Смекни!
smekni.com

Социально-философский анализ (стр. 13 из 24)

52


5/ Та же установка враждебности, но направленная на самого себя -
характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным
балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неуда­
чах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пас­
сивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потреб­
ность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и
острой жалости к себе; смерть рассматривается ими как освобож­
дение от страданий.

Конечно, это не единственная типология пожилых людей, ни одна из существующих типологий не претендует на исчерпыва­ющее, абсолютное знание о характеристиках, свойственных пожи­лым людям.

Довольно оригинальную трактовку этой проблемы дает А.Качкин, социолог из Ульяновска. В зависимости от того, какие интересы, стороны жизни выступают для пожилых людей главен­ствующими, он выделяет следующие типы:

1. Семейный - нацелен только на семью, ее благополучие.

2. Одинокий - наполненность жизни достигается, главным образом, за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями /возможен вариант одиночества вдвоем/.

3. Творческий - он не обязательно должен заниматься художествен­ным творчеством, этот тип может реализовать себя и на садовом участке.

4. Социальный - пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными (по его представлениям) делами и мероприятиями.

5. Политический - человек, заполняющий свою жизнь участием /активным или пассивным/ в политической жизни.

6. Религиозный.

7. Угасающий - человек, который так и не смог или не захотел ком­пенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам /к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работ­ника/.

8. Больной - люди такой направленности заняты не столько под­держанием собственного здоровья, сколько наблюдением за про­теканием болезни.

Как видно, речь идет в основном о здоровых людях, тогда как многие старики становятся девиантами, то есть людьми с от­клоняющимся поведением /пьяницы, бродяги, самоубийцы/.

У Гегеля есть маленькая статья, всего 6-7 страниц: "Кто мыслит абстрактно?". Философ с едким, и вообщем-то редким для

53


него юмором, преподносит идею о том, что абстрактное мышление вовсе не привилегия образованного ума. На паре забавных приме­ров он показывает, что почтение к абстрактному мышлению не боль­ше, чем предрассудок. Обыватель вырывает из характеристики че­ловека какую-то одну, пусть и важную, черту и по этому одному качеству, как бы уничтожая все остальные, пытается понять, что составляет человеческое существо. Возникает вопрос: не уподобля­емся ли мы тому обывателю, накладывая различные типологии на конкретных людей, выискивая какую-то одну сторону из многогран­ности личности, и окрашивая в ее цвет всего человека?

Студенты философского факультета Рострвского универси­тета, проходя практику по социальной работе, составляют психо­логические портреты своих подопечных - пожилых людей. Вот один из примеров.

Пенсионерка З.Г., 67 лет, медсестра, живет одна, женатый сын живет отдельно. З.Г. принимает активное участие в работе цен­тра социальной помощи населению, проводит там оздоровитель­ные мероприятия, лечебную гимнастику, траволечение.

Согласно типологии - готов вывод: "социальный тип, пен­сионер-общественник, занятый общественно-полезным делом"

З.Г. много времени проводит у себя на даче, выращивая ди­ковинные цветы. Значит она - "творческий тип"? Но она еще нян­чит обожаемого внука. "Семейный тип"? Итак, одна пенсионерка в трех "типах".

Человек в любом возрасте многогранен. Абсолютизация ка­кой-либо одной его грани исключает продуктивное общение меж­ду социальным работником и его клиентом. Но они, как сказал бы Гегель, должны быть знатоками человеческой души.

Люди по своим поступкам, мотивам, реакциям отличаются друг от друга. Еще Гиппократ предложил различать четыре типа людей, по тому какой "сок" преобладает в их организме: сангви­ник, холерик, флегматик, меланхолик. Так что идея типологии ста­ра, как мир. Конечно, сегодня типология Гиппократа не представ­ляет практического интереса, она ушла в область истории медици­ны и психологии. А вот знаменитая книга швейцарского психолога Карла Юнга "Психологические типы" является классическим про­изведением и лучшим учебником психологии. Юнг ввел представ­ление о двух типах - экстравертном и интровертном. "Рассматривая течение человеческой жизни, - писал Юнг,- мы видим, что судьба од­ного типа /экстравертного/ обуславливается преимущественно объек­тами его интересов, в то время как судьба другого /интровертного/

54


определяется прежде всего его внутренней жизнью, eгo субъектом".

Экстравертированная личность открыта для окружающих и общительна, однако склонна к авантюрам, а интровертирован-ная - замкнута, застенчива, стремящаяся избегать риска.

