX века в России проживало 130 млн человек, в Африке 110, в Северной и Латинской Америке, вместе взятых, - 145 млн. Как видно это величины одного порядка, но к началу 90-х го­дов в СССР - 287 млн, в Африке - 610, в обеих частях Америки - 700 млн. Снижение рождаемости - недостаточный аргумент, для убеди­тельного объяснения столь значительных различий в темпах роста.

П.А. Сорокин, анализируя русскую историю с 1914 по 1922 год, выделил ряд независимых переменных - война, голод, револю­ция, которые определили весь строй новейшей отечественной исто­рии, прежде всего демографические изменения или, по выражению классика социологии, "отрицательную селекцию". Особенно силь­но пострадала мужская часть населения зрелого возраста, причем больше всего в европейской России. Аналогичные данные получил другой исследователь - демограф и социолог С.Г.Струмилин.

"Красное колесо", уничтожая кулачество "как класс", на самом деле уничтожало самый широкий слой населения - крестьян­ство. По данным историка А.В. Антонова-Овсеенко к 1940 году жертвами гражданской войны, террора, голода и коллективизации пала четверть взрослого населения страны - 57 млн человек. По рас­четам американского демографа Рудольфа Руммеля коммунисти­ческий режим с 1917 по 1987 год истребил 62 млн человек. Дискус­сионным остаётся суммарное число потерь в Великой Отечествен­ной войне. С точки зрения современных исследователей, прямые потери в этот период составили примерно 26-27 млн человек (кос­венные в полтора раза больше), при этом почти три четверти по­терь - мужчины.

14


Питирим Сорокин в работе "Современное состояние Рос­сии" утверждал, что войны и революции губят генофонд страны, убивая преимущественно его лучшие элементы: а/ наиболее биологически здоровые; б/ трудоспособные энергетически;

в/ более волевые, одаренные, морально, психологически и ум­ственно развитые. Безусловно, что генофонд, претерпевший столько разрушительных воздействий, не может иметь высокий показатель средней продолжительности жизни.

В настоящее время рост средней продолжительности жизни в основном происходит за счет увеличения численности людей стар­ших возрастов, что ведет к дальнейшему росту демографического старения общества и так называемой "демографической нагрузки", то есть соотношения численности работающих к численности со­циальных иждивенцев.