Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 8 из 24)

В истории старости отношения "старики и власть", на пер-
вый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций
древности при невысокой общей продолжительности жизни герои-
тократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым уни-
версалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в
Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда,
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра-
ны стали называться "седым обществом", во властную элиту при-
шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста
"акмэ".

В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронта­ми", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными ним­бами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-влас­тителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."

В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-

32


стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природны­ми задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Зако­нах", "Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совер­шенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту уме­ренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Плато­на старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс дока­зывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымы­сел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современ­ного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране.

Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного дея­теля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельно­сти, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой со­здать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне су­ществует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я зай­мусь этим". "Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управле­нию страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государ­ства.

Призывом почитания предков - живых и умерших - букваль­но пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в каче­стве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние стра­ны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении зани­мает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, ува­жению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" са­мым эффективным методом управления страной, потому что страна

33


- это большая семья. У

В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль,
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к
сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, со-
браны и записаны традиции, житейские правила и наставления, ко-
торыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой
мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и стар-
ших.

Не следует забывать, что античные старейшины были на-
много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем
последнем романе "Иеффай и его дочь", описывая Израиль между
1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин-
высшем органе власти в то время. Он замечает: "Большинство этих
старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за
тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать "боро-
дачом", "старейшиной".

Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It
ний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жиз-
ненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во
властную элиту. Претензия на власть обосновывалась не длиной
седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился
властителем дум.

По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрас­тная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе.

Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс

34


современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как зна­ния и культурные ценности эволюционируют с невиданной быст­ротой".

Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть пе­реход от преимущественно аграрного труда к преимущественно ин­дустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского насе­ления, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.

В связи с таким раскладом общественных сил, западные со­циологи заговорили о "возрастной сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и пре­вращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации перекликается с идей эйджеизма. Перед большин­ством цивилизованных стран стоит проблема оптимизации отно­шений поколений, в том числе рационального сочетания во власт­ных структурах людей старшего и молодого поколений.

Количественный рост группы пожилых людей придал ей осо­бое качественное положение в обществе, она стала реальной поли­тической силой как специфическая социальная группа. Американс­кий социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старо­сти - серьезным политическим аргументом. Следует обратить вни­мание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чи­стое выражение социального чувства. ... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека отождеств­лять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встре­чается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не уви­деть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отме­чает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что боль­шинство престарелых занимают консервативные позиции и разде­ляют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой "места в жизни, с воспоминания­ми о счастливых "прошлых временах".

Однако консерватизм не тождественен пассивности в поли­тической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в

35


выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастны­ми категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна.

Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - "застойные") моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое обще­ство движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложив­шиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и ре­гулировать социальные изменения.

В динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.

В еще никем незабытые времена наша страна жила под ло­зунгом, выдвинутом М.Сусловым и подхваченным Л.Брежневым: "Стабильность кадров - залог успеха". В книге "Здоровье и власть" кремлевский доктор, академик Е.Чазов, соблюдая принципы меди­цинской этики, в то же время стараясь быть абсолютно объектив-ным, рассказывает о геронтах "развитого социализма". У третьего лица в партии - А.Н. Кириленко наблюдались атрофические про- цессы в коре головного мозга. А.Н.Косыгин продолжал работать после перенесенного кровоизлияния в мозг. Руководитель братс­кой партии 78-летний В.Ульбрихт страдал склерозом мозговых со­судов той степени, в которой человек уже не может критически оце-нивать свое состояние, но был очень разобижен и сопротивлялся предложению о передаче власти более молодому Э.Хонекеру. Не- излечимо больной К.У.Черненко принял бразды управления стра- ной в 73 года, оправдывая себя тем, что такова воля товарищей.