Основными психическими функциями Юнг считал мышле­ние и чувствование, ощущение и интуицию, утверждая, что, "если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соот­ветствующий тип". Такими типами, по Юнгу, являются мыслитель­ный, чувствующий, сенсорный, интуитивный.Лричем каждый из этих типов различается как интровертные и экстровертные. Итак, всего 8 типов - результат теоретических исследований и практичес­ких наблюдений, сделавших имя швейцарского психолога всемир­но известным.

Последовательницы учения Юнга, мать и дочь Катарина Бриггс и Изабель Майерс, дополнив типологию Юнга шкалой двух способов взаимодействия разных типов с внешним миром /реше­ние-восприятие/, создали Индикатор типов Майерс-Бриггс /MBTI/. MBTI нашло широкое практическое применение в бизнесе, в обще­ственных организациях и государственных службах различных стран. В этой типологии уже 16 типов. Эта типология может быть продуктивной и в социальной работе с пожилыми людьми.

Два автора О.Крегер и Дж.М. Тьюсон в трех книгах под­робно описали применение MBTI в различных сферах ("Типы лю­дей", "Типы людей и бизнес", "16 дорог любви").

И в заключение этого вопроса замечу, что любые психоло­гические тесты и классификации типов носят спорный, необязатель­ный характер. Они не отражают и не могут отразить всех нюансов индивидуальной натуры. Но социальному работнику, и не только ему, всякому человеку, кто хочет понять себя и других, необходимо знакомство с типоведением,

Одиночество. Стало своего рода штампом добавлять к сло­ву "старики", другое - "одинокие". Студенты-практиканты, обсле­дуя прикрепленных к центрам социальной помощи, а как известно это люди исключительно живущие одиноко, не встретили никого, кто бы признался, что страдает от одиночества.

Прежде всего, человек, живущий один и одинокий человек -это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим от одиноче­ства может быть человек, живущий в большой семье или в много­людном общежитии. Во-вторых, интроверты любят тишину и уеди­нение, ощущают необходимость "подзарядиться" в одиночестве после того, как им пришлось побывать на людях, их раздражают

55


слишком компанейские люди /экстраверты/. Следовательно, не все одинокоживущие страдают от одиночества: определенный тип лю­дей бережет и лелеет свое одиночество.

Одиночество,- утверждают психологи,- не измеряется рас­стоянием, отделяющим одного человека от другого, оно обуслов­лено наличием или отсутствием "родственной души". Причем "род­ная душа" это не обязательно человек, который всегда говорит вам: "да". Скорее, наоборот. Выдающийся философ современности Эвальд Ильенков полагал, что "единство /или общность/ создается тем признаком, которым один индивид обладает, а другой - нет. И отсутствие известного признака привязывает одного индивида к другому гораздо крепче, чем одинаковое наличие его у обоих.

Два абсолютно одинаковых индивида, каждый из которых обладает тем же самым набором знаний, привычек, склонностей и т.д., были бы друг для друга абсолютно неинтересны, не нужны. Это было бы попросту удвоенное одиночество" ("Диалектическая логика", М., 1984, с. 273).

Контингент подопечных центров социальной помощи, этих островов одиноких, представлен в основном женщинами, что во-общем-то не удивительно при том различии в продолжительности жизни мужчин и женщин, которое существует в нашей стране. Уди­вительно другое наблюдение - овдовевшие мужчины гораздо силь­нее переживают свое состояние, чем женщины. И дело не в том, что мужчине легче избавиться от одиночества, вступив в новый союз, а в том, что мы привыкли считать мужчин менее эмоциональными, более сдержанными в своих чувствах и т.д.

Разгадка, видимо, не в эмоциональной настроенности, а в способности к адаптации. Мужчины труднее приспосабливаются к новому состоянию. Потеря работы, уход на пенсию для них порой не меньшая психическая травма, чем утрата супруги. Разница в про­должительности жизни мужчин и женщин подспудно готовит жен­щину к вдовьей доле, к вступлению в сообщество вдов. Мужчина-вдовец редкое явление. Он, как птица с одним крылом, не приспо­соблен к жизни. Единственный выход из положения, /не считая воз­можности вступить в новый брак/ - принять женские правила пове­дения, отказавшись от собственного статуса. Женщины обычно возмещают утрату , обратив все свое внимание, всю чувственность к детям. Среди мужчин-вдовцов легче адаптируются те, у кого есть дочь и возможность влиться в ее семью. Дед, который прежде с тру­дом отличал назначение пеленки от клеенки, может стать отличной нянькой для любимых внуков.